Архиепископ Петр Руднев

Вячеслав Иванович Марченко
Архиепископ Петр (Руднев) Самарский.

День памяти:
21.10/3.11 – день мученической кончины (1937 г.)

Архиепископ Петр (Руднев Николай Николаевич) родился 18 апреля 1891 года в деревне Кузяево Озерецкой волости Московского уезда Московской губернии в семье потомственного почетного гражданина земского учителя Николая Григорьевича Руднева и дочери священника Риммы Ивановны (в девичестве Крыловой).

Коля Руднев был одаренным и прилежным мальчиком. Он хорошо учился, любил музыку, прекрасно играл на скрипке, имел явные способности к языкам. Детство провел в кругу родных, учителей и священников. На будущую жизнь Николая, на его непреклонное желание служить Господу решающее влияние оказал дед – протоиерей Григорий Иванович Руднев, настоятель церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери села Неклюдово под Москвой, законоучитель земских и частных училищ.

В 1906 году Николай окончил Перервинское Духовное училище.
В 1912 году – Московскую Духовную семинарию.
В том же году поступил в Московскую Духовную академию.

4 января 1914 года был облечен в рясофор и исполнял обязанности чтеца и канонарха в академическом Покровском храме.

9 мая 1915 года, в день перенесения честных мощей святителя Николая Чудотворца, который был его Небесным Покровителем, Николай Руднев подал Преосвященному Феодору (Поздеевскому), епископу Волоколамскому, викарию Московской Митрополии и ректору Императорской Духовной академии прошение: «Имею непреклонное намерение посвятить себя иноческой жизни. В целях приготовления к ней, пройдя путь рясофорного послушничества (в течение года и четырех месяцев с 4 января 1914 года), я по переходе на последний курс академии осмелюсь почтеннейше просить Ваше Преосвященство ходатайствовать пред Архипастырем Московским владыкой митрополитом Макарием об удостоении меня пострижения в мантию».

30 июня 1915 года во время Всенощной в канун праздника Собора Святых Апостолов в Смоленской Зосимовой пустыни, станция Арсаки Александровского уезда Владимирской губернии, архимандритом Иларионом (Троицким), в то время исполнявшим должность ректора Московской академии, он был пострижен в мантию.
Вот текст присяги, которую дал новопостриженный монах  и которой он остался верен всю свою земною жизнь: «Я, нижеподписавшийся, соблюдая свято и нерушимо данную мною присягу на верность подданства Его Императорскому Величеству, призываемый ныне к служению иеродиаконскому, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Евангелием в том, что желаю и, при Помощи Божией, всемерно потщусь проходить служение сие согласно со словом Божиим, с правилами церковными и указаниями начальства; Богослужение совершать и Таинства по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя; учение веры содержать и другим преподать по руководству Святой Православной Церкви и святых Отец; вверяемые попечению души охранять от всех ересей и расколов, и заблудших вразумлять и обращать на путь истины; провождать жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную; в духе смиренномудрия и кротости, и благим примером руководствовать других ко благочестию; во всяком деле служения моего иметь в мыслях не свою честь или выгоды, но славу Божию, благо Церкви и спасение ближних; в чем да поможет мне Господь Бог благодатию Своею, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех Святых. В заключение сего клятвенного обещания моего целую Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь. Собственноручная подпись: монах Петр (Руднев), студент 4 курса Императорской Московской Духовной академии, 1915 года, июля 4 дня».
(Впоследствии архиепископ Иларион (Троицкий) стал духовником, наставником и другом владыки Петра.)

После пострига отец Петр был передан под руководство иеромонаха Досифея.

5 июля 1915 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, город Сергиев Посад Московской губернии, архиепископом Никоном (Рождественским) он был рукоположен во иеродиакона.
20 июля 1915 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре рукоположен во иеромонаха.

В 1916 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия.

В 1917-м был на военной службе в качестве священника в разных госпиталях и отрядах Юго-западного фронта в действующей армии.

В 1918 году – преподаватель Киевской Духовной семинарии.

В 1919 году, после закрытия семинарии, приехал в Москву и был принят в братию Свято-Даниилова монастыря.
Все сложные годы борьбы Русской Православной Церкви с обновленческим расколом он – убежденный сторонник Святейшего Патриарха Тихона.

В 1920-23 годах архимандрит Петр – настоятель Московского Симонова монастыря.
К службе относился очень ревностно. Строго выполнял свои обязанности и требовал от насельников монастыря послушания и соблюдения церковного устава.

Строгий нрав ученого настоятеля и его требовательность породили ему оппозицию в монастырской братии. Для ущемления прав настоятеля монахи-оппозиционеры пригласили в обитель бывшего тогда в Москве епископа-обновленца Назария (Андреева), который и приступил к служению, вопреки воле наместника монастыря. Когда Назарий собирался совершать всенощное бдение в древнем соборном храме монастыря (позже взорванном богоборцами), в алтарь влетел возмущенный беззаконными деяниями, творившимися за его спиной, архимандрит Петр и влепил пощечину незадачливому «святителю»-обновленцу. Как тут не вспомнить его Небесного в святом крещении покровителя святителя Николая Чудотворца, так же поступившего с ересиархом Арием!

