Эпизоды из жизни мальчика Грани, гл. 5, 6. Отрывки

Лидиия Смирнова
5. Читинские родственники
Соломины.



Семья Соломиных жила в большом красивом двухэтажном доме, издавна хорошо известном в городе, поскольку он был специально построен для врача по фамилии Вольф, приехавшего в Сибирь лечить ссыльных декабристов в далёкие времена.

Начиная с 30-х годов, в этом доме поселились Соломины: Мефодий Викторович с женой Зинаидой Ананьевной, с ними проживали их отцы - Виктор Иванович Соломин и Ананий Моисеевич Рябцев. Здесь родились их сыновья: в 1935 году - Юрий, а в1941 году – Виталий, сейчас широко известные в стране актёры, заслуженные народные артисты России братья Соломины, которые проживали и взрослели в этом доме, до отъезда на учёбу и работу в Москву.

Этот дом жив и сейчас. В нём находится Министерство культуры Читинской области. Юрий Соломин в 2015 году, при гастролях в городе Чита, искал его, и, с трудом найдя дом - место своего рождения, был очень расстроен его состоянием. Юрий Соломин просил городскую администрацию поставить дом на срочный ремонт, что ему и обещали...

(текст приводится в большом сокращении)


6. Кудеча. Счастливые
времена продолжаются.


Время жизни на прииске Кудеча твёрдо, на всю жизнь, запало в память Грани.
Может быть, причиной этого послужил особенный сплочённый коллективизм жителей посёлка золотодобытчиков, который был их образом жизни. Но, пожалуй, главное в основательной живучести его сознания ушедших событий, способствовал отец, Фёдор Андреевич, который был известным и популярным человеком в посёлке и всегда находился в гуще жизни рудника, среди народа. В то время Пересторонин Фёдор Андреевич работал Председателем Рудного Профсоюзного комитета трудящихся.
Он всегда честно и заботливо относился к людям, душой болея за дело, – это знали на руднике и ценили Фёдора Андреевича за порядочность, человечность и грамотность. И хотя он поздно приходил или приезжал домой с рудника, выполняя свои серьёзные ответственные задачи, для детей у него всегда находилось время, к тому же из своих рабочих забот он не делал секрета для семьи, чего бы это не касалось, всё обсуждалось сообща. Такова была жизнь – всё на виду у детей и взрослых.

Гранит Фёдорович помнит, что у отца всегда, как говорится, «наготове» была осёдланная лошадь во дворе, которую ему дал рудник для оперативности передвижения. В быту семья никаких привилегий не имела: в то время Пересторонины получили жильё, как и все другие работники, в дощатом бараке. В соседней комнате, через стену, проживал с женой и сыном главный инженер Раутенберг Роберт Карлович.
Время шло предвоенное, суровое. Приближался 1941 год.

Страна Советов усиленно наращивала свой экономический и технический потенциал. Особое внимание уделялось золотодобыче. А старые производственные комплексы этого объёма тяжело справлялись с поставленными задачами, требовались новые методы работы на рудниках, а именно перевооружение за счёт внедрения прогрессивной технологии и технической оснащённости, заменяющей тяжёлый малопроизводительный ручной труд рабочих.

Самым необходимым и главным фактом на этапе перехода явилось наличие грамотных руководящих кадров на рудниках и их инициативность. В этом объёме работ рудник Кудеча был в числе передовых, поскольку главным инженером здесь работал отлично знающий своё дело профессионал, инженер-механик Раутенберг.

История жизни этого человека, немца по происхождению, и его русской жены Елизаветы удивительна. В памяти Грани сохранились чёткие воспоминания реальной были, значительная часть которой прошла на глазах его семьи, семьи Пересторониных, даже, можно сказать, глубоко переплетаясь своими судьбами… История, которая обсуждалась неоднократно в семье, да и не была никаким секретом для жителей рудника Кудеча... Вот что рассказывает на эту тему Гранит Фёдорович.

«Раутенберг Роберт Карлович окончил Берлинский Технический Университет до первой Отечественной войны Германии с Россией (1914 год). Во время войны он был призван на фронт и, будучи немецким офицером, получил тяжёлое ранение в одном из боёв. Попал в русский плен. Благодаря гениальному русскому хирургу был вылечен. В госпитале он встретил медсестру, которая ухаживала за ним, раненым, и учила русскому языку. Её звали Елизавета. Она училась в Санкт-Петербургском пансионе благородных девиц. Эта встреча для молодых людей стала судьбоносной – они полюбили друг друга. Женившись на Елизавете, Роберт Карлович принял русское гражданство. Такой специалист был особенно нужен стране в золотодобывающем производстве, и его направили в Забайкалье на прииск Кудеча главным инженером. Позже семьи Пересторониных и Раутенберг стали соседями, подружились и были частыми гостями друг у друга.

