Как стать энциклопедистом

Виктор Притула
Юлия Андреева – Откуда приходят герои любимых книг – М. Центрполиграф, 2018 -542 стр.
Илья Кулибин – Говорящие фамилии М. Центрполиграф, 2018 - 351 стр.
Чарльз Уильям Гекертон – Тайные общества всех веков и всех стран - М. Центрполиграф, 2018 - 447 стр.
Артур Вейгалл – Великие правители Древнего Египта- М. Центрполиграф, 2018 - 478 стр.
Джон Тейт Эплби – Англия времен Ричарда Львиное сердце М. Центрполиграф, 2018 - 255 стр.
Невилл Форбс – История Балкан - М. Центрполиграф, 2018 - 319 стр.

Как прослыть человеком энциклопедических знаний, когда чтение разного рода словарей - занятие, хотя, может быть, и не скучное, но крайне утомительное. А потом для чего оно в век Рунета и Википедии? Однако ж в беседах с приятелями, коллегами по работе, да и во время дружеских застолий и пикников случается кому-то оказаться в центре внимания, именно через проявление широкой эрудиции относительно той или иной темы разговора.
А они бывают разными, чаще на темы культуры, которые нам времена задают ТВ, кино и, конечно же, книги.
Существует понятие литературный прототип. Спору нет, что тот или иной литературный герой - плод авторского воображения, но ведь автор – не Бог, способный слепить Адама, а затем из его ребра создать ему еще и спутницу жизни.
Автор всего лишь один из потомков адамовых, а их со времен Ветхого завета стало столь обильно, что только выбирай десятки прототипов-персон и твори своих героев не из «праха земного», а из реальной жизни и поступков тех людей, кто послужил прообразом героев.
Юлия Андреева в своем захватывающем литературном расследовании «Откуда приходят герои любимых книг», которое круче любого триллера будет, рассматривает произведения более сотни авторов, начиная с книг нашего детства и завершая бестселлерами модных ныне, или как сейчас говорят «трендовых» Пелевина, Прилепина и Быкова.
Знаменито скандальная  в свое время «Лолита» Набокова родилась из коротенькой газетной публикации о том, как мужчина  по имени Франк Лассаль  похитил двенадцатилетнюю Салли Хорнер, с которой прожил около двух лет, пока их не опознали  в одном из калифорнийских мотелей.
Вот так из бульварной заметки полукриминального характера родился мировой литературный шедевр.
И таких любопытных фактов в книге Андреевой не счесть.
Так что прочитать эту увлекательную книгу в жанре «нон-фикшн»  - сплошное удовольствие для книголюбов и всех кто жаждет энциклопедических знаний.
Если в книге Андреевой речь идет о реальных людях ставших прототипами литературных персонажей, то в не менее увлекательном сборнике «эпонимов» Ильи Кулибина «Говорящие фамилии» такие реально существовавшие исторические личности превратились в научные термины или вполне материальные вещи, как - оружие, автомобили, одежду, еду и многое другое, что сегодня именуют «брендами».
Но сначала давайте вспомним, что означает термин «эпоним». Обращаемся к «Википедии»:
«Эпоним - это, как правило термин или название. Происходит от греческого eponymos, что переводится как "дающий свое имя". Это слова, которые произошли от фамилии или имени какого-то выдающегося человека. К примеру, название месяца "июль" произошло от Юлия Цезаря, точно так же, как месяц август назван в честь римского императора Августа.
Эпонимами являются многие единицы измерения: «ампер, ом, паскаль, джоуль, цельсий». Все это эпонимы, которые являются фамилиями ученых, впервые открывших и описавших эти единицы измерения».
Илья Кулибин собрал далеко не все существующие в мире эпонимы. Поскольку задача эта непосильная.
