Студенты-заочники. Они как банк. Мы им знания даем. А они нам тайну вклада гарантируют.
А кто из преподавателей не знает способы манипулирования. Это и надавливание на жалость, шпоры, липовые справки, пускание пыли в глаза, создание видимости заинтересованности предметом, звонки от родственников, презенты. Всего не перечесть.
Принимаю зачет по психологии управления. У студентки в руках незнамо откуда реферат 1986 года. Она хлопает глазами и хранит глубокое молчание. Но молчание молчанию рознь. Одни молчат от недопонимания или незнания, другие – для осмысливания и подбора нужных слов.
После неоднократных и безуспешных попыток ее "разговорить, решила задать вопрос, как говорят, на наглядную тему. "А какой стиль управления у меня?" На что последовал незамедлительный ответ: « ГУМАННЫЙ».
Неожиданно. Я – в точке бифуркации. Поставить зачет – глупо, но гуманно. Не поставить зачет - объективно, но не добросердечно.
Ее ответ расценить можно по-разному. Либо сморозила от полного незнания предмета. Либо тонко продуманная манипуляция. Залог любого успеха – грамотно задобрить, срежиссировать ситуацию. Ведь знание стилей управления на самом деле – ничто. А умение гибко встроиться в нее - это и есть высший пилотаж управления.
Потешила свою гордыню. Зачет поставила. Я ж гуманная. Стало быть, добрая, великодушная, сострадательная, отзывчивая, милосердная…
Прошло два года. Госэкамены. И вот она воля провидения. Ей достается билет с тем же вопросом. Отвечает грамотно, убедительно. Равно как и на дополнительные вопросы. А тут я – с джокером в рукаве. «А какой стиль управления у меня?» «Либерально-демократический», - отвечает.
Перерыв. Члены комиссии пьют чай. Среди них было два доктора наук, психологов по образованию, причем специализирующихся на психологии управления. И тут началось. Один считал, что у меня только либеральный стиль, другой – демократический. Спор был жарким. Сколько нового я о себе узнала. Но об этом… другая история.