Фото на память

Гульбану Кусаинова
В ту пору (1997 г.) я снимала однокомнатную квартиру в 11-м микрорайоне и уже второй год трудилась в 133-й школе. Чтоб было нескучно подселила к себе студенческую подругу Айнуру Ауезханову, которая на тот момент закончила КазГУ и устраивалась на работу. Надо сказать, этот процесс шел безинициативно: находилась масса причин отложить визит к работодателю. Вот еще появилась одна радостная причина: ее брат-погодка Сакен решил жениться.

Айнура радушно пригласила молодых к нам в Алматы погостить перед свадьбой и с удовольствием вызвалась сопровождать брата с его будущей женой по магазинам, по базарам покупать все необходимое для свадьбы. Молодожены приехали из Кзыл-Ординской области, города Аральска. Куляш, невеста брата, закончила наш КазПИ, город знала хорошо. Тем не менее, большой шумной компанией всегда веселей. Каждый вечер эта компания собиралась у меня в квартире, смеялись, рассказывали всякие истории, шутили, пели песни, вспоминали студенческие годы. Сакен на пару со своим другом Беком оказались большими юмористами. Они не только рассказывали и юморили, но и изображали все в лицах. Мы катались по полу, хватаясь за животы. Десять дней длилось это неуемное веселье. Мы жили буквально одной семьей, «спали штабелями», ели, что называется, «одной ложкой с одной  плошки». Молодые люди мне так понравились, будто это были мои родные младшие братья и сестры.

В знак особого расположения к ним, мне хотелось подарить им на свадьбу что-то особенное, памятное. И меня осенило. Поскольку фотоаппарат в те годы был не у всех, а свадебные фотографии доставались не каждому из приглашенных, хотелось, чтобы жениха и невесту такими молодыми и красивыми запомнили все, кому посчастливится побывать на их радостном торжестве. Вот и пришла мне идея сделать особенные пригласительные: чтобы жених и невеста на ней были запечатлены в полный рост, да еще и в свадебном наряде, на фоне того, чего нет в Аральске - наших Алатауских гор, которые они так полюбили, с белыми шапками на вершинах! Чтобы эта пригласительная фотокарточка была как сувенир из предсвадебного путешествия в страну садов и величавых гор!

Трое суток мучительных изысканий, бессоных ночей, скрупулезная работа в фотосалоне «Айдос» (пр.Правды уг. Шаляпина) в паре с фотографом Юрой и – готово! Правда вначале пришлось уговаривать, объяснять, что эта свежая идея принесет их фотосалону сумашедшую прибыль. Мы разработали шаблон пригласительного, по которому можно было печатать таких фотографий сколько угодно! Юра что-то бормотал мне про авторские права, что надо бы узаконить мне свою блестящую идею, что можно заработать много денег. Но для того, чтобы оформить авторское право требовались деньги, которых у меня не было. К тому же мне не хотелось показаться меркантильной, - тогда это было стыдно.


Как я и хотела - на фоне величавых гор с белыми вешинами в полный рост стояли счастливые и красивые Куляш и Сакен в свох свадебных нарядах, на кусочке «радуги», раскинувшейся у подножья гор, лаконичный текст приглашения. Жених и невеста были просто на седьмом небе от такого подарка, я и фотограф ликовали – мы сделали это!
 
Десять дней пролетели быстро, Сакен и Куляш уехали. Через некоторое время мы поехали на свадьбу в Аральск. Этот маленький поселок, затерявшийся в барханах, окруженный солевыми топями (там добывают поваренную соль Аралт;з), пронизанный горячими ветрами, где на весь аул пара-тройка хиленьких деревцев и кругом - безжизненная равнина песков, встретил нас настолько радушно, насколько могут это делать искренние и хорошие люди. Все только и говорили про пригласительный билет на свадьбу, насколько он необычен и красив, насколько счастливы молодые на этих фотках. Вобщем, пробил мой звездный час! Я стала притчей во языцах! Пожилая бабушка Сакена, мужественная женщина, прошедшая войну и вырастившая одна семерых детей, целовала меня влоб, осыпала меня благословениями. На прощание бабушка одарила меня золотой цепочкой с кулоном-подковой на счастье. Я уезжала с болью отрывая от сердца, ставших мне уже родными, добрых людей.

Но на этом история не закончилась. Прошел еще год и мой названый братишка Анжан, отдав долг Родине где-то под Капчагаем, демобилизовался и должен был вернуться в родной Уральск. Мама его, перенесшая за этот год сложную операцию, слезно просила, чтобы я ехала вместе с ним: мало ли дураков на дороге – могут докопаться до солдатика. А так, если со старшей сестрой, то можно быть спокойной. Ну, меня долго уговаривать не надо: я легкая на подъем! Уральск, говорите? Ну, что ж! Поедем в Уральск – я там еще не была.

Какие-то двое суток в душном, переполненном до отказа вагоне и вот – город Уральск! Нас встречал папа Анжана на своем «небесном тихоходе», как он его называл, - практически раритетном «горбатом Запорожце». Начиная с вокзала началось бурное веселье, вселенская радость по повоу возвращения сына с армии и неожиданным пополнением в семье – появление названой дочери. Родители Анжана Кадим Сарсенович и Тамара Кадимовна, были вне себя от счастья, зарезали барашка и закатили пир горой. Мы гуляли по городу, ездили на пикник на Урал, горланили наши студенческие песни, вобщем отрывались по полной! Домой заходили только переодеваться, и аккурат в обеденное время. Мама не нарадовалась: как хорошо! хоть покушаете нормально, домашнее...

На третьи или четвертые сутки папа заявил: "Все! Хватит гулять! Надо идти в военкомат, вставать на учет" Для этого нужны были фотографии 3Х4. Сказано – сделано! Мы с Анжаном пошли пешком до Дома Быта, зашли там в фотосалон. Пока фотограф усаживал Анжана я озиралась по сторонам безо всякого интереса. Тут мое внимание привлекла фотография, которая лежала на столе. На ней была перефотографированное приглашение, которое я сделала для Сакена и Куляш, только молодожены на ней были уже другие. «Откуда у вас это?», «Это нам с Алматы привезли. Так нам понравилось, что хотим такое же сделать. Только вот не знаем как». Мы с Анжаном хором засмеялись: «Ребята, вам крупно повезло! Автор этого пригласительного перед вами!». Далее последовал подробный инструктаж. На радостях 3Х4 фотки нам сделали бесплатно.

Теперь каждый раз, когда мне дают приглашение на свадьбу, а там на фоне какого-либо пейзажа, в полный рост и в свадебных нарядах запечатлены молодожены, понимаю – мои труды не пропали даром, моя идея ушла в мир, стала популярной и уже существует сама по себе. Благодаря компьютеру и всяким программам такое пригласительное сделать стало проще простого. Приятно осознавать, что у истоков стояли мы: я и исполнитель моих идей – фотограф Юра (к сожалению фамилию не помню).

Эх! Надо было авторские права защитить. Ну, да ладно. Зато я знаю каково быть «звездой»! Приятно, черт возьми!


2011 год, Алматы