11. 7. произнесение проповеди

Виктор Тарасенко
11.7. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ПРОПОВЕДИ

Благая весть – это провозглашённая весть. И проповедь не является проповедью до тех пор, пока она не произнесена. Однако, часто этим последним пунктом подготовки проповеди проповедники пренебрегают и не заботятся о том, как выглядят они и их проповедь в момент произнесения. (3, ст.63)
Демосфен на вопрос: «От чего зависит успех речи?» ответил: «От того, как она сказана».
Следует стараться быть понятым не только избранными, но и толпою. То, что оратор старается популярно изложить для массы, не бывает потеряно и для избранного меньшинства, напротив, чем образованнее человек, тем большее удовольствие у него от простого изложения речи.
Проповедуйте что вы слышите, когда сердцем слышите, с братским сочувствием и полными молитвы для духовной выгоды и ещё с критическим вниманием к своей речи.

11.7.1. Начало выступления

Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в тоже время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление.
Начинайте выступление с истории (полной действия), с какого-нибудь интересного сообщения уже в первом предложении.  Возбудите любопытство, начните с какой-нибудь конкретной иллюстрации. Используйте какой-либо предмет – держите его в руках. Задайте вопрос, начните с цитаты знаменитого человека, т.е. всё сделайте чтобы уже с первых минут вашего выступления слушатель желал бы слушать вас.
Обязательно свяжите тему вашего выступления с жизненно важными интересами ваших слушателей.
Захватывающее начало сразу же привлекает внимание. «Предвидеть – значит управлять» - говорил Паскаль.
Следует помнить о трёх вещах в момент произнесения проповеди, а именно:
1. Голос и произношение.
2. Тело проповедника и его внешность.
3. Жесты и мимика.
Большую роль в публичном выступлении играет личность самого оратора, это заметили ещё древние. Основное правило для выступающего: «будь самим собой».
Эмоциональность также украшает речь – делает её живой. Но не следует думать, что эмоции можно выразить только беспорядочно, махая рукой или топая ногами. Существуют глаза, брови, улыбка, поворот плеча, мягкое движение руки, интонация, пауза и т.д. (3, ст.69)
«Слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством» - Аристотель.
Для хорошего выступления – самое главное – ощущение контакта с аудиторией.


1. Начинайте речь с сильным желанием и настойчивым стремлением достичь своей цели.
2. Нужно твердо знать то, о чём вы собираетесь говорить. В основе речи должен лежать жизненный опыт, тогда он бьёт без промаха.
3. Проявляйте уверенность. Смело выходите за кафедру, стойте спокойно, прямо и держите себя так, как будто это вам приятно.
4. Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь – это непременное условие. ( 19, ст. 15)

Эмоции проповедника передаются слушателям, и если он испытывает страх и неуверенность, то он не добьётся успеха.
Проповедник не должен бояться суда человеческого, обсуждения его речи, манеры изложения и т.д. Он должен вполне осознавать всю ответственность взятых на себя обязательств пред Богом, провозглашать Слово Божие, и потому без страха обязан вручить себя в руки Божии в момент подготовки и произнесения проповеди.
Осознание этой великой миссии и уверенность в необходимости этой проповеди передаётся людям и поможет сделать правильный шаг к Богу. (3, ст.64)
«Подобное рождает подобное» - заметил профессор Сверстрит: «Если мы заинтересованы в наших слушателях, то есть основания полагать, что они также заинтересуются нами. Если же мы сердито смотрим на наших слушателей, то есть все основания предполагать, что они также будут сердито смотреть на нас, или сердиться, не проявляя это внешне. Если мы будем вести себя робко, или слишком суетливо, то они, вероятно, не будут чувствовать к нам доверия. Если мы нахальны, или хвастливы, тол в ответ на это, они проявят собственную самовлюблённость. Очень часто ещё до того, как мы начали говорить, нас порицают или одобряют».

Чтобы передать свою речь, свои переживания, можно воспользоваться одним из типов построения речи, произведённых ниже.

11.7.2. Типы построения речи.

1. Изложение фактов – высказывание соображений, вытекающих из них. Призыв к действию.
2. Продекламировать что-то плохое – показать, как исправить зло. Просить о сотрудничестве.
3. Показать путь исправления – вот положение, которое нужно исправить. Нам следует для этого сделать то-то и то-то. Вы должны помочь сделать это по таким-то причинам.
4. Добиться интереса и внимания – завоевать доверие. Изложить ваши факты, разъяснить вашим слушателям достоинства вашего предложения. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей к действию.
Для всех четырёх способов построения речи, остаются общими некоторые приёмы публичной речи:
- Акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные;
- Меняйте тон голоса;
- Меняйте темп речи. Это приятно, это естественно, это придаёт выразительность. Это один из самых лучших способов выделить какую-либо мысль;
- Делайте паузу до и после важных мыслей.
Чтобы лучше овладеть этими навыками, неплохо было бы записывать вашу речь на магнитофон. Метод предварительной записи вашей речи, заставит вас подумать и обнаружить ошибки и неточности, о которых вы и не предполагали.
Диктовка и правка являются прекраснейшей и полезнейшей работой в период подготовки и произнесения речи. (19, ст.59)

11.7.3. Голос проповедника.

