Ч. 185 Свято исполнено

Владимир Врубель
Предыдущая страница    http://www.proza.ru/2018/07/21/1403

Во время переговоров о мире представитель  Англии лорд Джордж Кларендон от лица всех союзников обратился к русской делегации с просьбой «сохранить в целости под Севастополем и в  других  местах  русской территории могилы павших воинов союзной армии и памятники,  воздвигнутые англичанами и французами над кладбищами погибших в бою».

Кроме того, к русскому правительству обратилась жена убитого в  Инкерманском сражении английского генерала Фокса с просьбой  сохранить памятник, который она поставила на  могиле мужа.

Союзники нанесли на карты места своих воинских захоронений. Царь приказал ответить,  что их желание будет «свято исполнено». Соответствующие указания получили министерство внутренних дел, военное министерство и губернатор.

Но союзников предупредили, что памятники будут охраняться только от намеренного повреждения,  а не от воздействия  времени. Однако уже в 1857 году пришлось завести дело «О разрытии могил иностранных воинов,  павших под Севастополем, и повреждении памятников».
 
Не время, а люди принялись их разрушать. Под предлогом поиска зарытых металлов, прежде всего меди, которую якобы спрятали союзники, прикрыв фальшивыми могилами, некий купец-мародёр из Симферополя нанял землекопов раскапывать английское кладбище.

Предлог был полной чушью, потому что союзники вывезли все трофейные боеприпасы и орудия, собрали даже металлолом. Об осквернении могил стало известно иностранным консулам, разразился международный скандал.

Купца с треском выставили из Севастополя, могилы восстановили. В дореволюционное время за состоянием захоронений англичан следил британский консул. Английское правительство ежегодно выделяло триста фунтов стерлингов для поддержания порядка на мемориальном кладбище.
 
На него перенесли из других захоронений прах английских солдат и офицеров, павших под Севастополем. Консульство наняло двух сторожей, которые жили рядом с кладбищем в специально выстроенных для них домиках.

В некрополе, располагавшемся на холме Каткарта, находилось свыше 450 братских и индивидуальных могил. Среди похороненных насчитывалось пять генералов. Многие могилы украшали красивые надгробия.

Во время Великой Отечественной войны кладбище пострадало, поскольку там, как и на Братском кладбище, проходил передний край обороны. Но всё-таки часть его сохранилась. Мемориал посетил Уинстон Черчилль во время пребывания в Крыму на Ялтинской конференции.

Понятно, что в меру сил и возможностей его тогда привели в порядок. Но шли годы, все надгробия разворовали, а территорию кладбища отдали под садово-огородные участки.

Наверное, на костях английских солдат и офицеров хорошо растут огурчики-помидорчики…. Как говорится, кто к нам с мечом придёт, на том мы будем фрукты-овощи выращивать.

Французы устроили свой военный некрополь на пятом километре  Балаклавского шоссе. Он представлял собой ландшафтно-парковый ансамбль, в котором находились часовня и семнадцать склепов.

Построили они и двухэтажный дом для смотрителя. Во время второй мировой войны на французском кладбище хоронили советских солдат и офицеров, погибших при обороне, а потом при освобождении Севастополя.

Содержали некрополь на средства французского правительства. Мемориал существовал до 1982 года, пока его по распоряжению одного из севастопольских городских начальников не уничтожили с помощью бульдозеров.

Дремучих дураков на высокой должности у нас всегда хватало. Итальянцы своих соотечественников похоронили там, где воевали, - на горе Гасфорта. На вершине горы построили изящную часовню из мраморовидного известняка.

В некрополе находились могилы трёх генералов и сотен солдат и офицеров.
Из Италии привезли даже особый вид кактусов, их рассадили по границам кладбища.

Так же, как англичане и французы, итальянцы содержали мемориал на свои деньги. Он находился под наблюдением консула.

Сооружения некрополя пострадали во время боёв 1941-1942 годов. Восстанавливать их никто не стал. В конце 1950-х годов, к столетию Крымской войны, хозяйственные люди разобрали творения итальянских мастеров на строительство своих заборов и сараев.

Мемориал прекратил своё существование. Правда, кое-где ещё растут кактусы, оказавшиеся более стойкими, чем каменные сооружения.
 
Теперь на этом месте расположилась база мотоциклистов, которых почему-то называют иностранным словом байкеры, во главе со своим награждённым Путиным руководителем по кличке «Хирург».

Продолжение http://www.proza.ru/2018/07/23/997