Мари Росс-Николай Ерёмин интервью

Николай Ерёмин
Мари РОСС - Николай ЕРЁМИН интервью

       26-го июля 2018 года празднует свой юбилей известный красноярский поэт Николай Ерёмин. Многие красноярцы помнят и любят песни на его стихи «По Николаевке цветёт черёмуха, по Алексеевке цветёт сирень», «Наш козырный туз – губернатор Усс», «Олимпийская медаль».
       Николай Ерёмин – автор множества книг поэзии и прозы, член Союза российских писателей  и Русского ПЕН-центра международного ПЕН-клуба.  Он – кавалер золотой медали «Василий Шукшин». С детства живёт в Красноярске.
        Мы встретились  накануне его 75-летия.

– Хочу сразу признаться, что с вами, Николай Николаевич, очень приятно общаться. В вас чувствуется хорошее воспитание. Уверена, это идёт из семьи, из детства. Расскажите, пожалуйста, о своих близких, о ранних годах жизни.
      
      – Мои родители, Николай Иванович и Тамара Николаевна, – инженеры железнодорожного транспорта, после окончания Новосибирского института  по направлению  служили на Дальнем Востоке на уже построенном перед войной БАМе, рельсы которого отправлялись на переплавку. Станция Завитая, Большой Невер, Сковородино — удивительные места в окружении сопок, покрытых цветущим багульником. Я был влюблён в эти края и плакал, когда мы переезжали в Красноярск. Мне было 11 лет, я был впечатлительным сентиментальным ребёнком.
Однако по приезду и Красноярск, и Енисей, и заповедник «Столбы» завладели моим сердцем. Я увлёкся фотографией, и первые мои поэтические фоторепортажи были опубликованы в газете «Красноярский железнодорожник». А потом там же появились и стихи.
Родители всячески поощряли мои увлечения, купили мне фотоаппарат «Любитель». А когда я заинтересовался музыкой и стал ходить в музыкальную школу, приобрели самый настоящий баян! Потом я увлёкся гитарой, и у меня появился этот инструмент. Я стал бардом-менестрелем, сочиняющим песни, первая была - «Качайся, трамвай, качайся...Мой путь, никогда не кончайся!»

– По своей первой профессии вы – врач-психиатр. Как так получилось, что вы оставили врачебную практику и сделали выбор в пользу литературного труда?
      
       – Начну ответ с того, что стихи я начал писать по вдохновению, в 14 лет. Мой любимый учитель Яков Васильевич Почекутов, один из авторов знаменитой книги «Мы из Игарки», сделал всё возможное, чтобы открывшийся во мне Божий дар развился и стал достоянием красноярских любителей поэзии.
Увлечение фотографией привело меня в Ленинград, в университет, и я поступил на факультет журналистики. Но тут Никита Сергеевич Хрущёв издал указ, согласно которому начинающие журналисты должны были два года поработать на производстве, чтобы получше узнать жизнь и людей... Ректор выдал мне справку и сказал: «Николай, приезжайте через два года и продолжайте учёбу у нас!».
И я законопослушно целый год узнавал жизнь на заводе телевизоров в качестве токаря-инструментальщика. И, конечно же, печатал свои стихи в заводской газете «Телевизор». Постепенно  поэзия взяла вверх, и я пришёл с ленинградской справкой на историко-филологическое отделение Красноярского пединститута.  Где был с распростёртыми объятиями принят и целый год проучился... Редакторы Кирилл Всеволодович Богданович и Илья Воеводин выбирали  мои лучшие стихи и публиковали в институтской газете «Знание-сила».
Но тут я познакомился со студентом первого курса мединститута, будущим писателем Эдуардом Русаковым, который стал моим другом, и по его совету поступил в медицинский… А поэзия всегда была со мной.. Стихи мои печатались в многотиражной газете «Медик», в «Красноярском рабочем», в "Красноярском комсомольце». И в альманахе «Енисей».
По распределению три года проработал я в Краевой психиатрической больнице №1,в посёлке Поймо-Тины Нижне-Ингашского района.  А районная  газета «Победа» охотно публиковала большие подборки моих стихов, с которыми  я прошёл творческий  конкурс и поступил на заочное отделение Московского Литературного института имени Горького.
Это было что-то необыкновенное! Я работал врачом, дважды в году летал в столицу на сессии и посещал семинары Роберта Рождественского, Сергея Поделкова и Владимира Цыбина, которые развивали мои поэтические устремления.