Самый главный инструмент проповеди – это голос. Поэтому проповеднику следует хорошо владеть им, развивать его свойства.
Продуцируется голос физическим способом и составляет четыре фазы:
1. Дыхание.
2. Фонация.
3. Резонация.
4. Артикуляция.
Из этих четырёх – три подлежат улучшению (кроме резонации).

Под речевым аппаратом разумеют органы дыхания, гортани с голосовыми связками, подлости рта, носа, и связанные с ними артикуляционные органы. Процесс речи есть одновременно и процесс мышления. Наш речевой аппарат часто сравнивают с органом или гармонью. Он имеет меха (лёгкие, которые расширяясь, наполняются воздухом, а сжимаясь, этот воздух выталкивают)
Одного вдоха хватает на произнесение 13-14 слов. Существуют определённые упражнения, которые позволяют поставить голос. (27, ст.96)
По мнению архиепископа Мэнджи, существуют три категории ораторов: «Одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать».
Во многом это зависит от того, как оратор пользуется своим голосом, использует ди он все его свойства?

11.7.3.1. Звучность.

Звучность голоса даёт оратору возможность донести свою речь до всей аудитории. Психологической основой полноты звука является уверенность в себе и душевный подъём.
Физическая основа звучности – это правильное дыхание, которое бывает:
- глубокое дыхание;
- частое дыхание;
- контролируемое дыхание. (41, ст.168)

Дыхание – очень важная часть в произнесении. От дыхания зависит вокализация, высота и частота звука, его устойчивость и спокойствие.
Надо контролировать дыхание: быстрое тихое вдыхание и медленный спокойный выдох. В лёгких должно быть достаточно воздуха для всего времени выговаривания.
Сперджен полагал, что проповеднику необходим кислород (свежий воздух) почти также, как благословение Божие.
Для правильного дыхания важна поза проповедника. Он должен стоять прямо, без принуждения.

11.7.3.2. Темп речи.

В понятие темпа речи входят:
- Быстрота речи в целом;
- Длительность звучания отдельных слов;
- Интервалы и длительность пауз.
Как правило, чем важнее содержание, тем более сдержана речь; исключение составляет быстрая речь в напряжённых, или связанных с душевным волнением положениях.
Большинство ораторов произносят от 120 до 150 слов в минуту.
Слоги и слова, подобно аккордеону, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отношении зависит от их значения и выражения ими чувства.
Нервные, порывистые, не допускающие инакомыслия и возражения ораторы для наиболее выразительного звучания, чаще налегают на громкость, чем на протяжность звучания.
Продолжительность или непродолжительность звучания слова вместе с тем отражают смысловые оттенки речи. При правильном их применении пауза всегда желательна. Она полезна во многих отношениях. К тому же, её легко сделать, тем более удивительно, что лишь немногие ораторы разумно пользуются ею.

Пауза:
1. Облегчает дыхание, т.к. для выдыхания лишнего воздуха и вдыхания нового запаса, нужно время.
2. Даёт возможность сообразить, к какой мысли следует перейти далее.
3. Позволяет вашим соображениям глубоко запасть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным пунктом в речи и после – один из самых лучших способов ярко выразить его.
Наконец, самый ритм речи, во многом зависит от интервалов и длительности пауз. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а приятного, выразительного разнообразия паузировки.
Вы должны чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где необходимо ускорить темп, где сбавить, где сделать необходимую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление.

11.7.3.3. Высота голоса.
Диапазон голоса соответствует показаниям музыкальной шкалы и определяется частотой колебания голосовых связок в секунду. Перемена в высоте звучания достигается двумя путями:
- переходом;
- плавным скольжением.
Переход представляет собой сдвиг в высоте от одной звуковой единицы к другой, причём за звуковую единицу принимают слог.
Скольжение, или модуляция – это смена высоты в пределах одной звуковой единицы.
С помощью интонаций мы создаём общий мелодичный склад речи, подобный песенному звучанию; только смена высоты звучания происходит быстрее и на более низком уровне.
К недостаткам интонирования следует отнести:
- Монотонность;
- Слишком высокий тон;
- Слишком низкий тон;
- Недостаток выразительности в более значимых словах;
- Повторные интонационные обороты.

