Несущий Христа

Валерий Стрельцов
       Человек не может жить в хаосе окружающего его реального мира.  Всеми своими  силами и помыслами пытается его объяснить, упорядочить и благоустроить. У человека только пять чувств и интеллект, возвышающий его над всеми остальными живыми существами планеты.. Но слух, зрение , обоняние, осязание, вкус открывают ему ворота в окружающий мир, но в тоже время и ограничивают возможности его познания.  Люди, обладающие сверхчувственным возможностями и использующими их в познании, рисуют другую скрытую от большинства людей картину мира, недоступную обычным смертным… Даниил Андреев обладал такими способностями и оставил нам описание потустороннего мира в своей «Розе мира».
 
Сверхъестественные или сверхчувственные способности разной направленности дают огромную духовную силу человеку, если становятся инструментом познания мира в его всеобъемлющем единстве и используются для помощи людям. Были среди них и такие как писатель и поэт Д. Андреев, как старец Никандр, как Христофор и его внук Арсений - герои романа «Лавр», были ясновидцы, духовидцы и прорицатели, некоторые наиболее одаренные становились пророками и учителями человечества - таким был Р. Штайнер… Штайнер в своей работе «Как добиться познания высших миров»  показывает, как обыкновенному человеку, обладающему достаточным упорством, развить в себе такие способности и начать познавать миры, срытые от большинства людей. Были люди, которые пользуясь его рекомендациями  добивались желаемого результата. Но путей туда много: русские монахи, старцы, юродивые через страдания и укрощение плоти этот путь тоже проходили, но не с целями познания, а для поиска путей к спасению себя и нуждавшихся в этом людей...
 
Русский народ в древние и более поздние  времена рождал такие таланты для своего спасения, кто-то посылал их на землю для поддержки духовной жизни народа, они были светочами и хранили его душу в беспросветной невыносимо трудной и грубой жизни. Герои книги Евгения Германовича - именно такие люди... И имя автор «Лавра» дал деду Арсения неслучайное «Христофор» - несущий Христа, через милосердие и помощь страждущим…  Он был старшим в крестьянской семье женатого сына, до той поры, пока у молодых не родился сын - его внук Арсений.  История появления Арсения на свет Божий говорит о том, что мальчик родился у  благочестивых родителей… После этого события Христофор  отделился от молодых и стал жить отдельно в пустующей избе около кладбища….

В древние и средние века во времена повальных болезней и нашествий чумы народная медицина и самодеятельные врачи-целители были единственной надеждой заболевших людей. Таким целителем был и дедушка Арсения Христофор. И жили они в местах, постоянно опустошаемых эпидемиями, целые деревни вымирали от мора. Неурожайные и голодные годы в те времена тоже были не редкость... Особенно злосчастными в этом отношении были Псков и Новгород. Врачей в те времена не было и повальные болезни уносили людей больше чем войны… Такой мор унёс однажды у малолетнего Арсения его   родителей, а мальчик стал постоянно жить с дедом…
 
Христофор был дедушка необыкновенный, он был знахарь, ясновидящий, способный мистическим сверхъестественным путем приобретать знания о целительной силе растений. Понимал, какие из них могут помочь людям, обращавшимся к нему со своими болезнями.  Но при этом знал, что людям помогают не сами травы, травы были проводниками для Божьей помощи больному человеку, а также помощи других людей. И эту помощь через травы можно было получить не только для медицинских целей, но и вообще для благоустройства жизни человека. Например корень осота помогал человеку в делах, делал его удачливым...

Не могу здесь не отметить, что знахарский талант Хритофора очень хорошо иллюстрирует работу духа в человеке. Это талант «богоподобного существа» взирать на травы и растения  и проникать в их сущность говорит об огромной духовной одарённости этого старика.  Такой талант - особая форма сверхчувственного познания природы недоступная обычным людям. Гёте называет такой взгляд на вещи взглядом «богоподобного существа» потому, что это взгляд Создателя, которому ведомы все тайны природы и людей.  Таким же взглядом на грешных людей смотрели и святые старцы:, им были известны все наши потаенные мысли и желания, наши пороки и наши болезни. Такими же способностями обладали и юродивые...

