118-1. Слово, которое ведёт к счастью

Вячеслав Абрамов
Путь к счастью – в простых словах, ставших Священным Писанием. Простые слова – но как они наполняют!
Из-за чего, какой такой хитростью простые слова так проникновенны? Они затрагивают душу, которая при добром настрое ощущает наполняющий их дух.

В этом, без преувеличения глобальном послании – псалме 118 использован особый стиль поэтической композиции, который называется акростихом. Он состоит из 22 строф по числу букв иврита и в алфавитном порядке, каждая строфа состоит из восьми стихов, начинающихся той же буквой.

Если рассматривать буквы в их духовном значении, то это не что иное, как свойства, которые подходят для постижения духовного мира, Творца и Его управления. Каждая из 22 букв представляет собою то или иное свойство.
За этими свойствами «стоят» определённые духовные силы, однако описание духовных сил, обозначаемых каждой буквой, очень сложно, а главное – непривычно без значительных предварительных объяснений, без глубокого изучения.
Но для понимания духовной сути посланий Давида будет достаточно поверхностного объяснения.

Имеется 22 особых свойства, необходимых для постижения духовного мира и его управления нами, и есть 22 знака их описания, называемые буквами. Как в языке достаточно сочетаний из 22 букв для описания всех знаний, так и 22 свойств достаточно, чтобы с помощью всевозможных сочетаний, соединений выполнять все духовные действия, и привести все свойства человека к исправлению.

Первые 8 стихов псалма начинаются на букву алеф. Как говорится в книге «Зоар», несмотря на особое положение буквы бэт, через которую создан мир, только с алеф всегда будет начинаться расчёт всего, что есть, и всё единство всего – только в ней и через неё.
Такое её совершенство – от нисхождения свыше силы, света, духовно поднимающей находящихся внизу. Буква алеф только ждёт, когда снизойдет свыше свет, дающий силу для духовного подъёма, и тогда возбудится и покажется во всём своём совершенстве. Поэтому алеф во главе всех букв алфавита, и «создаёт голову» у всех букв.

И эти начальные стихи – о блаженстве, которое содержится в исходящем от Господа свете, и приходит к идущим к Творцу, постигающим Его.

"Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем".

Прокладывающие пути в стороне от ристалищ порока – они счастливы. «Счастливы те, чей путь непорочен» – так и говорит прямой перевод стиха с еврейского текста (Теилим).

Блаженство – это то, на что претендует каждый из нас, к чему мы стремимся. Псалмопевец не говорит, в чём заключается счастье. Достаточно знать, что надлежит делать и каким нужно быть, чтобы его достичь. Все хотели бы быть счастливыми, но лишь немногие понимают, к чему устремиться и встают на правильный путь. Проблема в том, что большинству людей путь к истинному счастью кажется тесен и узок.
Разве можно не знающему Бога осознать и принять утверждение о том, что ходить в законе Господнем – это блаженство? Осознает и примет только тот, кто встанет под закон, и это блаженство испытает. Кто пойдёт по стезе закона, не отвлекаясь по пустякам на тщетные соблазны, устремившись вперед к цели, которая обозначена словом Божьим. Это и означает идти путём, который Господь для нас предназначил.

Давид это осознал – и говорит об этом, во благо внимающим ему.

"Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его"

Блажен хранящий заповеди Творца, ибо испытывает их утешения и защиту в этом мире, избавлен от страха перехода в мир иной. Ходящий в законе Господнем должен хранить Его откровения, то есть – Божьи заповеди. Ещё откровения Господа могут обозначать Его завет. Ковчег завета назван ковчегом откровения. Тот, кто не соблюдает Божьих заповедей, не соблюдает и завета Господа.

«Всем сердцем ищущие Его» – не себя и не своего ищущие, но только Господа. И именно всем сердцем, а если сердце разделилось между Всевышним и миром – это ничтожно.
Ищущие Его потому, что только Он наполняет, даёт полноту смысла жизни.

"Они не делают беззакония, ходят путями Его"

Не творят они нечестия, не подпускают к себе никакого греха.
Да ведь счастье и есть удалённость от любого беззакония. Это желание следовать тем путём, который Господь наметил для нас и указал в Писании.
А самый верный способ удерживаться от зла – это полностью посвятить себя добрым делам.

"Ты заповедал повеления Твои хранить твёрдо"

Понятно, что здесь речь переходит к соблюдению Божьего закона. Божьим повелениям нужно следовать не произвольным образом, а твёрдо.

Самость и гордыня увлекают мыслью о том, что ты сам волен выбирать, внимать Слову Божию или нет. Это слово может быть благим для ума, но ум не сочтёт необходимостью верить в истинность повелений Всевышнего. «Змей» эгоизма научил людей подвергать их сомнению.

"О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!"

«Молю, пусть направлены будут пути мои к соблюдению законов Твоих» – здесь еврейский текст является не благим пожеланием, как синодальный греческий, а конкретной молитвой об исправлении.

Переходя от предписаний к такой молитве, Давид учит: нельзя не признавать, что и желание, и способность постоянно повиноваться исходит не от тебя, а свыше – от Бога. А сам, без Его помощи, не сможешь ничего.

"Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:"

Пока человек соблюдает заповеди Господа, он будет избавлен от позора, который терзает разум, заставляет испытывать стыд и свою нечистоту.

Почтение к Божьим постановлениям – черта всякого праведного человека. Он взирает на них, то есть держит перед глазами как образ, которому стремится соответствовать, и сокрушается, когда ему это не удается. И всё, что бы он ни делал, сознательно соразмеряет с заповедями.

С Новым Заветом у нас вместо абстрактного образа цели появился всеобъемлющий и при этом живой образ Иисуса Христа. И ныне нет даже намёка на стыд, ведь не только соблюдение заповедей уберегает от него верующего. Следуя Христу, можешь иметь дерзновение приходить к престолу Божией благодати: «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Ин. 3:21).

"я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей"

Суды правды – это наглядное действие высших законов. Кто поучается сим Божьим постановлениям правды, ощущают своё развитие, своё знание, наполнение смыслом.

«Славить буду Тебя прямотою сердца» – говорится в переводе Теилим.
Честность становится честью, ибо прямое сердце осудит и собственное неправедное действие, а поступку праведному возрадуется, ведь сама правда содержит в себе радость.
Честный имеет утешение в своей честности, и если ты искренен, то всё в порядке. Бог принимает хвалу только от честных, с искренним сердцем, внутренне связанных с Ним и стремящихся к прославлению Его своей жизнью.
В духовном плане это есть намерение к исправлению своих эгоистических свойств, достижению их подобия свойствам Творца. Такое намерение поднимает на высокий духовный уровень – уровень любви и жертвы.

"Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем."

Твёрдая решимость – и тут же кроткое молитвенное упование. Это необычно для подверженного горделивой самости, – и естественно для идущего путём Божьим.
Ты решился твёрдо следовать за Господом, но ты осознаёшь свою слабость.
Кроме того, ощутившему близость Творца и радостную лёгкость от упования на Него, тяжко и даже невозможно остаться без Него.