Вифлеемская звезда

Павел Коряков
Действующие лица:

1.Иосиф, мнимый отец Иисуса.
2.Елизавета, жительница Назарета.
3.Саломия, жительница Назарета. 
4.Римский чиновник-вестник (viatores).
5.Царь Ирод Великий.               
6.Царица Мариамна, жена Ирода.
7.Савл, начальник охраны царя Ирода.
8.Первосвященник.               
9.Каспар (1 волхв).               
10.Валтасар (2 волхв).               
11. Мельхиор (3 волхв).               
12. 1-й пастух.               
13. 2-й пастух.               
14. Ангел Божий.               
15. Хозяйка гостиниц в Вифлееме.
16. Ведущая.


Ведущая.

1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна (Лук. 2:1-5).

Действие 1. Назарет.

На заднем плане два небольших домика. Возле одного из них табличка с надписью «Назарет». Над домами ярко сияющая Вифлеемская звезда. Между домами по центру – колодец. Справа от колодца в отдалении Иосиф работает с рубанком.

Сцена 1. Саломия и Елизавета.

Появляются на сцене с разных сторон (ведра в левой руке), идут к колодцу, в знак приветствия машут друг другу рукой.

Саломия (набирая воду в ведро). Елизавета, слышала новость?
Елизавета (с любопытством). Какую новость, Саломия?
Саломия (ставит ведро на колодец). Римский чиновник приехал из Капернаума!
Елизавета. Какой чиновник? Зачем? 
Саломия. Люди говорят: перепись проводить!
Елизавета (качая головой от удивления). И что – очень важный чиновник?
Саломия. Еще бы! В форме! С табличкой!
Елизавета. Интересно было бы на него посмотреть…
Саломия. А вот и он. Смотри, пока не ушел.

Сцена 2. Саломия, Елизавета и римский чиновник.

Чиновник (подходит к колодцу с табличкой в руке, возглашает).  Галилеяне! Жители Назарета! Новый указ кесаря Августа! Велено сделать перепись по всей земле! Все свободные люди должны быть исчислены. Кесарь хочет знать точное число своих подданных.
Саломия. Нам тоже нужно переписываться?
Чиновник. Если вы свободные люди, то да. Вы свободные люди или рабыни?
Саломия с Елизаветой (гордо). Мы не рабыни!
Чиновник (немного пугается). Тогда вы тоже должны быть сосчитаны.
Саломия. Ты будешь нас считать? Ты переписчик?
Чиновник. Я не переписчик, я вестник. Я послан возвещать о переписи. Перепись же проходит по месту рождения. Не по месту жительства! Идите каждый в свой город – туда, где вы родились.
Саломия с Елизаветой (вместе). Мы из Капернаума…
Чиновник. Значит, идите в Капернаум. Прямо сегодня.
Саломия. Что ж, пойдем в Капернаум, раз надо.

Саломия с Елизаветой берут ведра и уходят. Чиновник замечает Иосифа и направляется к нему.

Сцена 3. Чиновник и Иосиф.

Чиновник. Ты все слышал? Тебе все понятно?
Иосиф (неуверенно). Я исполню повеление кесаря. Только…
Чиновник. Только что?
Иосиф (с еще большей неуверенностью). Моя жена, Мария, беременна. Ей скоро рожать. Можно она останется дома?
Чиновник. А где ты родился? Здесь, в Назарете?
Иосиф. Нет, в Вифлееме.
Чиновник (задумчиво). В Вифлееме? Нет… Вам никак нельзя оставаться в Назарете. Перепись делается с целью правильного налогообложения. А налогами люди облагаются по месту рождения. Поэтому идите в Вифлеем.
Иосиф (пытаясь придумать предлог, чтобы не ехать). Но… У меня нет осла. Как моя жена пойдет пешком?
Чиновник (в ярости достает меч из ножен и потрясает им над головой Иосифа). Ты что, не хочешь выполнять повеление кесаря? Горе тебе, если не поедешь!
Иосиф (смиренно). Хорошо, мы поедем.


Сцена 4. Иосиф, Саломия и Елизавета.

Саломия с Елизаветой подходят к Иосифу, который так и стоит с рубанком в руке.

Елизавета. Иосиф! Ты чего такой печальный!
Саломия. Что случилось, Иосиф?
Иосиф. Я должен ехать в Вифлеем…
Елизавета. Все правильно. Ведь ты там родился. Поезжай, Иосиф!
Иосиф. Но у меня нет осла! А моя жена не может идти пешком. Она беременна. И скоро родит.
Саломия. Это не беда! Я одолжу тебе нашего осла! Бери его!
Иосиф. Но у нас денег на дорогу…
Елизавета (дает Иосифу мешочек с монетами). И это не беда. Я могу дать тебе взаймы несколько динариев!
Иосиф (потрясенно). Благодарю тебя Саломия! Благодарю тебя, Елизавета! Да пребудет с Вами Господь Бог Израилев! Мы едем в Вифлеем!