Обращавшимся к нему больным целитель прописывал целебные травы, но лечение он  сопровождал также заговором, уговаривал болезнь покинуть тело больного, поэтому их еще называли «шептунами». В устах таких духовно одаренных врачевателей слова, человеческая речь - даже иногда лишенная внешнего смысла, когда главным является интонация - приобретали магическую чудодейственную силу. Христофор при лечении читал свои врачевательные молитвы, при этом душа целителя и страждущего исцеления напрямую разговаривали друг с другом. Но мы все знаем, что часто только после беседы с хорошим врачом уже становится легче - испытывал это на себе много раз… 

Дед был глубоко религиозным человеком, церковь в те времена была ещё духовным убежищем, а её пастыри наставниками мирян. Люди в то время на Руси были духовно целомудренны: религия было сущностью их жизни, так как раньше и сейчас у староверов-старообрядцев, оставшиеся с тех пор, несмотря на раскол и гонения, хранителями того древнего православия... По совету монастырского старца Никандра - своего  духовного наставника Христофор после очередного мора, унесшего жизни родителей Арсения, поселился отдельно от жителей слободы рядом с местным кладбищем…
 
Кроме дара целителя, слышавшего голоса трав и понимавшего их сущность, Христофор был одарён ещё особым редким талантом, обладал сильной духовной потребностью записывать свои наблюдения, мысли, изречения, наставления, рецепты лекарств и делал это постоянно. Таким образом, думаю, в средние века на Руси зарождалась филология. «Христофор понимал, что записанное слово останется таковым навсегда. Чтобы потом не случилось, оно состоялось.»  Писал обо всём: свои наблюдения, врачевательные молитвы, состав лекарств, описания трав, приметы погоды, короткие назидания... Бумага в то время была дорогая и он делал свои записи на бересте… Процарапывал буквы костяным писалом на внутренней стороне бересты…
 
Только представьте себе этот труд и старание народного гения, и какая сильная у него была в этом потребность, а, главное, что им двигало... Насколько осознан был этот человек, если он мог  делать это так естественно и постоянно... Записывал утром, днём, вечером и даже ночью вставал, если появлялась важная мысль… и всегда оставлял их там где он сделал эту запись в надежде, что кто-нибудь когда-нибудь найдет эти куски бересты в  культурном слое этого времени… Вот такую библиотеку создавал этот замечательный дед... Внук ходил и собирал эти кусочки бересты с записями деда, как золотые яйца… читал и лучшие складывал в специальную корзину и потом отправился в путь по жизни только с мешком этих берестяных записок, оставленных ему дедом в наследство. Какой прекрасный образ духовного наследия!

Христофор понимал, что мальчик очень религиозно одарен,  понимал это видя его особую сосредоточенность, замечая, как к нему тянутся другие люди, и во время их лесных прогулок за травами и постоянных бесед пытался ему показать каким сотворён мир.  Запахи трав, исписанные дедом кусочки бересты создавали в их избе особую атмосферу, в которой талант мальчика креп и развивался,  Эта атмосфера, постоянное общение с дедом наполняли  душу способного мальчика его знаниями и мудростью.  И настолько праведной и богоугодной была совместная жизнь деда и внука, что однажды в лесу к ним подошёл волк и с некоторых пор стал жить вместе с ними в избе. Только до грехопадения Адама и Евы животные не боялись людей и жили вместе с ними.  Однажды этот волк  ценой своей жизни спас их от ножа разбойника.

Образ жизни и деяния деда Арсения - это одно из проявлений духовности и работы духа в человеке и иллюстрация к ключевой фразе Г.К. Вагнера о том, что высшим выражением духовности и национального духа является литература, как результат извечного стремления лучших представителей народа к Истине, и стремление сохранить свои откровения для грядущих поколений и таким образом построить духовные мосты между прошлым и будущим…Так литература  и  зарождалась на Руси: через Евангелия, Жития святых, летописи, сказки, песни  и труды таких народных писателей... Высшим выражением духовности была  литература в самом широком смысле этого слова, -  а вообще о духовности говорит любое творчество, продвигающее человека к добру и постижению Истины.
 
Е. Водолазкин пишет: «Христофор писал не потому что боялся что-либо позабыть. Даже достигнув старости, он не забывал ничего. Ему казалось, что слово записанное упорядочивает мир. Останавливает его текучесть. Не позволяет понятиям размываться. Именно поэтому так широк был круг интересов Христофора.. По мысли писавшего,  этот круг должен был соответствовать широте мира.»

В моём стремлении к такому роду творчества, тоже чувствую такое желание: привести кое-что в порядок в своей голове и в мире…  Как известно, разруха вокруг и в стране начинается с разрухи в головах… Хочется думать, что миллионами людей, сейчас  заполняющих в интернете литературные порталы своими произведениями, движет тоже самое, что  будило по ночам  Христофора.  Вижу в этом пробуждение духовности пишущих там людей и положительную сторону современных компьютерных технологий общения. В компьютере, конечно, легче чем на бересте писать, но тем не менее источник один…