Пастух с этюдником

Александров Геннадий Николаевич
На худграфе Курского пединститута во все времена были прекрасные преподаватели: Наумов, Ерофеев, Мазуров, Шкалин, Жилин, Жиленков, Меньшиков, Зайцев, Пронина… Являясь большими мастерами в живописи и ваянии, они все свои знания, умения и навыки вкладывали в студентов. Не случайно Курский худграф дал культурной России талантливых скульпторов: Клыкова, Постникова, Бартенева, Киреева, художников: Шпаковского, Кузнецова,  Гаплевского, Проценко, Грошенко, Мартыненко, Романенко…   
Среди преподавателей худграфа был и мало заметный по выставкам и публикациям Павел Филиппович Абрамов. Он не писал  по велению требований соцреализма кормящих матерей рядом с тракторами, не отдавал долга грандиозным новостройкам и парадам. Павел Филиппович любил стихи Есенина и был замечательным пейзажистом. И если для кого-то являлось обузой поехать со студентами в колхоз на уборку картофеля, то Абрамов считал это удачей. Пока студенты собирали урожай, он создавал шедевры.
 Как-то раз студенческую братию худграфа направили в отдаленный колхоз, на картофельное поле, находившееся рядом с лесом. Расставив молодежь по бороздам, Павел Филиппович  раскрыл этюдник и стал живописать роскошную сентябрьскую натуру.
Возле леса паслось стадо коров. И пастух, не тая любопытства, подошел к Абрамову: посмотреть, как пишутся картины. Добрый Павел Филиппович поведал крестьянину, как кладутся мазки, что такое этюдник, палитра, колорит и прочее. «Ишь ты! Вона как!» - не переставал удивляться пастух.
Вечером, когда закончились работы, но не всплыла еще на небе первая звезда, художник
вышел на опушку, чтобы написать закат.
Увы, этюдник пропал. Остались только дырочки от ножек.  Абрамов был убит: исчезло всё – и муза, и наброски, и мечты. Он медленно, со вздохами отчаянья, пришел назад, к студентам. Те, потрясенные кощунством, кинулись на поиски пропажи. За шагом шаг они облазили весь лес. И надо же, нашли бесценную пропажу! Этюдник лежал под старым кленом, укрытый листвой.
Чтобы поймать с поличным похитителя, установили караул. И вот около полуночи явился тот самый пастух и стал разыскивать находку. Его схватил железной скульпторской  хваткой Лев  - конечно, Постников, с тех пор худграф не знал таких же львов. Пастух, мужик бесхитростный, но воровитый, испугался. Он понял: здесь попахивает нарами и парашей.
И вдруг студенты объявили ему милость:
 - С тебя три литра самогона, но хорошего, иначе… - сказал Лев.
Да, не найдут криминалисты всех мастей то преступление в архивах. Мужик принес три литра, то есть банку, и был широкий пир на весь пейзажный мир. И так душевно посидели до утра, что Павел Филиппович Абрамов помечтал:
 - А может, мне в другой лесок уйти с этюдником? Там, я заметил, кони ходят, и, значит, конюх должен быть…