 Уходит с ослом и денежным мешочком. Занавес.


Ведущая.

6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
(Лук. 2:6-18)

Действие 2. Вифлеем.

Сцена 1. Иосиф в Вифлееме.

На задней стене два дома (те же самые, которые были в Назарете). Только теперь над дверями домов написано «Гостиница №1» и «Гостиница №2», а на самих дверях написано: «Все занято!» и «Мест нет!». Над домами сияет
Вифлеемская звезда. На видном месте табличка с надписью «Вифлеем». Иосиф проходит сначала мимо домов, изучает надписи на дверях, потом стучит в двери домов. В левом углу сцены возле вертепа у костра сидят пастухи. Рядом с ними овечки.

Иосиф (стучит в дверь «Гостиницы №1»). Эй, добрые люди, откройте! Нам нужно место в гостинице. Всего одно место!
Хозяйка 1 гостиницы. Мест нет! Не видишь разве, что на двери написано?
Иосиф. Нам только на одну ночь. Где угодно!
Хозяйка 1 гостиницы (из-за кулис). Уходи, галилеянин! У нас люди спят!
Иосиф (подходит к дому с надписью «Гостиница №2»). Люди добрые! Нет ли у вас свободного места для моей жены? Она беременна и должна вот-вот родить. Смилуйтесь над нами во имя Бога Израилева!
Хозяйка 2 гостиницы (из-за кулис). У нас все занято! Посмотри на табличку! Свободные комнаты будут только завтра! Уже ночь наступает, не мешай нам спать!

Иосиф подходит к пастухам. Они сидят перед огнем. В руках изогнутые посохи.

Сцена 2. Иосиф и пастухи.

Иосиф. Послушайте, добрые люди!
1-й пастух. Что тебе, галилеянин?
Иосиф. Меня зовут Иосифом. Нельзя ли у вас найти кров – на одну ночь? Моя жена, Мария, беременна, и вот-вот должна родить. Помогите мне, и Господь Бог Израилев не оставит вас своей милостью!
2-й пастух. Отчего же не помочь тебе, Иосиф!
1-й пастух. В Вифлееме сейчас переночевать негде… Но вы можете переночевать в этом вертепе, где мы держим скот.
2-й пастух. Там есть много сена. Из него можно устроить постель!
Иосиф. Спасибо Вам, добрые люди! Большое спасибо! Эй, Мария (поворачивается в другую сторону). Я нашел ночлег! Пойдем сюда!

Бежит к правой стороне сцены и скрывается из вида.

Звукорежиссер включает запись Рождественского тропаря и кондака.

Сцена 3. Ангел Божий и пастухи.

Как только Ангел подходит к пастухам, они закрывают лицо руками, выражая величайший испуг.

Ангел. Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
1 пастух (в растерянности) Когда мы можем поклониться Младенцу?
Ангел. Прямо сейчас!
2 пастух. А как мы найдем Младенца? Ведь в Вифлееме их много!
Ангел. Я же сказал: Вы найдете младенца, лежащего в яслях. Начните поиски с этого вертепа, где вы поселили Иосифа. Поспешите!

Ангел медленно уходит. Пастухи вскакивают, начинают суетиться, цепляются изогнутыми посохами друг за друга и падают. Затем встают.

1-й пастух. Бежим скорей! Бог позволил нам первыми поклониться Богомладенцу. За нашу доброту!
2-й пастух. Это великая честь! Бежим!

Пастухи подбегают к вертепу и делают земной поклон перед иконой.

Звукорежиссер включает запись ангельского славословия: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Занавес.

Ведущая.

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли
(Матф. 2:1-9)

Действие 3. Иерусалим.

Сцена 1. Встреча волхвов.

Возле левой кулисы - дворец Ирода. Возле правой кулисы табличка с надписью «Иерусалим. 10 стадий». Три человека (волхвы), занятые созерцанием Вифлеемской звезды,  с трех разных сторон медленно приближаются друг к другу и сталкиваются лбами прямо под звездой. Падают. Образуется куча-мала. Наконец, встают и отряхиваются. В это время звезда над их головой гаснет и пропадает.

