Григорий Распутин и два друга

Николай Павлов Юрьевский
   
   У меня имеется четвёртый номер художественно литературного и  юмористического журнала "ИСКРЫ" за 1913 год, Издатель Т-во И.Д.Сытина. На 32 странице этого журнала во весь лист помещена большая фотография Саратовского епископа Гермогена и иеромонаха Илидора. (Это нижняя фотография на заставке). Гермоген сидит в резном кресле, его руки лежат на подлокотниках, слева от Гермогена иеромонах Илидор. У правой руки Гермогена виднеется какой то  тёмный треугольник. Над фотографией крупными буквами надпись: "ДВА ДРУГА".               

   В верхнем правом углу напечатано: "Гермоген и Илидор - неразлучные друзья. Где один там и другой" (из газет).               

   Под фотографией сообщение: "17 января 1913 года Священный Синод в своём заседании единогласно постановил за дерзкое отношение к Синоду удалить саратовского епископа Гермогена на покой и назначить ему для пребывания, в качестве простого члена обители, Жировицкий монастырь Гродненской губернии. Иеромонаха же Илидора за агитацию путём печати и возбуждение церковного мира удалить в качестве члена братии во Флорищеву пустынь, Владимирской губернии."    
 
   Более известна фотография, на которой засняты трое: епископ Гермоген (сидит в центре), слева иеромонах Илидор, а справа Григорий Распутин. Эта фотография верхняя в заголовке статьи.
   
   Непонятный чёрный треугольник у правой руки Гермогена на фотографии, помещённой в журнале "ИСКРЫ" оказался локтем левой руки известного "старца" Григория Распутина. В журнале "ИСКРЫ" одного "друга" отрезали, так как Гермоген и Илидор из друзей Распутина превратились в его заклятых врагов...

    Протоирей отец Иоанн Восторгов, настоятель храма Василия Блаженного, пропагандист - златоуст Московского "Союза русского народа" по выборам в  Государственную Думу во время агитационного турне по Сибири попал в село Покровское Тобольской губернии. На сельском сходе Восторгов убеждал крестьян голосовать за союз русского народа и в Думу посылать достойных русских людей.

    Из толпы раздался голос: "Нешто мы татар посылаем!" Не татар, а хуже - социалистов, ответил неизвестному Восторгов. И продолжал, что только выборные "Союза русского народа смогут дать крестьянам землю. Из толпы ответил тот же голос:"По вашему царствие небесное через "Союз русского народа" получается...

    В полемику с протоиреем Восторговым вступил крестьянин Григорий Распутин (Новых). Вернувшись в Москву, Восторгов предложил выписать обнаруженного им шустрого крестьянского "Заратустру" Григория из села Покровского, которого обязался в короткий срок превратить в хорошего пропагандиста Монархического союза и телеграммой запросил анкетные данные на Распутина.

    Из уезда в село Покровское пришла срочная бумага на имя старосты Белова с требованием немедленно препроводить Распутина под конвоем в уезд.
- Повесят беспременно - говорили крестьяне. Распутина пешком под конвоем отправили в уезд.

    В уезд поступила вторая телеграмма от Восторгова которой он предписал "предложить означенному Распутину прибыть в Москву, на каковый предмет снабдить его бесплатным билетом для проезда по железной дороге".            

    Желая загладить первую оплошность, исправник Казимиров отправил Распутина из уезда до железнодорожной станции на казённых лошадях и в сопровождении двух жандармов.               

    Станционное начальство, получив многозначительную бумагу о предоставлении Распутину, по распоряжению высшего начальства бесплатного проезда, отвело ему отдельное купе, а станционный ротмистр Катков в качестве проводника предоставил Распутину жандармского унтер - офицера с приказом сопровождать Распутина до Москвы...

