Первая русская воздухоплавательница - из Гагариных

Алла Жданова
       В Хлебном Доме  Музея-заповедника в Царицыно проходит выставка «Пламень и нега Востока».
       Пошла с конкретной целью  -  посмотреть выставленные картины князя Григория Григорьевича Гагарина.
       Чтобы долго не ходить по 16 залам экспозиции, в первом же зале спросила  у милой служительницы музея – куда направляться? «Гагарин? Я покажу, у нас выставлен его портрет!».

      Мне стало еще интереснее – все портреты Г. Г.Гагарина мне известны…
      Ну, по крайней мере, я так думаю…  Неужели сейчас увижу оригиналы гагаринских портретов кисти  К. Брюллова  или В. Боброва? Или меня ждет еще одно открытие?

      И вот передо мной портрет ….  «Князь Василий Федорович Гагарин».
      На табличке: «Неизвестный художник. 1-я половина XIX века».
      На картине изображен красивый  мужчина, вальяжно раскинувшийся в  халате на диване. Сразу про себя решила – не из наших Гагариных, даже в позировании  не их стиль.

     И надолго остановилась у подлинных полотен кисти Г.Г.Гагарина.
     Их представлено три – из разных музеев:

«Восточная сцена. Турецкая почетная стража» - (холст, масло, Государственный Русский Музей СПБ);
«Гулянье в Турции» - (холст, масло, Государственный музей-заповедник «Петергоф»)
и «Портрет женский» - (холст, масло, Новгородский объединенный музей-заповедник»).

     Уже написав книгу, должна признаться – подлинники видела ВПЕРВЫЕ!
     Главное хранилище гагаринских картин- 2000  картин, акварелей, эскизов, чертежей - это Государственный Русский Музей в Санкт-Петербурге.
     Года два назад я посетила его специально, ради этих картин. Но, как писала уже в книге, в залах музея  не нашла ни одной! Все хранились в запасниках…

     Излишне рассказывать о произведенном впечатлении, только прошу поверить мне на слово – не принимайте всерьез все, что найдете в интернете или в  иллюстрациях к книгам. 

     Подлинники ошеломляют, от них трудно оторваться!
 
     Но я хочу вернуться к портрету князя Василия Федоровича Гагарина.
Вернувшись домой, все-таки вернулась к этому имени.
   
     Оказалось - напрасно не уделила ему должного внимания и заподозрила, что он не из наших Гагариных. Наш!

    Отец Василия Федоровича – Федор Сергеевич - родной брат Ивана Сергеевича Гагарина, деда нашего князя-художника, карачаровского Г.Г.Гагарина.
    О матери Василия Федоровича, Прасковье Юрьевне (урожденной Трубецкой) я тоже упомянула в книге как о первой русской воздухоплавательнице.

    Позволю себе привести выдержку из главы «Балы» моей книги: «Прасковья Юрьевна - первая русская воздухоплавательница!
    8 мая 1804 года вместе с Александрой Турчаниновой поднялась в воздух на воздушном шаре, построенном французом Гарнереном.
   
    Курьезный момент - шар приземлился в имении Вяземских. Дочь Прасковьи Юрьевны Вера Федоровна (1790-1886) впоследствии вышла замуж за владельца имения - П.А. Вяземского. Такое нечасто бывает, чтобы будущая теща в буквальном смысле «свалилась с неба»…

     А теперь давайте  улыбнемся вместе.

     Современные Гагарины вовсе  не возражали, как оказалось, если бы Юрий Алексеевич Гагарин, принадлежал их княжескому роду.
     Гордились бы, что первым в космосе оказался их представителем.
     Но в роду Гагариных уже есть ПЕРВАЯ  русская воздухоплавательница! Разве этого мало?!

      Напрасно я не задержалась у портрета  князя Василия Федоровича Гагарина…
Но еще есть время это  поправить.


Все статьи   из моего сайта "БАЛ ЖИЗНИ" www.allaball.ru с фотками и видео