Утонуть в Байкале большая честь

Таня Дэвис
    Прошлым летом вместе с группой преподавателей российских вузов я участвовала в одном научном мероприятии в Иркутском университете, по завершению которого нам любезно организовали поездку на Байкал, точнее на университетскую базу отдыха на знаменитом острове Ольхон. 
   Первая встреча с великим озером состоялась в солнечный полдень в районе Слюдянки, на подъезде к которой открывается изумительный вид, с возвышения перед тобой вдруг расстилается необозримая водная гладь, окаймлённая высокими холмами. В зависимости от погоды и освещения Байкал демонстрирует богатую палитру цветов, передо мной он предстал в завораживающем глаз сочетании всех оттенков синего и голубого.
   Пребывание на Байкале подарило много интересных встреч и происшествий, каждое из которых стоит отдельного описания, остановлюсь пока на одном. День на третий группу вдохновлённой красотами озера профессуры посадили на три симпатичных скоростных катерка, в каждом по 10 человек – 8 по бортам, двое спиной к капитанской рубке и повезли на маленький заповедный остров, название которого я даже сейчас не вспомню, единственное прибежище буддизма вблизи Ольхона. Дело в том, что, несмотря на близость буддистского влияния (Бурятия и т.д.), официально (если конечно можно так выразиться) на Ольхоне главенствует шаманизм, очень кстати полезная система взглядов.
    Цель нашего путешествия - малюсенький островок представлял собой высокий каменистый холм, увенчанный белоснежной буддистской ступой, где постоянно живут всего два человека – пожилые муж с женой да дружелюбный пёс хаски, встречающий прибывающие катера приветственным лаем. Долго на островке туристы не задерживаются, всего- то нужно взобраться на вершину холма, три раза обойти вокруг ступы, бросив при этом денежку и загадав желание. Ну можно ещё традиционные цветные ленточки на дерево желаний привязать: красная – любовь, жёлтая – богатство, зелёная – здоровье, а за 100 рублей можно и все сразу. 
   Совершив все необходимые действия, я взглянула на озеро: с одной стороны, откуда мы только что приплыли, водная поверхность чуть волновалась, зато с другой – вся сплошь была покрыта белыми барашками волн. Прямо действительно как настоящее море. Вернувшись обратно в катер, я с надеждой спросила нашего капитана – на вид бывалого закалённого ветрами морячка лет 35-40:
- Надеюсь, мы туда где волны не поплывём?
- Зря надеетесь, именно туда мы и поплывём.
- Но там же волны большие, опасно.
Окинув меня презрительным взглядом, морячок сказал:
- Мне сказали вас туда доставить, вот я и доставлю. А волны не волны, это дело десятое.
  Он завёл катер и решительно рванул в сторону белых барашков, и через минуту вся возрастная профессура, облачённая в спасательные, (но отнюдь не спасительные!) оранжевые жилеты промокла буквально до нитки. В смысле до трусов, в моём случае, до купальных трусов, потому что в надежде искупаться в Байкале я надела купальник и додумалась положить в рюкзачок полотенце и смену белья. Волны нещадно били о днище, все сидели, вцепившись в борта, никто уже и не думал пытаться спрятаться от накрывающих с головой брызг, и, судя по выражению лиц моих коллег, все стали думать о главном – хрупкости жизни и неумолимости, а что самое неприятное, явной возможности безвременной смерти.   
   Пожилая женщина профессор из Питера попробовала воззвать к разуму капитана:
- Послушайте, ну давайте вернёмся, мы же все утонем.
  Глаза моряка сверкнули ярким адреналиновым огнём, вот прямо видно было, что мужик упивается всей этой ситуацией, видимо ему привычной и доставляющей ни с чем не сравнимый кайф – Байкал, шторм, волны хлещут, а он у руля герой, который разговаривает с этой стихией на равных. И мы услышали ответ, который я запомнила на всю жизнь, и который заставил всех университетских интеллектуалов обречённо замолчать.
- Да не кипешуйте вы, дамочка, если прорвёмся – вам будет что вспомнить, а если пропадём, так знайте – утонуть в Байкале большая честь. Её ещё заслужить надо, так что посмотрим, какие вы тут все заслуженные. И вообще, разве это волны, всего-то баллов шесть, вот в прошлом годе я в такой шторм попал, никакими баллами не измерить, так что сидите и не рыпайтесь. 
  Ну, всё, ребята, приехали, настало время подумать о вечном, дабы приготовиться к возможной встрече с тем, кто всем этим ведает или может с самим духом Байкала Бурханом, у которого здесь рейтинг даже выше, чем у сверхусмотрящего. На лицах коллег читалось безропотное подчинение судьбе, видимо каждый стремительно перелистывал страницы прошедшей жизни.
  Мне не было страшно, я была уверена – на этот раз ничего со мной не случится, пронесёт. Потому что «моя миссия ещё не выполнена», или, как говорит моя добрая дочка, «мама, если ты в своих бесконечных разъездах вдруг неожиданно умрёшь, я тебе, конечно, памятник поставлю, не сомневайся, но на нём напишу «mission incomplete», потому что ты ещё должна забор на даче поставить, крышу сменить на металлочерепицу и ремонт на кухне сделать».  Вот так, добрые наши детки, спасибо за поддержку в нужный момент.
    Наконец после почти часовой безумной скачки по волнам славного моря мы пристали к берегу, который, несмотря на сильный запах гари и задымление (летние пожары на Байкале, помните сводки?) был очень для нас желанным. Промокшую профессуру ожидало угощение в живописном прибрежном ресторанчике, на деревянных столах – неизменный копчёный омуль, местные пельмени – бозы и водочка. 
  Народ бросился переодеваться, работники ресторана раздали сухую одежду, свитера, тельняшки, довольный своей победой в борьбе с водной стихией капитан произнёс тост за благополучное прибытие, призывая всех быстренько опрокинуть по стопочке чтоб не заболеть, но меня словно заклинило. Я стояла в мокром купальнике на берегу и смотрела в воды священного озера, совершенно чётко осознавая, что если я сейчас не окунусь и таким образом не причащусь к духу Байкала, то никакая водка мне не поможет.
- Дамочка, вы куда? Топиться, что ли на радостях? Так мы спаслись, поздно уже топиться, - пошутил капитан.
  Не топиться, а сказать спасибо великому озеру и его духу за спасение, за то, что не поглотил нас, дурных интеллектуалов как иркутского писателя Александра Вампилова, высказать Байкалу свою благодарность и уважение. И вот здесь мои слова кончаются, потому что никакими словами не передать благостное воздействие байкальской воды – леденяще холодной, завораживающе прозрачной, нежно ласкающей. А главное – ЖИВОЙ. Плавая в байкальской воде, получаешь полное ощущение единения с каким-то мощным природным естеством, которое при разумном общении тебя понимает и поддерживает, наполняя новой энергией и даруя силы. Поэтому спасибо тебе, Байкал, и до новых встреч. Я обязательно к тебе вернусь.
 
PS И хотя водку я потом так и не выпила, всё равно не заболела.