    Григорий Распутин - сын безземельного крестьянина Саратовской губернии Вольского уезда. Его отец, Ефимий Вилкин происходил из семьи потомственных ямщиков. Вся семья Ефимия и его жены Пелагеи состояла из двух сыновей и дочери: старший сын Лаврентий (умер в 19 лет), дочь Мария больная эпилепсией и младший сын Григорий. Вилкин львиную долю доходов пропивал, а однажды по пьянке у него украли казённую пристяжную. После 8 месячного судебного разбирательсва ему дали год тюрьмы, через 4 месяца Ефимий вышел, но работы уже найти не мог.

     В это время при Александре III было организовано массовое переселение в Сибирь и Ефимий Вилкин с семьёй записался в переселенцы. Он один из первых обосновался в новых местах, в новом селе Покровском. Крестьяне, не зная фамилии Ефимия прозвали его Ефимием из новых мест или просто Новых. Ефимий чтобы больше не упоминать о прошлом принял новую фамилию Новых.

    Весьма не глупый от природы, наслышавшись барских разговоров седоков, Ефимий поражал своими знаниями земляков и стал популярной личностью. Когда в Покровском построили церковь он был избран церковным старостой. При образовании в селе волостного управления Ефим Новых стал волостным старшиной.

    Жизнь Ефимия Новых достигла апогея мужицкого счастья. Но спутник счастья,  рок нанёс ему удар за ударом. Заболела зимой слабая здоровьем жена Пелагея и вскоре умерла. Старший сын Лаврентий, посланный верхом за целебной травой накануне смерти матери, простудился и в сороковой день матери умер, заняв рядом место на кладбище.

    Ефимий забросил всякую работу впал в меланхолию. Всю зиму просидел дома, не ходил даже в церковь, большую часть времени проводил за чтением Евангелия, псалмов и других духовных книг, которые хранились у него, как у церковного старосты. Поскольку Ефимий был малограмотным, книги ему читал сын Григорий, который посещал сельскую школу и считался грамотеем.               

    Пришла весна и вот вот скоро будет Пасха, Ефимий снова взялся за общественную деятельность, стал ходить в церковь и приводил в порядок две дорогие ему могилы.

    Домашнее хозяйство вела больная дочь Мария. Перед Пасхой Мария стирала на речке бельё и в неожиданном припадке эпилепсии утонула, её нашли только через три дня. Разговевшись в светлое воскресенье, Ефимий Новых запил так, как бывало в старину. Им было пропито всё, вплоть до икон.               

    А однажды пьяный снял с чужого плетня коврик и пропил в кабаке, за что был зверски избит. С переломом рёбер Ефимия отвезли в земскую больницу вместе с младшим сыном Григорием. Вскоре Ефимий скончался и сироту Григория приютила больничная администрация. Около года он прослужил в уездной городской больнице санитаром, затем номерным в одной из гостиниц города Тобольска.

    Вернувшись в Покровское Григорий продолжил старое дело отца, занимаясь развозом пассажиров и товаров. Он как и большинство его сверстников вёл обыкновенную бесшабашную жизнь, он отличался изворотливостью и смелостью, а за своё распутство он получил кличку "Распутин".               

    Как то Распутина нанял студент духовной семинарии послушник Милентий Заборовский для поездки в Верхотурьенский монастырь. В пути Мелентий завязал с Григорием разговор и был поражен живостью его дарований. Семинарист узнал о его беспутной жизни и в то же время был поражен в хорошем знании Григорием вопросов религии. Семинарист увещевал его бросить беспутную жизнь и посоветовал  Распутину посетить Верхотурьенский монастырь.               

   Распутин надолго остался в монастыре, напоминающим крестьянское поселение, где кроме религиозных обрядов выполнялись сельские и другие работы мирского характера. Оказалось, что этот монастырь служил для наказания и возвращение в лоно православной церкви хлыстов. Монастырь представлял собой странное братство разделённое на две группы, одна представляла "заключённых", другая их "охранников".

    Григорий, наконец понял странные речи семинариста, отличавшиеся от привычных церковных и почему тот рекомендовал посетить Верхотурьевский монастырь. Оказалось, что сосланные сюда монахи только на словах отказывались от своих обрядов, а их охранники в большинстве прониклись верой хлыстов. Монастырь был лишь внешне православным, а на самом деле был очагом ереси.

