Моя река

Татьяна Княжицкая
Реки, как и люди, бывают разные: большие и маленькие, тонкие светло журчащие ручейки и опасные стремнины. Какая она, моя река? Ее не видно издалека, она скрывается под кронами деревьев и за стенами домов. Туристы этих мест, приезжая посмотреть на чудеса природы, часто не догадываются о ее существовании, и жадно обшаривают глазами горизонт в поисках эффектного зрелища.

Моя река течет по равнине, меж берегов со скудной растительностью и редкими птицами над ней. Какая живность водится в ней? Точно никто не знает. Здесь есть гигантские спокойные рыбы, тени которых видны с берегов. Мелюзги здесь не видать, а может, ее просто не видит глаз, увлеченный зрелищем вод. Их источник – не снежные шапки гор, а большие равнинные озера, которые наполняются ручьями и речками из глубины земли. Моя река – не быстрая, но и не медленная, она спокойная и даже, кажется, местами ленится течь в своем русле. Глубока ли она? Никто не измерил ее глубины. Широка ли она? Ее дальний берег виден под ярким солнцем и уходит в бесконечный туман в непогоду. На водах реки я вижу плот с обвисшим парусом. Он висит коричневой мятой тряпкой, но можно себе представить, как горит он под солнцем, надутый ветром. Темная гладь воды и сейчас хранит оранжевое пятнышко его отражения.

Лишь легкое облачко водяной пыли укажет внимательному взгляду место, где моя река являет себя открыто.

Это место – водопад. Вы видали Ниагару? Если – да, вы сразу поймете, о чем я хочу сказать, потому что, увидев раз, это не забыть никогда. Тысячи тонн спокойной воды здесь вдруг меняют свой темп и с ревом рушатся вниз. Только здесь становится ясно, что равнина была не равниной, а главной высотой этого места, ибо есть немеряная глубина – расщелина в земной коре, куда стремится вода, сметая огромные камни и все, что попадется ей на пути.

Только в падении со скалистых уступов видно, что струи воды горят фиолетовым цветом, и пурпурные капли сверкают на камнях. Я вижу тот плот, он приближается к водопаду и летит вниз, раздувая свой единственный парус. Мне не страшно за него, я вижу, как раз-другой пропав из вида, он снова держится на плаву.

Река моя течет дальше вдоль скалистых берегов, уступ за уступом срываясь все вниз и вниз, пока, наконец, не пропадает из глаз между камнями. Куда течет она? Одному Богу известно. Где мой кораблик? Я потеряла его из виду. Я пытаюсь пробиться вверх по течению, взглянуть, что с ним, где он? И не могу. Река не пускает меня, по ней невозможно вернуться назад, только вперед и вперед, все глубже и глубже, к недрам Земли.

Ноябрь 2017