Всё это липа, как у Сэлинджера

Сергей Бурлаченко
       - Почему ты молчишь, Эмитистов? Словно на выпускном вечере.

       В фойе было тесно от женских шуб и дурацких колонн с зеркалами, торчавших в самом метре от гардероба. Очередь вилась вокруг них, точно приклеенная, и по-осиному жужжала.

       - Так. По привычке. Наверное. Что мы будем смотреть, Голицына?

       Долговязый, высокого роста юноша с неподвижным лицом, в дешёвом сером костюме и с густой старомодной причёской «чёлочкой» держал на весу женскую шубку и свою куртку-дутик. Он не смотрел на свою спутницу, восемнадцатилетнюю красивую девушку в синем шёлковом платье и с огромными фальшивыми бриллиантовыми серьгами. Разговаривал как-то неуверенно, с паузами, тихим и рыхлым голосом.

       Она всё время поправляла причёску и эти самые серьги. Хотела, чтобы ими все любовались.

       Очередь к гардеробу ползла, как умершая.

       - Не смотреть, а слушать, Эмитистов. Это опера. Ты любишь Доницетти?
      
       - А надо?
   
       - Он классик. Пора бы это знать.

       - Зачем?

       - Для развития. Кроме хоккея и футбола на свете есть ещё и опера. Там поют и ходят в красивых костюмах. А в оркестровой яме сидит оркестр и играет музыку. Выглядит всё очень прилично. По-настоящему, понял?

       - Я не смотрю футбол.

       Она снизу заглянула к нему в лицо, так как была намного ниже, несмотря на туфли с высокими каблуками. Тонкие губы её растянулись в сардонической улыбке.

       - Эмитистов, ты – приколист по полной. Смеёшься надо мной, да? Типа я – дурочка, позвонила ему через двести лет и пригласила с собой в театр. Теперь Голицыну можно есть сырой и без соли, - она покраснела, словно от усердия. - А мне вот захотелось увидеть тебя и полюбоваться твоей кислой физией. Чтобы животик надорвать. И всё! Понял?

       Он подумал и сказал:

       - Не очень.

       Она игриво вздохнула.

       - С самой школы тебя забыть не могу. Такой задумчивый, милый мальчик за третьей партой у окна. Смотрит в окно и всё время молчит. Попросишь у него карандаш – даст и молчит. Уронишь ему на ногу портфель – поднимет и молчит.  Посмеёшься над ним с другими девчонками - пожмёт плечами и молчит. Ты был для всех такой загадкой. Вот я и решила посмотреть на тебя, какой ты теперь стал.

       Юноша смотрел поверх её причёски вглубь фойе.

       - Я такой же. Наверное. Всего год прошёл, Голицына. 

       - Зови меня по имени, пожалуйста.

       - Ладно.

       Она мягко поправила подол своего платья и спросила:

       - Я тебе нравлюсь?

       - Ну да. Наверное.

       - То есть как?

       Он наконец посмотрел на неё и кивнул.

       - Нравишься. 

       - Слава тебе господи! Сделал одолженье!

       - Никакого такого одолженья. Ты красивая.

       - Да ну?

       - Хайповая.

       - Ну?

       - Умная.

       - А ещё?

       - Глаза голубые.

       - Так. Губки розовые. Зубки ровные. А дальше?

       Юноша опять посмотрел поверх её головы.

       - Ну и вообще. Наверное.

       Она дёрнула его за лацкан пиджака, вытянула шею и сказала скороговоркой:

       - Никаких твоих наверное, Эмитистов. Я самая-самая волшебная и замечательная. Волосы просто чудо, щёчки с ямочками, подбородок кругленький, ручки музыкальные, ножки фигуристки, бюст 90-60-90. Запомнил? Повтори вслух, чтобы не забыть, и лучше три раза.

       - Я запомнил, Кристина.

       - Повтори-повтори. Мне приятно будет.

       Он посерьёзнел ещё больше и негромко сказал:

       - Чего ты ломаешься? Тебе не идёт. Или ты с Денисом поссорилась?

       Девушка чуть не подпрыгнула на месте от возмущения.

       - С Денисом? Да причём здесь Денис? Денис идиот и не хочу я говорить ни о каком Денисе. Или ты там чего-то себе навообразил, чтобы меня побольней задеть? Так вот слушай. С Денисом у меня всё блестяще. Он на первом курсе Физтеха и уже напечатал две статьи в американском научном журнале о своих компактных мультитриггерах. С ним переписывается один учёный из Принстона. Летом Денис, вероятно, полетит туда на практику. Возможно, вместе со мной. Если мы распишемся. Но мне ещё надо подумать. Но это моё дело. А Денис гений. И не тебе его оскорблять!

       - Он же идиот.

       - Кто идиот?

       - Сама сказала.

       - Что я сказала?

       - Что Денис идиот. Минутой раньше.

       Она отвернулась, помолчала и потом, вновь посмотрев на юношу, произнесла сквозь зубы:

       - Да, он идиот. Но не в том смысле. А в том, в каком все гении идиоты. И у меня с ним всё нормально. То есть полный о’кей. А сегодня он занят. Пишет новую статью. А у меня билеты. Надо было с кем-то идти, вот тебе и позвонила.

       Эмитистов опустил взгляд и неприлично долго и пристально всматривался в её лицо. Но она выдержала. Только опять покраснела и обиженно опустила уголки губ.