Для того чтобы хорошо добывать золото, нужна была хорошая техника. Такая техника была в Германии, и это было известно главному инженеру. Раутенберг, будучи серьёзным и ответственным специалистом, стал делать соответствующие запросы, на которые шли положительные ответы. Руководство Читинской области полностью доверяло главному инженеру рудника Кудеча и оформляло заявки на поставки необходимого оборудования из Германии.

Таким образом, за короткое время была получена первая необходимая техника: локомобиль для строительства электростанции и паровая лопата для земляных работ. Но для работы на этой технике нужны были специалисты. Их можно было найти только на месте. Роберт Карлович набрал несколько молодых человек и, надевая рабочий комбинезон, сам, личным примером работы на оборудовании, был для них учителем и наставником. Надо отдать должное ученикам, они с любовью и интересом серьёзно подходили к делу, осваивая новые профессии.

Дело спорилось, и результат вызвал настоящий восторг жителей рудника. Так как заработала электростанция, в их домах появился свет и загорелись лампочки на столбах в вечернее время на улицах… На работе никого не нужно было понукать: с паровой лопатой не только выросла производительность труда рабочих, но и процесс государственной добычи золота стал управляемым…

Введённые новшества, благодаря грамотному руководству главного инженера Раутенберга, коренным образом меняли процесс и условия труда рабочих.

Если раньше шурфы с богатым золотом заливала вода, то сейчас, полученные из Германии бензонасосы с большой производительностью, постоянно откачивали её, и золото легче сдавалось специалистам. В морозы же теперь могли работать бойлеры, которые разогревали вечную мерзлоту, что неоспоримо увеличивало объёмы выработки драгоценного сырья.

На этом работы по оснащению прогрессивным оборудованием рудника не заканчивались, это было только начало улучшений…

Но однажды всё изменилось.
Неожиданно, по вмешательству подлого человека, по его навету, Раутенберг был осуждён, как враг народа. В нашей семье эта весть прозвучала как оглушительная страшная нелепица.  Все мы больно переживали за Роберта Карловича.  За своего отца мы тоже переживали, поскольку наши семьи были в хорошей дружбе. Но проходило время, и нашего отца не забирали.

Через год «враг народа» живой и здоровый также неожиданно, как ушёл, неожиданно  вернулся в наш дом. Я помню хорошо, что он сказал при встрече отцу: «Федька, я видел, сколько людей безвинных находятся в застенках. Я теряю веру, хотя мне, кажется, вернули должность, деньги и прочее»…

Чуть позже Роберт Карлович со своей семьёй был направлен в закрытый посёлок, в северный район Забайкалья. Известий о них  на руднике никто никогда не получал. И только после войны, когда наша семья уже жила на станции Карымская Забайкальской железной дороги, нас неожиданно навестила Елизавета Раутенберг. Взрослые долго разговаривали тогда. От неё стало известно, что в 1946 году она похоронила Роберта Карловича и осталась с сыном одна. Вскоре и их следы затерялись где-то».
Электростанция на руднике Кудеча

Конечно, оценка трагичной глубины событий с главным инженером рудника Кудеча Раутенбергом, мальчиком Граней тогда не происходила. Понятно, что он жил эмоциональной жизнью вместе с семьёй, где не скрывалось от детей ни горе, ни тревога, ни боль, как было принято тогда. А дети были более самостоятельны, и на их плечи по взрослому, ложились тяготы, сложившиеся на тот час. Но  в имеющейся простоте жизни так много было энергичного позитива, детской радости бытия и познания, друзей и отношений с ними!

Граня жил в Кудече жизнью ребёнка-школьника начальных классов. Его окружала дружная семья, в которой уже было четверо детей. Семья была удивительна красива. К тому же все в семье от природы были одарены творчески, хорошо пели, играли на различных музыкальных инструментах, но каждый имел своё увлечение и был самостоятелен в своём выборе.