Гаспар. Прощу прощения! Я наблюдал за одной звездой и…
Валтасар. Я также наблюдал за одной звездой!!
Мельхиор. И я тоже!!!
Гаспар (удивляясь) Дело в том, что я астроном и…
Валтасар. И я астроном!!
Мельхиор. И я астроном!!!
Гаспар (еще больше удивляясь) Согласно пророчеству Валаама…
Валтасар (цитирует) «Восходит звезда от Иакова»…
Мельхиор. «И восстает жезл от Израиля».
Гаспар (обнимает путников) Мы идем по одному и тому же делу!
Валтасар. Да – поклониться Новому Царю Иудейскому!
Мельхиор. И принести Христу дары!
Гаспар. Наша встреча не случайна! Пойдемте же вместе!
Валтасар. Звезда укажет нам путь!
Мельхиор (смотрит вверх) Но где же она???

Все трое смотрят вверх, ищут взглядом исчезнувшую звезду и выражают крайнее недоумение.

Гаспар (чешет затылок) Звезда исчезла не просто так! Мы должны искать Христа в этом городе (показывает на табличку). Пойдемте в Иерусалим.

Сцена 2. Ирод и Мариамна.

Ирод сидит на троне. Рядом с ним кастрюля. Неподалеку стоит Мариамна. Смотрит в зеркальце

Ирод (фальшиво). Мариамна, где ты?
Мариамна (в раздражении). Что тебе от меня надо, идумеянин?!
Ирод. Пообедай со мной! Сегодня свинина под соусом с грибами!
Мариамна (с отвращением). Ты ешь нечистую свинину? О, потомок Исава!
Ирод (нарочно дразня). Не только свинину, Мариамна! Но и кабанью голову, и свиное вымя… Понюхай, как вкусно пахнет!

Открывает кастрюлю и дает понюхать жене.

Мариамна (отворачивается и брезгливо морщится) Фу-у-у! Почему ты не соблюдаешь закон Моисеев, Ирод?
Ирод. А зачем мне его соблюдать? Ведь я не еврей, а идумеянин.
Мариамна. Но ведь все твои подданные соблюдают Закон!
Ирод. Ну и пусть себе соблюдают! А я царь. Мне можно не соблюдать.
Мариамна. Это римляне посадили тебя на престол Иудеи. А по крови ты не являешься царем, ибо не происходишь ни от династии Давида, ни от Хасмонейской династии.
Ирод (очень недовольный). А ты, значит, имеешь права на престол?
Мариамна (гордо). Да! Я происхожу из династии Хасмонеев!
Ирод (зло). А ты помнишь, что я велел казнить всех твоих родственников?
Мариамна (меняется в лице, говорит тихо) Да, я помню…
Ирод (встает с престола с грозным видом). Ты помнишь, что я велел казнить наших сыновей: Аристобула и Александра?
Мариамна (с гневом). Я этого никогда не забуду!
Ирод. Я могу разобраться и с тобой, если ты будешь претендовать на мой престол!
Мариамна (оправдываясь). Я не претендую на твой престол!
Ирод. А вот это решит суд! Эй, Савл!

Ирод три раза хлопает в ладоши.
Отведи Мариамну в темницу!

Мариамна. Ты чудовище, Ирод!
Входит Савл, уводит царицу и тут же возвращается.

Сцена 3. Ирод и Савл.

Савл. О, мой царь! Позволь мне говорить!
Ирод (почти добродушно). Говори!
Савл. Тебя спрашивают три царя с востока!
Ирод (в изумлении). Целых три царя!? Что им нужно?
Савл. Не знаю, государь. Я думаю, они сами это объяснят!
Ирод (с раздражением). Тебе, Савл, по роду службы вообще не положено думать. За тебя подумают другие. Я за тебя подумаю… Ясно?

Савл вытягивается в струнку и всем видом дает понять, что ему все ясно.
Ирод. Проси!
Савл уходит и впускает волхвов.

Сцена 4. Ирод и волхвы.
Входят Гаспар, Валтасар и Мельхиор.

Ирод. Кто вы и откуда?
Гаспар (кланяется). Я Гаспар, советник царя Персии.
Валтасар (кланяется). Я Валтасар, советник царя Аравии.
Мельхиор (кланяется).  А я Мельхиор, советник царя Эфиопии.
Ирод (с пренебрежением). Так вы просто советники… И как вы советуете?
Гаспар. Мы советуем по звездам.
Валтасар. Мы звездочеты.
Ирод. Что же привело вас сюда?
Гаспар. Звезда!
Ирод (смотрит в небо). Звезда? Я не вижу никакой звезды!
Валтасар. Звезда привела нас сюда и скрылась.
Мельхиор. Это звезда Царя Иудейского, который должен родиться!
Ирод (с беспокойством) Какого еще царя? Разве есть пророчество?
Гаспар. Есть пророчество Валаама, царь: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Чис.24:17). Мы пришли, чтобы поклониться новому царю и почтить его дарами.
Ирод (в сильнейшем беспокойстве расхаживает по дворцу, снимает с головы корону и швыряет ее на трон). Что вы такое говорите?? Новый царь! Не может быть! Я вот что сделаю: пошлю за первосвященником. Эй, Савл!
Три раза хлопает в ладоши. Вбегает Савл.
Позвать сюда первосвященника! А вы, цари, пока посидите вот здесь.