11.7.3.4. Тембр.

Каждый звук обладает характерной окраской или тембром. Она определяется плотностью, формой и размерами тела, приведённого в состояние колебания, и особенностями среды, ы в которой оно вибрирует.
Пожалуй, невозможно совершенно изменить тембр голоса, но можно сделать многое, чтобы добиться его улучшения.
Подобно другим элементам голоса, тембр зависит от психического состояния оратора.
Звучание голоса не будет чистым и прозрачным, если ваши идеи не ясны или безжизненны, и вы сами это чувствуете. Обратите внимание, как по-разному звучит голос, когда вы утомлены, подавлены, стесняетесь или сердитесь.
Значительного улучшения тембра голоса можно добиться только систематическими упражнениями.
Хороший тембр – это звучание открытое, насыщенное, ясное, с чистыми вибрациями. Такое звучание – результат глубокого, контролируемого дыхания, свободной вибрации голосовых связок, и ничем не стеснённых резонирующих камер, то есть гортани, полостей рта и носа.
К недостаткам тембра можно отнести:
- Отдышку;
- Хрипоту;
- Резкость;
- Гортанность;
- Гнусавость. (41, ст.180-186)


11.7.4. Тело проповедника и его внешний вид.
Хочет проповедник или нет, но он берёт и своё тело с собой на кафедру. И что оно выражает, может помочь ему, или повредить.
Люди вначале видят проповедника, и лишь затем слышат его. Его тело указывает им на его личность.
Управление телом зависит от двух факторов:
1. Естественное употребление тела. В противном случае, с кафедры будут звучать две проповеди – одна словом, другая телом.
2. Различие в связи с проповедью и окружающими.
Проповедник должен быть скромным. Движения тела должны исходить из внутреннего побуждения и объяснять идею. Не проповедь связана с движениями тела, а наоборот, движения связаны, и являются неотъемлемой частью проповеди. Поэтому, чрезмерная расхлябанность также вредна, как, впрочем, и чрезмерная скованность.

Психолог Альберт Мехрабян приводит цифры: «На слушателей влияет только 7 % слова, 38% голос, и 55% выражение лица говорящего. Широко открытые глаза и высоко приподнятые брови могут лучше предать чувства изумления, которое трудно выразить словами, а пожатие плечами – передаёт идею недоумения в полной мере». (3, ст.72)

Когда апостол Павел говорил: «…для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых « - 1 Кор.9:22, он установил основной принцип христианского общения.
С моральной точки зрения то, что важно и что не важно, должно определяться не самим собою, а другими.

Внешний вид и одежда влияют на то, как слушатели отнесутся к вам.
Основным правилом, касающимся внешнего вида и одежды проповедника, должно быть то, чтобы они были подходящими для аудитории, обстановки и самого проповедника.
Недавние исследования показали, что одежда и внешний вид, определяют наше суждение о других людях, хотя мы можем и не осознавать почему это так происходит.
Костюм пастора должен быть чистым и выглаженным, на ногах чиста обувь, в карманах не должна находиться коллекция различных авторучек, записных книжек, очков, кошельков и т.д. Рубашка должна быть украшена туго завязанным галстуком. Служитель не укрепит свой авторитет, если он будет одет так, как будто он смотрел в греческий текст, когда одевался, а не в зеркало. (37, ст.156)

11.7.5. Жесты, мимика, зрительный контакт.
11.7.5.1. Жесты.

Бог создал человеческое тело для движения. Если община хочет видеть статую, она может пойти в музей. Но даже там, более впечатляюще являются те статуи, которые кажутся живыми. Опытный оратор позволяет говорить всему телу.
Особым видом телодвижения являются жесты, которые играют такую же роль, как диаграмма в книге.
Жесты служат для выражения чувств, а не для показа, и их значение проявляется в нескольких областях:
- Они помогают нам объяснить и описать то, о чём мы говорим;
- Они делают более выразительной нашу речь;
- Они облегчают произнесение проповеди. Если ваше тело подкрепляет ваши идеи, вы чувствуете себя уверенно и спокойно;
- Они придают силу вашему голосу;
- Они поддерживают интерес и привлекают внимание. Движущийся предмет всегда больше привлекает внимание, чем неподвижный;
- Они помогают слушателям пережить то, что вы переживаете, и они как бы отождествляются с вами, сопереживают вам.

Существуют различные жесты (выше в нашей работе мы уже касались этого), и проповеднику необходимо хорошо их использовать для более успешной коммуникации со слушателями.