Во время служения в Симоновом монастыре отец Петр собрал богатейший материал по истории обители, основанной около 1370 года племянником преподобного Сергия Радонежского святым игуменом Феодором (впоследствии епископом Ростовским). В 1380 году там были похоронены герои Куликовской битвы монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Архимандрит Петр умело добывал из различных государственных архивов и церковных хранилищ ценнейший исторический материал. Анализировал и систематизировал его, с головой уйдя в создание своего труда, несомненно, нужного и полезного для современников и потомков. Однако нескончаемые интриги создавали ему досадные помехи в научных исследованиях. К сожалению, этот труд не дошел до нас – видимо, был уничтожен работниками НКВД.

В 1922 году власти заинтересовались антисоветской деятельностью архимандрита Петра и постарались все сделать, чтобы отстранить его от управления монастырем, поддержав обновленцев среди братии.
В 1924 году он был отстранен от управления Симоновым монастырем, пребывал без места.
Проживал в Свято-Данииловом монастыре.

В ночь с 10 на 11 декабря 1924 года арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
При аресте изъята переписка разного характера. Дело было вызвано обнаружением списков арестованных церковнослужителей, которые собирал профессор МДА И.В. Попов и Кириянов Борис – иподиакон архиепископа Илариона (Троицкого).
Обвинение при аресте: "как среди мирян, так и среди монашества, а также и среди высшего  духовенства Даниловского монастыря вел а/с агитацию, распространяя разные заведомо ложные слухи и сведения по адресу с/власти, с целью ее дискредитации".
14 марта 1925 года Коллегией ОГПУ (судебной) осужден по статье 73 УК РСФСР по групповому "делу арх. Петра (Руднева) и др. Москва, 1925 г." за "распространение с целью дискредитации советской власти необоснованных и ложных сведений о репрессиях со стороны советской власти по отношению к духовенству и церкви".
Приговор: освободить под подписку о невыезде, следствие продолжить.
Позже, 16 мая 1925 года, дело было прекращено, "так как следствием вышеозначенное преступление не подтвердилось".

5 ноября 1928 года отец Петр был хиротонисан во епископа Сергиевского (Загорского), викария Московской епархии.

С 25 сентября 1929 года он – епископ Коломенский, викарий Московской епархии.

13 февраля 1933 года назначен управляющим делами Священного Синода.

С 4 октября 1933 года – епископ Самарский.
Большой знаток церковного Устава и истории Русской Церкви.

9 июля 1934 года был возведен в сан архиепископа.

2 марта 1935 года арестован в городе Куйбышеве (ныне Самара).
В 1935 году было сфабриковано так называемое дело "нелегального Высокопетровского монастыря", членов которого обвинили в связях с католическим епископом Неве, причем всех знакомых с Неве следствие причислило к католикам и инкриминировало им связь с Ватиканом с целью подрыва советской власти. Естественно, что архиепископ Петр категорически отверг все измышления следствия и виновным в предъявленных ему обвинениях себя не признал.
26 апреля Особым Совещанием при Коллегии НКВД СССР был осужден по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу нелегального Высоко-Петровского монастыря. Москва, 1935 г." по обвинению в том, что "состоял членом католической группы русско-католической контрреволюционной организации при "петровском монастыре и собирал клеветническую информацию о положении в СССР для негласного представителя Ватикана в Москве".
Приговор: 5 лет исправительно-трудовых лагерей.

В 1935-37 годах содержался в Соловецком лагере особого назначения, где ранее отбывал наказание и его духовник архиепископ Иларион (Троицкий).
Заведовал читальным залом соловецкой библиотеки.

Многих архиереев пришлось встретить на Соловках владыке Петру. Например, епископа Аркадия (Остальского). Они с грустью говорили о тяжелом положении Церкви, о нравственном падении и проступках епископов и духовенства, что привело к расшатыванию Церкви и обновленческому расколу. Владыка Петр считал, что все беды в России – от оскудения Православной веры в народе.

В 1937 году он был переведен в Соловецкую тюрьму.
Повторно осужден в лагере. В справке на епископа Петра говорилось: "В лагере вращается с бывшими служителями культа – ксендзами, среди которых ведет контрреволюционную деятельность, революционную законность считает общим врагом христианства и себя невинноосужденным".
9 октября Особой тройкой при УНКВД СССР по Ленинградской области осужден по статье 58-10 УК РСФСР.
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

3 ноября 1937 года расстрелян в урочище Сандормох в районе города Медвежьегорска в Карелии.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 886.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 5. С. 399.
3. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб.,
1994. (Исторические сборники. 2). С. 175.
4. Ленинградский мартиролог, 1937-1938: Книга жертв политических репрессий. Т. 3. Ноябрь 1937 года. СПб., 1998. С. 152.
5. Мемориальное кладбище Сандормох. 1937: 27 октября – 4 ноября: (Соловецкий этап). СПб.: Научно-информационный центр "Мемориал", 1997. С. 114.
6. Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998. 123 с. С. 76.
7. Иларион (Троицкий). Из академической жизни. Пострижение в монашество// Богословский вестник, 1915, июль-август. С. 644-648.
8. Верный присяге. К истории мученичества архиепископа Петра (Руднева). По материалам, предоставленым священником Вознесенского собора г. Великие Луки Псковской епархии, иереем Александром Яковлевым, Подготовила Людмила Куликова, г. Симбирск (Ульяновск) 30.06.2006. – http://www.cofe.ru
9. http://pstbi.ru

Документы:
1. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-14040.
2. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-34383.