    Почти все монахи считали строгие церковные обряды ненужным хламом и исполняли их только чтобы избежать конфликта с руководством. Они были верны заветам некоего Данилы Филипповича, 200 лет назад основавшего братство "божьих людей" или так называемых хлыстов.

    Вскоре Распутин был втянут в секту где узнал у "братьев" что церковные молитвы и обычаи церкви оставляют человека в темноте церковной догмы, а слова хлыстов идут прямо к богу. А кто общается с Духом Святым и Господом непосредственно не нуждается в придуманных законах официальной церкви.

    Данила Филиппович до озарения усердно штудировал Евангелие и другие божественные книги. Однако пришел к благости и выбросил в Волгу все книги и с тех пор искал правду в золотой книге жизни.

    В секте хлыстов Распутин постепенно отходит от церковного учения, он увидел в нём пустоту не имеющей ничего общего со святостью и стал доверять  только велению Святого Духа, превратившись "Сына Господа", то есть стал"подобным Христу" по утверждениям хлыстов.

    Перед ужином Григорий исповедовался, отбивая бесчисленные поклоны перед иконостасом, изображая фальшивую набожность. Как и все хлысты, он не считал это греховным, сохраняя в душе чистую "истинную веру", а напоказ следовал  предписаниям церкви, то есть исповедовал "двойную веру". Для многих в России это стало нормой, поскольку всякое отклонение от ортодоксальной веры жестоко преследовала и церковь и сама власть.

   "Истинная вера" открыла Распутину мир мифических надежд, она учила, что человек уже на земле может соединиться с Богом и что Назаретское чудо появления сына Божия происходит на Земле периодически.

    Грешный человек может прийти к богу и познать "тайную смерть Христа" при живом теле. Рождённые из плоти несут в себе проклятие Адама, погрязают в грехах и умирая исчезают. Только родившись во второй раз уже от Духа, человек  проживает святую жизнь.

    Хлысты учили, что "тайная смерть" достигается самоотречением и покорностью воле "Святого Духа", тот кто это преодолеет, тот "тайно воскреснет" и может творить чудеса - исцелять больных и видеть будущее. Такой человек будет новый Христос.

    Распутин с удивлением узнал, что Христос из Назарета уже многократно воплощался в образе русского крестьянина и ходил среди народа. Сам бог - отец опускался на землю, это было в Стародубском земстве Муромской волости Владимирской губернии. Там Бог воплотился в образ Данилы Филипповича, который  ходил по Владимирским и Костромским деревням, беседовал с простым народом и указал ему путь святости.

    И сын Божий Христос время от времени опускается на землю являясь в образе грешного мужика. Столетняя крестьянка из деревни Максаково Владимирской губернии на смех односельчан забеременела от столетнего мужа - старца Тимофея Суслова. Их сын, Иван Тимофеевич Суслов пил и вёл беспорядочную жизнь до тех пор пока не повстречался с Данилой Филипповичем, признавшим в нём своего сына - Христа и забрал к себе в Муромскую волость.

    Иван Суслов выбрал себе в апостолы двенадцать крестьян и они проповедовали слово Божие. Иван Суслов в возрасте 100 лет вознёсся на небеса к своему отцу. После этого спаситель снова воплотился  на земле, выбрав тело стрельца Прокопия Лупкина. В его образе Христос снова бродил среди крестьян.

    Когда Прокопий окончил своё бренное существование, Спаситель вселился в тело полоумного крестьянина Андрея Петрова. Крестьяне сразу узнали в нём Спасителя и говорили ему:"Христос Андрюша, благослови и спаси наши души".

   Рассказы про перевоплощение божества увлекли Распутина, для которого была особенным озарением история с возвращением Господа в тело пророка Радаева. Радаев (Василий Максимович Миронов был знаменитым в 50-е годы 19 века арзамасским хлыстовским пророком). Радаев жил сразу с тринадцатью женщинами, тем не менее стал пророком и в нём заговорил Дух Святой.

