Её автограф на долгую память

Валериан Чобану
Автограф...
Тарасенко Ларисы Васильевны ; киноведа, редактора, педагога, доктора искусствоведения был  достаточно   краток: Валерию Чобану с верой в его большие возможности с пожеланиями творческих успехов. 19. 03. 1980 год.
А её фото, к сожалению, у меня не сохранилось.
На фото совсем другое лицо. Поэтесса Валентина Жямбашу, чем то напоминающая мне о том, что было давно.

Она, Лариса Васильевна, родилась 23 сентября 1946 года в г. Бендеры, в Республике Молдова. Окончила филологический факультет Кишиневского университета (1969) и аспирантуру по специальности киноведение во ВГИК-е и Академии наук МССР. Преподавала киноведение на факультете журналистики в Кишиневском университете. Работала редактором на киностудии «Молдова-филм». Является автором ряда монографий о молдавском кино и десятков статей и рецензий в республиканской прессе. Член Союза кинематографистов Молдовы.

Лариса В. Тарасенко ушла из жизни в 2005 году в Израиле.

Фильмография:

Редактирование фильмов:
«Облако» ; 1978 ; мультфильм,
«Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков», 1979 ; мультфильм,
«Ученые рыболовы», 1979 ; мультфильм,
«Чужими ногами», 1979 ; мультфильм,
«Подарок Гугуцэ», 1979 ; мультфильм.

Киноведческие труды:

«Поэзия молдавского экрана», Кишинев, 1981,
«В мире ожившей куклы», Кишинев, 1982,
«О Молдавии языком кинематографа», Кишинев,1983 (на молдавском, русском и английском в одной книге)
«Валериу Гаджиу» (брошюра), Кишинев,1978.
«Эмиль Лотяну», в сборнике «Экран 1977-1978», Москва, 1979 и др.
Далее приведу отрывки а может быть и целые главы из её книги «Поэзия молдавского экрана», Кишинев, 1980 года.
Поэтическая направленность молдавского киноискусства, двадцатого века отчетливее всего проявилась в творчестве кинорежиссёра, драматурга и поэта Эмиля Лотяну, написала киновед Лариса Тарасенко. Основным материалом главы первой являются поэтические игровые фильмы Э. Лотяну – «Ждите нас на рассвете», «Красные поляны», «Лэутары», «Табор уходит в небо». А разбор фильма «Это мгновенье» позволяет сделать еще один вывод -  поэзия, будучи самостоятельным направлением в искусстве экрана, не отменяет, не заменяет прозы и не отгорожена от нее непроходимой пропастью.
Несмотря на кажущееся различие тематики фильмов Лотяну, все они подчинены главной линии его творчества – стремлению осмыслить окружающий мир, воспеть свой народ, красоту его земли.
Истоки кинопоэзии Э. Лотяну
Творческая биография Э. Лотяну начинается с поэзии. Герои его стихов – мечтатели, романтики, влюбленные в жизнь. Через внутренний мир героев поэт передает свое мироощущение, свое отношение к жизни. А жизнь для Лотяну – это и нежно любимая Родина, и родной край с его замечательными людьми, и девушка, которую он любит, и чарующая красота окружающей его природы, и весь мир с его страстями, и проблемами, и неодолимое стремление к самопознанию и самовыражению, и преданность любимому делу.
Значительное влияние на поэзию Лотяну оказал молдавский фольклор. И это не случайно. Лотяну как и многие молдавские кинорежиссёры большой частью выходцы из села, поэтому фольклор  для них был естественной основой мироощущения. «У меня есть одна страсть в искусстве – фольклор. В его атмосфере я вырос, из его источника я пью» - признался Лотяну в одном из ранних интервью.
И действительно, такие жанры, как баллада, элегия, песня занимают значительное место в его поэзии.
Одной из излюбленных фольклорных тем в стихах Лотяну являются легенды о народных мстителях-гайдуках и о лэутарах. Художник решает ее в героико-романтическом ключе:
Земля моей Молдовы жестока,
Во глубине веков ее начало,
Там, где печаль несла свою мольбу
Тем где звучала гневно песнь борьбы.
Из Белая радуга. М., 1964. Переводы А. Зауриха. Далее по тексту стихи Э. Лотяну будут цитироваться по этому изданию.
Позднее эта тема нашла кинематографическое воплощение в фильме "Лэурары" в эпизоде ухода на каторгу Раду Негостина.
В поэзии Лотяну отчетливо прослеживается приверженность к гражданской тематике, но поданной в романтическом ракурсе. Поэта волнуют и боль за прошлое своего народа, и радость за день сегодняшний, и думы о дне завтрашнем. (Ну, а далее не буду привести стихотворение «Это моя земля!» ибо многое уже устарело.

Начало пути. Кино документалистика

Творческий путь в кинематограф для Лотяну был постепенным. Первоначально он пробовал силы в документальном кино. И большинство документальных лент Лотяну присуще философское осмысление исторических процессов, отразившихся в богатой национальной культуре. Его первый короткометражный поэтический цветной очерк «Большая хора» (1959) стал его курсовой работой во ВГИКе, привлек внимание педагогов и критиков.

От сценария к фильму


Способность находить красоту во всем будничном, восторгаться миром, любить и привела Эмиля Лотяну в период творческой зрелости к убуждению, что «поэзия, искуссство, кинематограф – это (в значительной мере) способ зафиксировать образ любимого человека и тем самым задержать его уход» (Лотяну Э., Глазами дружбы и братства – «Искусство кино», 1972, № 9, с. 18-20). Поэт приходит к кинодраматургии и режиссуре. И уже сложно провести границу в его творчестве между поэзией, драматургией и кинорежиссурой. Там, где поэту и драматургу не достает слов для выражения своих сокровенных мыслей, на помощь спешит кинокамера. Литературная и режиссерская деятельность органически взаимосвязаны и составляют неделимое целое. Это проявляется в единстве стилистики и языка его произведений. Лотяну искал в кино материализацию своих поэтических символов … и т. д.
Можно привести целую главу из книги, давно написанной автором, которого уже нет среди нас. Можно, но, наверное, лучше всего переиздать полностью произведение, то есть книгу «Поэзия молдавского кино», 1980 год.