Похоже автору справочника ближе всякие оружейные «бренды», как-то «винчестер», «кольт», «калаш», «максим», «маузер», но есть и такие «милые палаческие» термины как «гильотина» и «линчевание». Или, наконец, воспетые «анфан терриблем» русского рока Шнуром «лабутены», т.е. туфли  от знаменитого французского дизайнера обуви  Кристиана Лабутена.
Впрочем там найдешь много всякого. Так что весьма достойный словарик от Ильи Кулибина для светской тусовки получился.
А теперь к заданию посложнее или пострашнее. Это кому как. Поговорим о масонах. Тема эта стало модной в последнее время, благодаря культовому  роману Дэна Брауна «Код да Винчи» и его неисчислимому количеству римейков. С тех пор, что ни триллер -  то масоны. Вроде бы «тренд» модный, однако корни - в глуби веков. Не столь отдаленные у Александра Сергеевича Пушкина в «Онегине».
Там провинциальные помещики судачат:
 «Сосед наш неуч, сумасбродит,
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино…»
Откуда это «фармазон»?
Фармазон – это искаженное «франк-масоны».
Первые русские масонские ложи были, в сущности, кружками деистов, исповедовавших разумную мораль и естественную религию, стремившихся к моральному самопознанию… Сперва не было различия и разделения между «фармазонами» и «вольтеристами».
«Вот ты, фармазон, говоришь: бога нет, — сказал конюший Агею Данилычу, — а смотри, велелепие какое. («Гарденины, их дворня, приверженцы и враги».  А. И. Эртель.).
Позднее слово это попало в криминальный жаргон  и «фармазонами» стали именовать мошенников, занимающихся сбытом фальшивых драгоценностей.
Но мы отвлеклись от главной темы нашего обозрения. А именно от еще одного увлекательного справочного издания – книги Гекертона «Тайные общества всех времен и всех стран».
До появления в 1874 году  фундаментального труда Чарльза Уильяма Гекертона, в Англии, да и во всей Европе не было ни одного объективного издания, посвященного истории, функционированию и целям тайных обществ — древних, средневековых и современных автору. Разрозненные сведения из английских, немецких, итальянских и французских документальных источников в течении многих лет были проанализированы и объединены Гекертоном в единый труд и существенно им дополнены.
Поэтому новое русское переиздание этой книги – несомненная удача для тех кто ищет реальные, а не «дэнбрауновские» сведения об этих «ужасных тамплиерах».
Кстати, первые тайные общества и сокровенные религии появились еще в Древнем Египте, где и зародились мистерии, ставшие предтечей будущих таинственных ритуалов, которые затем распространились по всему миру и по всем апокрифическим религиям.
Проникнуть в мир Древнего Египта позволит книга известного английского египтолога  Артура Вейгалла «Великие правители Древнего Египта».
Судьба этого английского египтолога сама по себе достойна отдельного конспирологического романа. Ибо она таинственным образом сочетается с историей обнаружения гробницы фараона Тутанхамона.
Гробница фараона была обнаружена 6 ноября 1922 года англичанами — археологом и египтологом Говардом Картером и собирателем древностей Джорджом Карнарвоном, в ходе продолжавшейся 6 лет поисковой экспедиции. Считалось, что проникновение в гробницу проклято. Во многом формирование легенды о проклятии обязано журналистам и писателям, воодушевлённым шумихой вокруг обнаружения могилы Тутанхамона. А именно последующими событиями, когда совершенно необъяснимо умерли
22 человека (13 из них участвовали во вскрытии гробницы Тутанхамона, а остальные были их близкими).
Наиболее детально разработал «легенду о проклятии» археолог Артур Вейгалл, состоявший специальным корреспондентом в газете «Дейли Мейл» и  много лет проживший в Египте.
Он сообщил, что за шесть недель до смерти Карнарвона он наблюдал графа, пребывавшего в весёлом расположении духа, смеющегося и шутящего, когда археологи впервые вошли в гробницу фараона. Присутствовавший при этом в качестве зрителя Вейгалл сказал соседнему репортеру Генри В. Мортону: «Если он спустится туда в таком настроении, я даю ему не более шести недель жизни».
