Какие дороги хороши?

Наталья Коноваленко
                Фото из личного архива автора.

           Она услышала эту фразу в автобусе:
- Кривые дороги бывают хороши, - вздохнул кто-то за её спиной.
         Голос был женский и напоминал  шелест сухих осенних листьев.
         «Когда они бывают хороши, - усмехнулась про себя Анна, - когда никуда не спешишь? А если с утра до вечера галоп, да всё по кругу, да ещё с тяжёлой ношей, то всё норовишь напрямик, побыстрей».

          - А напрямик тоже не всегда хорошо, - прошептала  она чуть слышно и посмотрела в окно.
         Леденящим холодком давнего детского страха сжало сердце воспоминание, когда морозной и снежной зимой мама решила навестить дедушку, живущего в соседнем селе. 
         Лошадку им  запрягли в сани умную и спокойную. Ехали долго,  дорога казалась длинной. Чтобы не замёрзнуть, приходилось время от времени идти рядом, по наметённым сугробам, иногда погружаясь почти по пояс в снег.
           Неожиданно впереди оказался пруд, и в объезд, вдоль его берега, ещё виднелись следы чьих-то саней, но мама направила лошадь по прямой…
       Этого не забыть никогда: испуганное ржание лошади, её разъезжающиеся по скользкому льду ноги, притихших сестёр,  тёмную воду, стремительно выступающую из трещин льда, прогнувшегося под тяжёлыми полозьями саней, нависшее надо всеми осознание неизбежности  происходящего и отчаянный мамин крик, слившийся со свистом кнута в тот самый момент, когда лошадь, выдохшись, решила остановиться.
     И потом, на берегу, мелко подрагивающие бархатистые лошадиные уши, до которых  семилетняя Анна едва могла дотянуться, чтобы погладить; круглые бока лошади, огромные коричневые  её глаза, косящие назад...
     И шепчущие что-то губы матери.
       Кривая дорога, наверняка, была бы спокойнее, но что-то важное открылось  Анне  именно тогда, в  короткие  решительные мгновения навстречу спасению. 
    «Да и что таила в себе длинная дорога в объезд, неизвестно», - пробормотала она.

        В памяти тут же всплыло воспоминание из юности, когда вдвоём  с мамой они вышли из маленького дребезжащего автобуса где-то посредине степи, на развилке дорог, возле одинокого стоящего указателя и пошли не по укатанной грунтовой дороге вокруг поля, а напрямик, по узкой тропе, теряющейся где-то в глубине ржаного пространства.
      Колосья по обеим сторонам тропинки  раскачивались на уровне их лиц и даже выше, и когда скрылось из виду шоссе, Анне показалось, что они заблудились в этом загадочном лесу, в этих колосьях, которым нет ни начала, ни конца.
     Стало как-то не по себе, но тут на тропинку выскочил заяц, высоко подпрыгнул от неожиданной встречи с ними и исчез среди стеблей, словно его и не было.
       Это необычайно развеселило обеих. Стало радостно от того, что можно почувствовать  так ярко и близко и эти восхитительные созревшие колоски, и васильки, словно крохотные пятнышки лоскутков  синего неба внизу, и жаркое полуденное солнце, и радость, что они обе одинаково счастливы, и вместе.

       Если бы они шли окружным путём, уже давно сельский грузовик подвёз бы их, пыля по грунтовой дороге вдоль лесополосы, но разве осталось бы в памяти это чудесное воспоминание?

         И можно ли саму жизнь представить прямой дорогой?
         Конечно же, это извилистый путь, с поисками друзей, любимого человека, того, кто услышит, поймёт, разделит твои заботы.
        Это поиск работы, которая не только даст хлеб насущный, но и принесёт радость творчества, потому что каждый человек в душе - творец.
        Разве это всё может встретиться на прямой укатанной дороге?
      
        Каждый человек ищет свою тропу, и все они так не похожи: то перепутаны, то теряются в суете дней, то проступают вновь. Кривые дороги трудны и непредсказуемы, однако закаляют дух, тем и хороши, если, конечно, человек выдержит выпавшие на пути испытания.

       Проходя к выходу, Анна встретилась взглядом со старушкой, которая сидела за ней в автобусе. Лицо её было светлым, всё в сеточке мелких морщин, а глаза сияли молодостью и добротой.
      Анна улыбнулась ей, и старушка приветливо кивнула в ответ, как старой знакомой, и весёлые морщинки лучиками разбежались вокруг глаз, а улыбка обозначила на щеках маленькие  неожиданные ямочки.
     «Дороги бывают разными, но иногда это метки роста души», - подумала Анна.
                Наталья Коноваленко