Мастер-класс по тишине

Татьяна Княжицкая
Вы любите тишину? Если нет – не читайте этот рассказ. Идите на улицы, в театры и бары, включайте погромче музыку и новости. Наслаждайтесь этими звуками и не думайте о тишине. Мой рассказ – не для вас. Он для тех, кто устал от звучания мира, кому слишком громко жить среди людей и приборов, чьи уши не могут больше выносить не только разговоры, но и шепоты, шорохи, шумы и шуршанье.
Бывает, что вы кричите на близких? Дело не в нервах. Ваши родные – слишком шумные для вас. Громкость их голосов стала вашим камертоном и вы невольно увеличиваете свою, как будто все вокруг стали глухими. Вам не хватает тишины, полного звукового покоя, в котором ваши уши отдохнут от ежедневного, ставшего непосильным, труда.

Я знаю, как вам помочь, как погрузиться в Настоящую Тишину. Вы не верите мне? Вы думаете, это невозможно в вашем мире, потому что здесь нет такого места? И даже звуконепроницаемый бункер не поможет вам, ведь в нем останутся звуки работающего организма, обрывки мыслей, шорох одежды, скрип обуви?

Однако такое место есть. Я сама была там совсем недавно, и буду отправляться туда снова и снова. Это место – центр творения. И это не из сказки про Бога. Это место – рядом с человеком, погруженным в  творчество.

Поэты, художники, ученые, мыслители всех мастей генерируют тишину. В отличие от глухой и замкнутой тишины изолированного бункера, эта тишина – огромна, она поглотит вас целиком, и вы с радостью растворитесь в ее безмолвии. Я знаю, о чем говорю, я отправляюсь в эту тишину, как только выдается такая возможность.
Я люблю рисовать и учусь у разных артистов, чьи достижения неоспоримы. Я ничего не знаю об этих людях, кроме того, что они – творцы.  Мне не ведомо, хорошие они или не очень, есть ли у них семьи и как проводят досуг. Мне, в общем-то, не важно, что будет на уроке, и чему я научусь. Я хожу к ним не за знаниями, не за умениями, я здесь - за тишиной.

Только представьте: двадцать взрослых незнакомых людей в одном помещении. Один – Мастер. Он тут – главный, он – дирижер оркестра под названием «тишина». Он начинает свой урок. Первые слова, как прелюдия – только предчувствие главного. Постепенно его голос стихает, и мы слышим лишь неясное бормотание, редкие реплики, почти шепот, под нос, для себя. И в этот миг всех накрывает тишиной. Она – безразмерна. Находясь вне этой комнаты невозможно представить, что в ней столько народу. Для людей вне ее стен комната кажется безмолвной и пустой, будто ее вовсе не существует. Нас – двадцать человек, мы как астронавты в космосе, далеки от всего мира, и мы – вместе. Мы улыбаемся друг другу, мы смотрим в глаза, мы любуемся мастером и погружаемся все глубже в нашу общую тишину. Ее волны расходятся от эпицентра – нашего учителя – и поглощают всех входящих.
Телефоны – удобство и проклятье нашего времени, бездушные твари, бывает, нарушают наше священнодействие и грубо вламываются в наш безмолвный космос, полный радостного покоя. Мы торопливо душим их крикливые голоса, им нет пощады. Урок рисования, музыки, танца – только повод, чтобы сюда прийти. Настоящая причина в том, что мы ищем практики тишины.

Что в нем, в этом всепоглощающем безмолвии? В нем ничего и все. Все краски, звуки и слова мира – там есть абсолютно все, чтобы родилось искусство и осчастливило творца. Эта тишина – как гигантский каталог любых возможностей, любых замыслов. Бери – что хочешь, что можешь, что ценишь, используй, твори, передай другим.

Вот наш урок подходит к концу. Мановеньем руки наш мастер отпускает нас, словно благословляя каждого отправится в свое собственное путешествие. Еще немного, и все мы станем дирижерами каждый своего оркестра, окунемся в свои фантазии, творческие муки и успехи.

Вы хотите погрузиться в тишину? Звуки мира бьют вам по нервам, режут слух, без спроса врываются в голову? Займитесь любым творчеством, уйдите в него безоглядно, станьте мастером своей тишины…

Декабрь 2017