   Оказывается Радаевские грехи не были грехами, поскольку они исходили от Божьего Духа. Когда царская власть предложила ему прекратить порочную жизнь и покаяться, Радаев гордо ответил:"Не понимаю в чём мне каяться? Я знаю свои грехи, но Господь во мне их знать не хочет. Сила, во мне действующая, так с ними (девушками) поступать сильно нудила, так что никак не мог противиться..." На мирском суде он объяснил, что им целиком завладел Дух Святой и все его поступки вынужденные.               

   "Я сознаю что иду против закона, но знаю что поступаю по воле Господа. Поэтому все женщины что грешили со мной для Бога стали лучше, чем те что мне противились и остались добродетельны. Через меня проявляется Господь, взявший себе мою плоть, а плотское грешит чтобы грехи истреблялись. Только у тех, кто до греха опустился, покаяние истинное и оно угодно Богу. Я унижал женщин жертвовавшим для меня целомудрием чтобы они не гордились своей непогрешимостью. Что может лучше сломить гордыню чем унижение во грехе?"

  В этой вере Распутин нашел себе путь, на который его тянуло с молодости.  Прежде чем покинуть Монастырь он посетил святого старца Макария чья изба была рядом с монастырём. Григорий рассказал старцу о своей жизни и своих сомнениях. Макарий ответил ему что Господь выбрал Григория и того ждёт великое. Посоветовал Распутину оставить жену детей и коней и благословил его на странствия.

   Распутин вернулся в Покровское только для прощания с семьёй и ушел. Несколько лет Григорий провёл в странствиях по России, встречаясь со староверами и различными сектантами. Во время своих странствий Распутин приобретал обширные религиозные знания и так усвоил библейские тексты, что удивлял служителей церкви даже самого высокого ранга.

    Самым главным результатом его странствий явилось укрепление Распутина в вере, полученной в Верхотурье и собственное им её толкование. Ему часто вспоминались собрания "божьих людей" и их клич: "Дух Святой" вселился в нас" тогда полуголые  мужчины и женщины, исхлёстанными прутьями после дикой пляски полностью скидывали свои одежды и перемешанные друг с другом валялись на полу.

    Чувственный и набожный Григорий хорошо усвоил смысл перерождения через грех в этих оргиях. Путь к истинной святости и смирению Распутин видел только через греховную борьбу, через отказ от всяких ограничений, через все тяжкие плотские грехи.

     Когда Распутин вернулся в Покровское, его было не узнать: Домой пришел постаревший бородатый мужик, жена узнала его только по небольшим светло - голубым глазам. Вскоре в Покровском никто не сомневался что с Григорием Ефимовичем Распутиным произошло что то необыкновенное.

     Прежний забулдыга, прославившийся тёмными делами, превратился в кающегося грешника с благими речами на устах. Конечно многое из того что говорил Распутин о спасении через грех резко противоречило праведной вере и поэтому не все признавали в Григории нового Спасителя.

     Но Григория особенно обожали женщины и девушки, складывалось впечатление что они сразу же с душой принимали новое учение. Женщины восхваляли святость Распутина в самых восторженных словах. Когда они выходили от Распутина все замечали особенный румянец на щёчках юных созданий и их губки дрожали в улыбке. Они говорили что Григорий Ефимович истинно святой и богобоязненный человек и его речи исполнены глубокой верой...

      В поезде, Распутин приуныл, слушая рассказы провожатого жандармского унтера о том, что ему приходится часто сопровождать в Сибирь социалистов, а чтобы наоборот очень редко. А когда Распутин на перроне Московского вокзала увидел встречающего его протоирея Восторгова, то окончательно растерялся. Через несколько минут они вдвоём уже мчались в пролётке, Восторгов ласково расспрашивал Распутина о новостях села Покровского.

      В доме протоирея Распутину отвели особую комнату и Восторгов осторожно стал вводить его в курс предстоящего дела.