Сцена 5. Ирод и первосвященник.

Ирод. Где должно родиться Христу?
Первосвященник. В Вифлееме Иудейском, о мой царь.
Ирод. Почему в Вифлееме?
Первосвященник (листает Библию). Так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мих.5:2).
Ирод. Через какого пророка так написано?
Первосвященник. Через Михея!
Ирод. Неужели этот вождь должен родиться именно в этом году?
Первосвященник. Да, мой царь! Именно в этом году истекает 69 седьмин.
Ирод. Кто это говорит?
Первосвященник. Пророк Даниил.
Ирод. Что ты еще знаешь о Христе?
Первосвященник (листает Библию). О нем много говорит пророк Исайя. Христос родится от Девы (Ис.7:14). Его назовут Эммануилом…
Ирод. Как опознать Христа по внешним приметам?
Первосвященник (опять листает Библию) Сейчас это младенец… Но нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис.9:6).
Ирод (про себя) Я найду этого младенца!

Делает первосвященнику рукой знак выйти и, успокоенный, надевает корону.
 
Сцена 6. Ирод и волхвы.
 
Ирод. Эй, цари! Я все уточнил.
Волхвы (все вместе) Где рождается Христос?
Ирод. Христос рождается в Вифлееме, от Девы. Сейчас это Младенец. Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Волхвы (все вместе) Хорошо, царь!

Уходят. Как только волхвы выходят из дворца, вновь загорается звезда.

Сцена 7. Ирод и Савл.

Ирод. Вот что, Савл! Я не доверяю эти царям… Поэтому даю тебе такой приказ: иди за этими царями и не спускай с них глаз! Как только они найдут Христа, напиши мне письмо и отправь вот с этим голубем.
Дает голубя.
Савл. Слушаюсь, царь.

Занавес.

Ведущая.

9 Они (волхвы), выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
13 Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
(Матф.2:9-13)

Действие 4. Вифлеем.

Сцена 1. Волхвы и Савл.

Декорации Вифлеема. Все так же, как во 2 действии, только теперь нет ни пастухов, ни овечек, а на дверях гостиниц написано «Есть свободные места!». У правой кулисы устроен вертеп. Волхвы идут за движущейся звездой к вертепу. За ними крадется Савл. Над вертепом звезда останавливается. Савл прячется за деревом. Он приставляет руку к уху и внимательно слушает (но не смотрит).

Гаспар (поднимает руку и говорит очень громко и торжественно). Друзья мои, мы достигли цели нашего путешествия. Вот Богомладенец!
Валтасар (радостно). Звезда остановилась прямо под вертепом!
Мельхиор. Нужно поклониться Христу!

Волхвы делают перед иконой в вертепе три земных поклона.

Савл (про себя достаточно громко) Они нашли своего Царя. Надо известить об этом моего царя Ирода!

Пишет на клочке бумаги, привязывает письмо к лапке голубя и отпускает его (бросает голубя за кулисы)

Гаспар. Теперь принесем Христу дары. Я приношу Ему золото, как земному царю.

Кладет ящичек с «золотом» на столик возле иконы. Или на елку, если есть елка.

Валтасар. Я приношу ему ладан, как Богу.

Кладет ладан туда же.

Мельхиор. А я приношу ему смирну, как человеку, имеющему умереть.

Кладет смирну туда же.

Гаспар. Теперь нужно вернуться в Иерусалим и рассказать о младенце Ироду.
Валтасар (встревоженно). Но кто это там? Вы видите?
Мельхиор. Это Ангел Божий!

Волхвы падают на землю и закрывают лицо руками.

Сцена 2. Волхвы и Ангел.

Ангел. Гаспар! Валтасар! Мельхиор!
Волхвы (все вместе, дрожа от страха) Вот мы!
Ангел. Не бойтесь! Я пришел, чтобы  передать вам волю Божию. Господь повелевает вам ничего не говорить Ироду, ибо он хочет погубить Младенца.
Гаспар. Каким же путем мы должны идти домой?
Ангел. Возвращайтесь иным путем, только не через Иерусалим!
Волхвы (все вместе) Мы исполним волю Божию и не пойдем в Иерусалим!