– Я слышала от одного знаменитого красноярца о том, что у него дома целая полка книг Николая Ерёмина. Вы поразительно много пишете и много печатаетесь. И насколько известно,  это не только поэзия.

       – Да, проза и поэзия – как сёстры в моей душе. Первая книга рассказов – «Мифы про Абаканск». Первая книга стихов – «Качели»
Сейчас я, накануне своего юбилея,  – стал автором Собрания сочинений в шести томах. Поэтической трилогии «Небо в алмазах». Продолжаю проект «Миражисты», под грифом которого издал альманахи «Пощёчина общественной безвкусице», «5-й угол 4-го измерения», «ЕБЖ – Если Буду Жив», «Сибирская ссылка», «Кастрюля и звезда, или Амфора нового смысла», «Вне конкурсов и конкуренций». С ними можно ознакомиться в нашей краевой научной библиотеке.

– Сегодня время прагматичных людей. Наверное, поэту приходится нелегко?

       – В прошлом веке было похуже. Представьте: идеологическая цензура. Тоненькая книжка стихов, даже при самом хорошем к тебе отношении в условиях планового ведения хозяйства может увидеть свет только раз в пять лет...
А сейчас – свобода слова. Типографии – на каждом углу. Пять книг в год издать  - не проблема. И новые мои недавние книги не случайно  вышли при поддержке Министерства культуры: Владимир Ростиславович Мединский, не только наградил меня Почётной грамотой, но и сделал в прошлом году стипендиатом Министерства.

– В одном из своих стихотворений вы написали: «Боже, скольких поэтов сбросил наземь Пегас! <...> на виду и в тени погибали они». Я знаю, что вы старались поддерживать молодых поэтов, вводить их в круг профессионалов. Что вы посоветуете неизвестным поэтам, писателям – как им пробиться к людям, к славе?

       – Держаться поближе ко мне. Я стараюсь в каждой рукописи найти жемчужные зёрна. Вот почему одно время затеял и выпускал в издательстве «Кларетианум» серию «Новинка Сибирской Поэзии». Многие неизвестные поэты благодаря этому стали известными... Сейчас эстафету успешно подхватил Сергей Николаевич Кузичкин, выпускающий «Новый Енисейский литератор». Дорога к нему открыта.
–Насколько мне известно, вы – счастливый семьянин. Ваша жена Маргарита Ивановна всегда и во всём поддерживала вас. Как вы ответите на  вопрос: что значит для человека понимание и поддержка близких людей?

       – Ну, в качестве ответа могу только посоветовать перечитать ещё раз роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».Моя Маргарита всегда понимала меня и сейчас сочувственно относится к моему предстоящему юбилею, который состоится 26 июля в шесть вечера в Доме искусств, по адресу Мира, 3. Приглашаются все, кто желает получить в подарок мои новые книги «ДиНиЯ», «Раритет», и «Интерференция света»(Под одной обложкой с Мариной Саввиных) Вход свободный!

– Как доктор, знающий психику человека, и как поэт, которому открыты глубины интуитивного постижения мира, можете ли вы дать совет людям: как стать счастливыми?

           – Могу. Хоть и говорится в народе «Насильно мил не будешь». Но это по отношению к другому человеку. А по отношению к самому себе – нужно только захотеть. Очень захотеть. Вам, конечно же, известно, что многие желания сбываются, это неоспоримый факт. И желание ваше – стать счастливым, я уверен, сбудется!