11.7.5.2. Зрительный контакт.
Зрительный контакт является одним из самых важных компонентов общения с аудиторией. Первым делом после того, как проповедник вышел за кафедру, он должен посмотреть не в Библию или свои записи, а в глаза слушателям. (3, ст.70)
Глаза «говорят», они передают обратную информацию и удерживают внимание слушателей. Когда вы смотрите прямо на слушателей, то замечаете те намёки, которые они передают вам, т.е. интересуются ли они проповедью настолько, чтобы её стоило продолжать. Заметив тревогу, проповедник должен что-то исправить, например, объяснить сказанное или проиллюстрировать его.
Более того, слушатели чувствуют, что служитель, смотрящий им прямо в лицо, хочет говорить к ним лично. Вот почему пастор, смотрящий куда-то поверх голов слушателей, потупивший свои глаза в заметки и т.д., ставит себя в невыгодное положение.
Хотя вы обращаетесь к общине как к группе, вы должны говорить к ним, как будто вы беседуете с каждым в отдельности.
Став за кафедру, сделайте паузу, чтобы установить личный контакт с вашими слушателями. Обведите взором весь зал, останавливаясь на некоторое мгновение на некоторых людях. В процессе произнесения проповеди продолжайте сохранять зрительный контакт. В продолжении секунды или двух говорите, как бы с одним человеком, смотря ему прямо в глаза, а потом переведите взгляд на кого-то ещё.
Ваши слушатели нуждаются в том, чтобы видеть ваше лицо, поэтому, кафедра должна быть хорошо освещена, и свет должен падать таким образом, чтобы тень не затемняла ваши глаза.

11.7.5.3. Мимика.
Ваша мимика должна отражать ваше состояние. Слушатель не поверит в небесную радость, если при произнесении этой вести, лицо проповедника останется хмурым.
Русский психолог А.И. Сикарский уделял большое внимание так называемой физиогномики, т.е. направлению общей психологии, которая изучает связь душевной жизни с её мимическим выражением. Мускулатура лица выполняет роль весьма тонкого и подвижного органа, способного отражать самые разнообразные душевные состояния, причём с такой точностью, определённостью и раздельностью, что лицо по широко распространённому житейскому и научному мнению, стало действительно «зеркалом души».
Мимика — это тоже язык, который так же доходчив, как и членораздельная речь.
Понимание взаимосвязи душевных состояний и мимики помогает постигать переживания других людей, проникать в их внутренний мир, и тем самым, налаживать с ними доверительные отношения, достигая тем самым, подлинный смысл всякого общения. (4, ст.20)
Упражняйтесь в выразительности вашего лица. Это трудно, но достижимо при помощи простого зеркала. Вам только нужно приложить со своей стороны определённые усилия, если хотите, чтобы ваши слушатели могли читать и по вашему лицу.
Несомненно, использование мимики, поможет в коммуникации между проповедником и аудиторией.
11.7.6. Способы произнесения проповеди.

Существует несколько стилей самого произнесения проповедей.

1. Чтение рукописи.
Преимущества данного метода:
- Полная подготовка;
- Проповедник учится писать;
- Проповедь звучит так, как задумана;
- Аккуратное цитирование;
- Уверенность проповедника;

Недостатки данного метода:
- Нет близкого контакта со слушателями;
- Зрительный контакт нарушен;
- Не все проповедники обладают хорошей дикцией.

2. Проповедь по памяти.

Подготовленная рукопись запоминается слово в слово.

Преимущества данного метода:
- Хороший зрительный контакт;

Недостатки данного метода6
- Существует страх забыть что-либо;
- Связанность единой формой;
- Подготовка занимает много времени.

3. Импровизация и непосредственное провозглашение.
Преимущества данного метода:
- Надежда на водительство Божьего Духа.

Недостатки данного метода:
- Отсутствие чёткой схемы;
- Волнение;
- Повторение уже сказанного.

4. Естественный метод.
Приготовление к каждой проповеди плана-конспекта, тезисов и заметок. Этот вид произнесения проповеди является наиболее распространённым.

Преимущества данного метода:
- Экономия времени;
- Записи дают уверенность;
- Свобода в изложении;
- Чёткий порядок и последовательность;
- Естественный контакт со слушателями.

5. Свободное изложение.
Это подготовка всей рукописи, полное знакомство с ней не заучивая её, провозглашение проповеди без всякой опоры на тезисы или заметки, полагаясь только на водительство Духа Святого.
Это способ рекомендуется как самый лучший. Так говорили пророки, так говорил Иисус и апостолы.

Недостатки данного метода:
- Берёт много времени;
- Зависит от состояния проповедника;
- Основная мысль может ускользнуть.  (3, ст.70)

Таким образом, ни один стиль произнесения проповеди не даёт 100% успеха, и только когда проповедник признаёт свою беспомощность, и обращается всецело за помощью к Богу, то только тогда Бог сможет Сам употребить «юродство проповеди» к Его славе.