Примером для детей, конечно, были родители.
Фёдор Андреевич хорошо рисовал, он брал уроки у известного тогда читинского художника. Пожалуй, склонность к рисованию, как и столярное мастерство, ему передалась от отца. В своё время Андрей Пересторонин, дедушка Грани, занимался проектированием и строительством церквей. Это было далеко от Забайкалья, в Кировской области, где фамилия Пересторониных не редкость. Подробности же жизни самого Андрея, его семьи и их далёких предков неизвестны. Только существует в семье Гранита Фёдоровича в виде шутливого предания факт появления в этих местах ещё очень молодого Пересторонина, т.е. Фёдора Андреевича, с топором, чуть ли не с волшебным - «делающим чудеса столярного дела».

Мама Грани обладала музыкальным слухом и прекрасным голосом, который всегда, выделяясь, звучал в праздничном застолье и на концертах художественной самодеятельности. Особенно ей удавались напевные старинные, народные, чаще казачьи песни. На памяти Гранита Фёдоровича до сих пор звучат слова одной из них:
Скакал казак через долину,
через Маньчжурские края.
Скакал казачек одинокий,
кольцо блистало на руке.
Кольцо казачка подарила,
когда казак пошёл в поход.
Она дарила, говорила,
что через год буду твоя…

Примером в жизни для Грани был и старший брат Костя. Он был знаменит в семье своим трудолюбием, твёрдой постановкой цели, творческой одарённостью и необыкновенной любовью к знаниям. Эти характерные особенности непосредственным образом отразились на его будущей жизни.  Константин получил высшее образование в Иркутске, преподавал, а затем работал директором техникума в городе Дарасун. С детства Граня видел брата, всегда окружённого книгами и радиосхемами…

Гране запомнились удивительно добрые взаимоотношения людей на руднике. Такой был сплочённый коллективизм! Жили, можно сказать, одной семьёй, своих секретов никто не имел. Он видел, что каждый человек стремился, не жалея сил, помочь слабому не только в труде, но и в бытовых условиях, а также больному, нищему и даже в сложных ситуациях, например, оступившемуся в жизни.
Так было принято, и это было нормой, обыденностью. Так жили взрослые, на этом воспитывались дети.

«Люди помогали друг другу строить жильё, которого очень не хватало на новом руднике. При этом снабжали стройматериалами всех желающих иметь свой дом. Конечно, многому способствовала работающая электростанция, за счёт которой днём и ночью не останавливалась обработка древесины по производству досок, бруса», - вспоминает Гранит Фёдорович.

Тогда были ценны и необходимы на руднике любые рабочие руки.

На руднике широкую известность приобрёл случай с московским футболистом Старостиным. Его, отбывающего свой многолетний тюремный срок в этих местах, устроили на работу. Местные власти, расконвоировав его, использовали замечательный наработанный опыт спортсмена. Старостина обязали заниматься тренерской работой с детьми и молодёжью: обучать их новым приёмам работы с мячом, прививать навыки физической культуры, в том числе, командному методу, таким образом, «выращивать» свои футбольные кадры. Сколько радости и энтузиазма принесло молодому поколению правильно организованный досуг!
Граня был в числе их, а полученные в то время серьёзные спортивные уроки, пригодились ему в дальнейшей жизни.

К тому же ребята построили под руководством тренера стадион, где, самозабвенно отрабатывая приёмы с мячом, подчас забывали о начале уроков.

А культурная жизнь рудника Кудеча продолжала своё победоносное шествие в народ. Начал работать, давать концерты Рудничный духовой оркестр… 

«Казалось, что добытое золото вдохновляло людей на новую светлую жизнь», - резюмирует свои воспоминания о том времени Гранит Фёдорович.

Подходило время серьёзных перемен в укладе жизни всего общества громадного Союза Советских Социалистических Республик – близился рубеж мира и войны.
Наступил суровый, военный 1941 год.

Но до 22 июня народ о грядущей трагедии и не догадывался.

У Пересторониных были семейные планы на этот год, они переезжали в числе других на новое место жительства, на богатый оловянный рудник Шерловогорского Оловобогатительного Комбината.

Посёлок Шерловая Гора станет всем членам семьи местом, где они проведут самую тяжёлую часть своих жизней. Не по годам старея и взрослея. Работая, работая, работая, они, в числе всего народа, приближали победоносный 1945 год. Тяжесть событий легла и на плечи подрастающего поколения: в полной мере её испытал и Граня, неожиданно став взрослым.