Ангел уходит в одну сторону, волхвы в другую.

Сцена 3. Савл (один).

Выступает из-за дерева и становится посередине сцены лицом к зрителям.

Савл. Ну и пусть себе идут! Царь Ирод все равно знает, где находится Младенец. Я посылал царю письмо с почтовым голубем. Пора бы голубю вернуться, а то я не знаю, что мне делать дальше…

Из-за кулис прилетает голубь. Савл ловит его. К лапке привязано письмо. Савл ловит голубя, разворачивает письмо и читает письмо сначала про себя. Лицо его омрачается.

Савл (обращаясь к зрителям). Вот это приказ! Царь Ирод приказывает мне убить всех младенцев в Вифлееме! (снимает шлем, потирает лоб, размышляя). Я никогда не воевал с женщинами и детьми… Но ведь я солдат! Я должен повиноваться приказу… Вот что я сделаю: пойду и убью одного Богомладенца, а остальных трогать не буду.
Ведь они не при чем. Знать бы только, где находится Богомладенец.

Савл бегает по сцене с мечом в руке, стучит в двери и кричит: «У вас спрятался Богомладенец?». Ему отвечают из-за кулис хор голосов: «Нет!», «Нет!».

Савл (обращаясь к зрительному залу и указывая на вертеп). Может, там спрятался Богомладенец?

Дети (в зале). Нет!

Савл. Где же он?

Сцена 4. Савл и Ангел Божий с жезлом.

Ангел (медленно подходит к Савлу сзади и трогает его за плечо). Савл!
Савл (резко оборачивается, видит ангела и опускает меч). Вот я!
Ангел. Зачем ты гонишь Господа Бога твоего?
Савл. А кто Он – Господь и Бог мой, чтобы мне веровать в Него?
Ангел. Твой Господь – Иисус Христос!
Савл. Не верю! Я должен убить Младенца Христа!
Ангел. За твое неверие будешь слепым, пока не поклонишься Богомладенцу.

Ангел бьет Савла жезлом по голове и уходит. Савл теряет меч и зрение.

Сцена 5. Савл и Иосиф.

Слепой Савл, вытянув руки, ходит по сцене, натыкается на дома и деревья.

Савл (повторяет) Я ослеп. Я ничего не вижу! Сплошная темнота! Люди помогите мне!!
Иосиф (подходит к Савлу и берет его за руку) Кто ты и откуда?
Савл. Я Савл, начальник охраны царя Ирода. Пришел сюда из Иерусалима, чтобы шпионить за волхвами и узнать, где находится Младенец Иисус.
Иосиф (пугается и выпускает руку Савла). А зачем тебе Младенец?
Савл. Я… Я… должен был его убить…
Иосиф (еще больше пугается). Ты хотел убить Младенца??
Савл. Да… У меня был приказ…
Иосиф. Разве честные воины убивают женщин и детей?
Савл. Нет! Я пошел против совести и был наказан.
Иосиф. Как?
Савл. Ангел Божий ослепил меня. Но я могу прозреть, если…
Иосиф. Если что?
Савл. Если поклонюсь Богомладенцу.
Иосиф. Ты готов поклониться Ему, как Богу?
Савл. Готов!
Иосиф. Тогда пойдем! Вот он!

Иосиф подводит Савла к вертепу. Савл делает перед иконой земной поклон, встает и кричит:

Савл. Я вижу! Точно чешуя спала с моих глаз! Я вижу свет! Я вижу звезду!
Иосиф. Что ты намерен делать дальше?
Савл (бросает на пол доспехи). Я больше не хочу служить царю земному. Хочу служить Царю Небесному. Скажи, что мне делать?
Иосиф. Никого не обижай, не клевещи, довольствуйся своим жалованьем. И следуй путем Царя Небесного, поступай по совести!
Савл. Так и буду поступать!

Уходит.

Сцена 6. Иосиф и Ангел.

Ангел подходит  Иосифу сзади и трогает его за плечо.

Ангел. Иосиф!
Иосиф. Вот я!
Ангел. Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Иосиф. Я это знаю! Но ведь опасность миновала?
Ангел. Опасность не миновала! Сюда направляется целый отряд воинов. Беги скорей, Иосиф!
Иосиф. Куда мне бежать?
Ангел. В Египет!

Иосиф склоняется перед ангелом в смиренном поклоне. Занавес.

Ведущая.

14 Он (Иосиф) встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
19 По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.