Кроме того, Вейгалл сопоставил спорный факт, что гнойная ранка на щеке графа находилась в том же самом месте, что и шрам на лице почившего фараона. При первом вскрытии мумии Тутанхамона, проводившимся доктором Дугласом Дерри, был найден зарубцевавшийся шрам на левой щеке возле уха, но так как Карнарвон был похоронен шестью месяцами ранее, уже не было возможности определить, действительно ли местоположение ранки на теле фараона совпадает с местом рокового укуса комара на лице Карнарвона.
Другим элементом легенды, описанным Вейгаллом, стал сбой в электросети Каира, из-за которого во всем городе в день смерти лорда якобы отключилось электричество, что якобы было подтверждено британским комиссаром в Египте фельдмаршалом Алленби,  и причины которого так и не были установлены.
Следует отметить, что Артур Вейгалл находился не в самых дружественных отношениях как с лордом, передавшим эксклюзивные права освещать раскопки гробницы «Таймс», лишив другие газеты возможности собирать информацию, так и с Говардом Картером, человеком упрямым и вспыльчивым, чьи методы работы он не одобрял. Любопытно отметить, что после смерти самого Вейгалла в 1934 году от лихорадки он был причислен к списку жертв «проклятия».
Такая вот древнемасонская мистерия, случившаяся в первой половине прошлого века. Но люди всё рано лезут в святая святых фараоновых пирамид.
Правда, сегодня англичане больше заняты поисками «зловредного и якобы русского «новичка» в писсуарах Солсбери, чем ворованными мумиями из фараоновых гробниц.
Однако это курьёзное обстоятельство не мешает всем нам чтить лучшего из английских королей, настоящего мачо, которого за доблесть нарекли «Львиным Сердцем», а именно короля-крестоносца Ричарда I.
Этот монарх-воитель - одна из самых знаменитых, ярких и противоречивых фигур той эпохи, которая наложила значительный отпечаток на процессы взаимоотношений христианства и мусульманства.
Книга Джона Тейта Эплби «Англия времен Ричарда Львиное Сердце»  продолжает тему страны без короля, когда в Шервудском лесу верховодил славный Робин Гуд, а скрывшийся под личиной «Черного рыцаря» Львиное Сердце, очень напоминает ружье на стене чеховских пьес.
Стрельнёт обязательно!
Но это все про сэра Вальтера Скотта и его романа «Айвенго».
 Дж. Т. Эплби – биограф династии Плантагенетов, свое историческое исследование посвятил персоне, которую одни историки  считают величайшим военачальником Средневековья, другие же не находят у него ни малейшего проявления таланта полководца – ведь Третий крестовый поход, одним из основных руководителей которого был король, полностью провалился.
Но оставим суждения о легендарном короле-рыцаре досужим историкам, поскольку мы уже почерпнули немало энциклопедических знаний из представленных здесь книг.
А точку в этом обозрении поставим на Балканах. Книга Невилла Форбса «История Балкан», написанная английским историком в начале ХХ столетия, и по сей день не утратила своей актуальности. Поскольку Балканы со времен Древней Греции и по сей день – это пороховая бочка европейского подбрюшья.
Здесь на Балканах столкнулись в кровавых противостояниях несколько цивилизаций. Древние греки и Рим, Византия и Османы, католицизм и православие, социализм и «третий мир».
Форбс заканчивает свой исторический экскурс кануном Первой Мировой войны, которая для балканских стран лишь открыла череду региональных войн, завершившихся  на сегодня (будем надеяться) этно-гражданской войной в бывшей Югославии, спровоцированной, как амбициями Белграда, так и националистическими устремлениями Загреба и Сараево, подпитываемыми блоком НАТО.
Поэтому полагать что на Балканах наступил «конец истории» по Фукуяме, по меньшей мере наивно.
А потому столетней давности книга Невилла Форбса «История Балкан» нисколько своей актуальности не утратила.