Монумент науке

Анатолий Музыченко
Монумент науке


…Однажды, когда Степе было полтора годика, он был в ясельках и все дети играли во дворе, нянечка отвела его в сторонку и посадила на горшок.  Рядом был песочек, и чтобы ему не скучать, дала прутик и показала, что им можно рисовать.

Степа сидел, водил прутиком по влажному песку, но никакой картинки не получалось. Однако после из нескольких попыток и черточек вверх и вниз и в сторону, получились что-то похожее на квадратики, какие рисуют более старшие мальчики, чтобы играть в какую-то игру.

Степа стал играть. Прутиком подкатил к себе маленький железный шарик и положил в клеточку. Затем поднял с земли оловянного солдатика и положил где-то недалеко. Подумал, и стал ковырять прутиком в песке. Вытянул оттуда кусочек медной проволочки и положил в другой квадратик.

Вытащил из кармана разломанный фонарик, вытащил лампочку без стеклянного колпачка, оторвал спиральку, поискал куда положить и положил на бумажку. Выцарапал из фонарика почти разложившуюся батарейку с разъевшимся от коррозии цинковым корпусом кругленького элемента, и положил рядом.

Степа оглянулся, но железок больше не заметил, и взял разломанную пополам спичку и положил рядом с горшком.
Потом вспомнил, что вчера нашел оброненный кем-то маленький карандашик, достал из штанишек и тоже положил у горшка.

Рядом проходил мальчик. Резвясь и подпрыгивая, он доставал из кармана и хотел бросать по сторонам какой-то блестящей железкой, лопнувшим воздушным шариком и проволочкой от бенгальского огня. Степа попросил не бросать, а дать ему. Мальчик отдал, и в дополнение даже вытащил и щедро протянул разломанный без стрелки и стекла компас.

Степа сидел, он не торопился, думал, и принялся раскладывать свои богатства на песочке. Затем стал ставить их в клеточки. Вначале наугад, потом задумывался и передвигал их в разные стороны и дальше, или ближе.

Подошла нянечка. Посчитав это мусором, она хотела его убрать, но Степа руками просил подождать.

– Почему он раскладывает их не в линеечку один за другим в ряд, а как попало? – подумалось ей.

С небольшим ведерком хлорки подошла старшая, чтобы идти дезинфицировать туалет и спросила, чем занят Степа.

– Играет во что-то, – ответила нянечка

Услыхав знакомый запах хлорки Степа, протянул прутик и попросил макнуть им в ведро. Попросил прутик обратно и воткнул в песок. В какой-то квадрат. Но подумал и переставил в другой.

В верхнем кармане халата нянечки виднелся градусник, и Степа протянул ручки к нему. Но нянечка побоялась его дать, а решив поиграть, спросила, куда его положить. Степа показал.

Старшая нянечка заинтересовалась и, решив поучаствовать в игре, достала из карманчика белого халата флакончик с йодом и марганцовку с пипеткой. Что он попросит? Но Степа попросил оба флакончика.

На этом игра не закончилась. Степа увидал у нянечки золотое кольцо и попросил поиграть. И в дополнение просил и цепочку из платины. Вся в любопытстве, старшая отдала и свою серебряную брошь. Нянечка же достала последнее, что было в кармане халата – порошок с бромом.

Обе присели рядом с горшком, и Степа принялся колдовать над всем имуществом.

Они не заметили, как к ним подошел один из родителей, которому надо было пораньше забрать ребенка. Нянечки знали этого человека, он часто сюда заезжал, работал на ближнем заводе и был химиком, а его жена работала в школе.

Спросив, можно ли забрать ребенка и получив согласие, он собрался было уходить, но увидав картину из железок, драгоценностей и непонятных предметов на песке, чуть задержался. Нянечки поочередно подавали их Степе и он, морща лобик и сомневаясь, искал для них место, часто переставляя или возвращая обратно.

Нянечка полагала, что это игра домино, старшей виделось подобие шашек, а мужчина, его звали Олег, стал думать какие предметы как назвать, чтобы вышли шахматы. Но ничего не получалось. Когда же в левой верхней клетке появился лопнувший воздушный шарик, он предложил разгадку: сейчас будут строить нарды, в которые он хотел научиться играть, но на которые так и не нашлось времени.

Всякие другие догадки путали веточка с запахом хлорки, пакетик с бромовым порошком и маленький пузырек с йодом, которые нянечки старались убрать, но Степа возвращал их на место одно под другим с равным промежутком через одну клеточку.
Загадкой было и то, что серебряную брошь и золотое кольцо Степа настойчиво располагал слева, а платиновую цепочку только вдали справа, но никак не вместе.

Олег засмотрелся на оловянного солдатика. Он дотронулся до портфеля и машинально взял небольшой сверток, с которым завтра собирался ехать и сдать на анализ для изучения примесей в образце гафния. У него много ценных свойств, он нужен в производстве особого стекла для приборов ночного видения, а его карбиды значительно увеличивают износостойкость изделий.

Без всякой цели он развернул сверток и протянул кусочек Степе. Тот посмотрел цвет железки, узор на поверхности, попробовал укусить, сравнил с весом солдатика и золота, и положил на песочек в квадратике ниже олова.

И тут… химика ударило как током. Перед ним, оказывается, была таблица Менделеева, а они этого не заметили! На своих местах располагались и золото, серебро и медь, хлор, йод и вольфрам, и погнутая никелированная ложечка, и спичка с серой, проволочка от бенгальского огня, где раньше был магний, градусник со ртутью, компас с фосфором, который светится в темноте, кремний и даже шарик, если его надуть водородом!

…Химик был в шоке.  Если ставить монументы самым гениальным людям и величиной пропорционально заслугам, то этот уйдет в небо. Ясно, что в проектировании такого сооружения должны участвовать самые известные зодчие мира, и лучше, если монумент будет со скульптурами всех великих, расположенных по высоте и зависимо от заслуг. А на самом верху – на горшочке и в штанишках – сам Степа.

- - -

... Масса самых бредовых мыслей посещала Олега, от которых можно оказаться в палате № 6.  Он гнал от себя этот вздор и относил все к мистике. Но все же: - как некоторые даже малограмотные люди быстро перемножают многозначные цифры, не зная никаких приемов счета, а видя лишь мельтешние цветных или серых пятен? Или вдруг начинают говорить на незнакомых им ранее языках?   Как птицы в первом же рейсе на родину и даже находясь в одиночестве, пролетают тысячи километров, не сбиваясь  с пути?
 
Остается лишь искать. Вот  брошюра Николая Сперанского, сторонника языческой веры, написавшего несколько книг:

- «У человека пять чувств. Они жестко контролируются сознанием. Но для видения мира духов нужны шестое и седьмое чувства. Они подавлены повседневным бытовым сознанием, которое сковывает их. Животные находят друг друга, у них есть шестое чувство. Человек утерял его (с.66).   …Задача шамана – отключить контроль над шестым чувством, отключить сознание (с.65).  Удары в бубен облегчают отключение обычного сознания..."

- - -

Животным шесть чувств нужны для выживания в природе. Человек же способен изобретать технику, которая помогает легко выжить в природе и даже изменять ее под себя. В силу чего шестое чувство постепенно исчезало, и на сегодня в малой степени осталось лишь у единиц.