     Прошло несколько дней и Распутин преобразился: он был в новой поддёвке, сапогах и рубахе, постриженный и вычищенный. Восторгов готовил Распутина для собственной карьеры, но не рассчитал, и вместо собственной, он обеспечил карьеру Распутину.

      Доклады о своих поездках протоирея Востргова в монархических кругах имели большой успех и он был приглашен для прочтения доклада в Петербург, в салон графини Игнатьевой. Графиня была старейшей и почтеннейшей из всех придворных дам, её салон носил полу политический и полу мистический характер.

      В этом салоне уродливо сочетались, как беседы на божественные темы епископа Гермогена и иеромонаха Илидора и салонные разговоры придворной комарильи и различные "весёлые вечера". После доклада Восторгова о Распутине графиня пожелала побеседовать с Распутиным одна.

     Восторгов основательно подготовил Распутина к этому визиту: купил блокнот, карандаш и перочинный ножик, с тем чтобы тот записывал для памяти. В день визита графиня пригласила самых близких, Распутин сразу же понял что может дурачить этих мистически настроенных дам. Он рассказывал им сказки, из которых те делали многозначительные выводы. В салоне графини с каждым днём Распутин становился всё смелее.

     Как то рассматривая картинную галерею графини он увидел картину с голой женщиной и осенил её крестным знамением. Когда гости позже вновь вошли в галерею, то обнаружили на картине крестообразный разрез. Гости с трепетом рассматривали картину лопнувшую от Распутинского креста и заговорили о его сверх естественной святости.

     Все взоры салона теперь были обращены в сторону нового фаворита - старца Григория, за каждым движением которого следили два десятка пар женских глаз, чтобы не пропустить какого нибудь нового проявления святости сверхестественного старца. Доклады епископа Гермогена уже никто не слушал, не  имел также успеха фаворит салона - иеромонах Илидор.

     После за плотным ужином с обильным возлиянием в кругу "друзей" - Восторгова, Гермогена и Илидора, Распутин сказал протоирею Восторгову: "Спасибо батюшка, что ножичек мне во время купили, пригодился".

     Епископ Гермоген, человек образованный и умный сразу понял опасность вознесённого до небес старца. Впоследствии тот вечер и беседа послужила предметом взаимных разоблачений с целью устранения конкурента.               

     Но все три "дипломата в рясах", как не старались дискредитировать Распутина, оказались бессильны и в результате предпринятой многочисленными поклонниками и поклонницами Распутина контратаки потерпели сильнейшее поражение.               

     Гермоген и его "пособники" Илидор и Восторгов за распространение неприятных слухов о салоне графини Игнатьевой пострадали: первые два были сосланы в дальние монастыри, а протоирею Восторгову, чтобы избежать их участи пришлось вернуться к мирским занятиям. 

       Вот как описывает стихотворение, которое приписывают Пуришкевичу В.М.,    
             великосветский салон - лупинарий графини Игнатьевой:
         
         Была война, была Россия
         И был салон графини И.
         Где новоявленный Мессия
         Тянул холодное "Аи"
         
         Как хорошо дурманит дёготь
         И нервы женские бодрит
         Вы разрешите Вас потрогать
         Статс дама Гришке говорит
         
         Ведь Вы такой необычайный
         Что я не в силах устоять
         Вы квинт эссенция эротик
         Вы высший мистик по уму
         Сложивши в дудочку свой ротик
         Графиня тянется к нему
         
         Она как бабочка трепещет
         В силках расставленных сетей
         И маникюр графини блещет
         На фоне траурных ногтей
         
         В салоне тихо, гаснут люстры
         Войдя в мистическую роль
         Мужик находчивый и шустрый
         Ведёт себя как Рокамболь
         
         Его пластические позы
         Вне этикета,вне оков
         Смешался запах туберозы
         С ядрёным запахом портков
         
         И даже пылкому Амуру
         Неловко стало с высока
         За титулованную дуру
         В объятьях потных мужика.