       Оба молчали. Очередь двинулась вперёд на пару шагов. Долговязый юноша покачал головой и уставился в спину дядьки впереди.

       Кристина Голицына встрепенулась:

       - Ну чего ты опять, Эмитистов? С красивой спутницей в опере, в тепле и в уюте. Чего тебе опять не нравится?

       Юноша сказал с какой-то затаённой горечью:

       - Да потому что врёшь ты всё.

       - Кто? Я?

       - Да не только ты. Все вокруг. Кого не послушаешь, все врут. А глаза у всех такие честные-честные. Но верить им западло. Будешь потом всю жизнь лопухом и посмешищем.

       - Ха! Когда это я тебе врала?

       - Да всегда почти. Наверное.

       - Вот именно что наверное. Ничего не знаешь и только нудишь, как комар, своё наверное.

       - Мне пофиг.

       - Ему пофиг! Тупица ты, Эмитистов. Я с тобой целовалась, между прочим, и на выпускном с тобой одним танцевала.

       - Это потому что твой Денис с Алябьевой тискался. Я видел. И ты видела. Вот со мной и танцевала. Из мести.

       - А чего ж ты тогда молчал? Раз такой умный?

       - Не хотел тебя обижать. Ты и так была с опрокинутым лицом. Из-за своего Дениса. Вот я с тобой и танцевал тогда. И целовался. Надо же было тебя как-то успокоить. Выпускной всё же. Тоже большая лажа, конечно, но всё-таки.

       - Всё лажа, лажа и лажа! Опять завёлся. Как этот у твоего любимого… Ну, как его?

       - У Сэлинджера.

       - У Сэлинджера! Именно!

       - Только там была липа.

       - Лажа, липа – какая разница! Надо жить жизнью, а не этими твоими книжками столетней давности.

       - А мне жалко, что мы всё глубже тонем в этой всемирной лаже! И тебя жалко тоже! Ведь твои серьги под бриллианты – тоже лажа. И у других тёток тоже. Вот видишь. Потому-то мне всех нас и жалко. Честное слово!

       - Какой гуманист! Ему жалко! Вы подумайте! Сердцевед Эмитистов! – она прищурилась и произнесла почти по слогам, шипя от ненависти: - Знала бы я, что ты такая сволочь, никогда не позвонила. Умерла – но не позвонила.

       Он ничего не ответил. Переложил шубку и куртку на другую руку и опять уставился в дядькину спину отсутствующим взглядом.

       В фойе прозвенел первый звонок, в виде известной музыкальной фразы из Моцарта. Народ зашевелился и недовольно загундел.

       У вешалки завизжали обиженные и злые возгласы гардеробщиц. Их раздражали бойкие зрители, совавшие свои пальто поперёк очереди.

       Кристина Голицына встрепенулась и торопливо сказала никак не связанные со всем предыдущим слова:

       - Я быстренько в туалетную комнату, - она покопалась в сумочке. – Попудрю носик, как в кино у Тарантино. Встретимся у той дальней колонны. Всё, жду!

       Она ушла, а когда вернулась, он стоял у колонны в своей куртке-дутике.

       Девушка застыла и кажется даже стала выше ростом от удивления.

       Юноша протянул ей номерок и сказал:

       - Вот твой номерок. А я отваливаю. Спасибо за вечер и желаю приятного отдыха. Денису привет, когда помиритесь.

       Девушка попыталась как-то вернуть вечер в нормальное русло и сказала:

       - Ты меня извини, Эмитистов. Может быть, я не права, но ты же меня здесь одну не оставишь?

       Но юноша всё решил заранее. Он сказал ей на самое ухо:

       - Дело не в тебе. Просто кругом лажа. И эта опера с жирными артистками, которых надо хвалить, хотя они похожи на старых ****ей из борделя, тоже лажа. И весь этот мир. И по сути и я, и ты, и твой Денис – ещё бо;льшая лажа. Потому что добавляем в этот мир вранья, сами того не замечая. Мне всё это надоело. Я устал. Я болен, наверное, и не хочу притворяться здоровым. Я лягу в психушку или пойду в армию, в эти ЧВК, частным наёмником. Куда-нибудь на Донбасс или в Сирию. Сдохну там с пулей в кишках и успокоюсь. И больше не буду добавлять в этот мир своего дерьма, наверное. Прощай!

       После этого он исчез за тёмными стеклянными дверями, ведущими на тёмную улицу, в одну секунду.

       Девушка постояла в раздумье полминуты, затем вынула из сумочки белоснежный носовой платочек, промокнула им уголки глаз, затем достала смартфон и набрала номер.

       - Как дела, дорогуша? – спросила она ласковым женским голосом. – Дэн, я знаю, что ты работаешь… А он сбежал … Ну то есть не пришёл… Трусишка, вот именно… Так что ты встреть меня после спектакля… Пожалуйста!.. Часов в одиннадцать… А ты отвлекись и встреть… Потом допишешь, ночь длинная… Да ничего я не имею в виду! Просто хочу, чтобы ты меня встретил!.. Ну да, страшно возвращаться одной так поздно… Я говорю «страшно возвращаться одной»… А ты у меня самый сильный и смелый!.. Понял, Дэн?.. Всё! Люблю, целую, жду у театра!

       Прозвенел третий Моцарт. Фойе совсем опустело. У гардероба за колоннами с зеркалами не было ни души.

       Кристина Голицына убрала платок и смартфон в сумочку и побежала наверх по мраморной лестнице.



                *       *       *