13. Экскурсия во Львов

Владимир Озерянин
продолжение. Начало см. №1..."медицинское училище".

На фото: 1.Мы по дороге во Львов, г. Буськ. Слева направо-С.Бугайчук;Н.Дацюк;я;В.Улитко;В.Ничипорук;В.Кохтюк. "Заправлялись" пивом. Остальные где-то бегали вокруг.№2-3-аптека-музей.№4.-город с высоты птичьего полета.



      На этом первый курс еще не закончился. Нас ожидал сюрприз.. Нам как - то ненавязчиво объявили, что мы всей группой едем на экскурсию в город Львов. Ну, к этому мы завсегда готовы. Для нас собраться, ремнем подпоясаться. Погода благоприятная. Едем налегке. Я сбегал в ближайший универмаг, прикупил пару свежих сорочек. Штаны и туфли сойдут и те, что были. Автобус ЛАЗ подан прямо под входную дверь общаги. Заполнили салон, и по коням.
       Интересуюсь у однокурсников:
       -За чей счет банкет?
   Вопрос доходит до Ореховой. Она скромно  объясняет, что поездку нам оплачивают из тех денег, которые мы заработали в колхозе. Нормально. Хоть что - то от дойного козла. Оказывается, где - то есть какие- то закрома, какой - то счет, на котором имеются заработанные нами деньги.
   По дороге любуюсь скромными весенними пейзажами западной Украины. Дорога более-менее, без колдобин. Остановились размять кости в городке под названием Буськ. Выпили по бокалу разливного пива из бочки. Я уже вовсю пристращаюсь к куреву. Купил здесь пачку новой для меня марки сигарет «Столичные».
   А вот и столица Галиции. Первым местом на пути нашего следования оказался железнодорожный вокзал. Он показался мне каким - то запущенным, грязным и неухоженным. Толпы цыган, вперемешку с черномазыми галичанами. Кривые, узенькие, трудно проходимые для автобуса улочки центра города.
     К нам в автобус, где - то в центре подсел гид. Это шустрый, сухонький старичок, лет за шестьдесят, хохмач и балагур. Беспрерывно сыплет всевозможными остротами, по поводу и без повода. Едем, так как мы медики, в какую - то древнюю, бывшую жидовскую аптеку. Небольшое помещение на первом этаже старого особняка. В ней аптекари показывают и рассказывают нам обо всем древнем, средневековом,  что удалось сохранить до сих пор. Фарфоровые ступки, песочные часы, весы и т.д. Мы смотрим с открытыми ртами. Как же, оказывается, медицина такая древняя.
     А некоторые приспособления для изготовления лекарств все те же, что и пятьсот лет назад. И до сих пор используются. Ступки и пестики, баночки и скляночки. Колбы и реторты. Песочные часы, и те по прежнему пересыпают тот самый песок, который отмерял уже не одно столетие.
   Побывали на холме Славы. Почтили минутой молчания тех, кто отдал свою жизнь за то, чтобы мы появились на этом свете. Посетили могилу знаменитого разведчика Николая Кузнецова. Это благодаря ему, И.Сталин был заблаговременно извещен о Курском наступлении немцев, где они и были успешно разгромлены. А действовал он тогда в глубоком немецком тылу, в нашем областном центре, городе Ровно. И мы тогда гордились тем, что и на нашей земле творились героические дела. Над могилой у изголовья росли небольшие деревца рябины и березы. Их привели и посадили земляки Кузнецова с Урала. Рассказывал наш экскурсовод.
    Затем поехали на Старое Лычаковское кладбище попроведать могилу нашего знаменитого писателя Ивана Франко. Высотой около метра на могиле стоял простой гранитный камень, но с барельефом полуобнаженного каменяра с кайлом в руках, закованным в цепи. Он как бы бил им по этому камню. «Лупайте сю скалу!» , т.е. лупите по этой скале! - призывала бронзовая надпись над ним. Имелось в виду, что он призывал лупить, киркою по скале самодержавия -это еще на занятиях по литературе объясняла нам Орехова.
       У кождого в руках тяжкий залізний молот, і голос сильний нам згори, як грім, гримить: "Лупайте сю скалу! Нехай ні жар, ні холод Не спинить вас! Зносіть і труд, і спрагу, й голод, Бо вам призначено скалу сесю розбить."
В переводе на русский, это примерно звучит так:
У каждого в руках тяжелый железный молот, и голос сильный нам сверху, как гром, гремит: "Долбите эту скалу! Пусть ни жар, ни холод не остановит вас! Терпите и труд, и жажду, и голод, ибо вам суждено скалу эту разбить . "
     Стоя возле могилы, я попытался вспомнить свои скудные познания в сочинениях этого поэта, но ничего, кроме недословного знания этого самого каменяра и…увы, больше припомнить не смог. Для себя же тогда решил, что при случае пополню багаж своих знаний о нем и его творчестве.
         После акрополя заехали, в какую – то просторную столовую общепита. Как - то так само собою случилось, что я с подносом на конвеере оказался первым. Видно, здорово проголодался… Передо мною стояла дебелая бабища в белом колпаке и в переднике. Она медленно , большим половником помешивала в сорокалитровом баке красный украинский борщ.
- Мне половину первого, пожалуйста, - скороговоркой выпалил я. Никакой реакции не последовало. «Пани» по - прежнему водила черпаком по кастрюле.

-Пожалуйста, полборща я прошу,- смотрю,  реакции ноль. Тут уже и мои спутники обратили внимание на необычное поведение раздатчицы. И тут до меня дошло.
-Будь ласка півборщу мені.
    Робот вдруг мгновенно ожил и налил мне полтарелки борща. Очередь, стоявшая справа от меня, дружно грохнула смехом. На дворе стоял 1972 год. В Галичине и тогда некоторые делали вид, что русского языка в упор не понимают.
   Отобедав первым, выхожу в небольшой холл и закуриваю. Под дверью на входе в столовую стоит лейтенант, мент. У него пышная черноволосая шевелюра. Фуражка на затылке, воротник форменной рубашки ослаблен, галстук приспущен. Спиной прислонился к стенке, стоит на полусогнутых ногах и заливается смехом. Возле него напротив трутся две молодые, ярко раскрашенные девицы. Они тоже заливаются смехом. Он травит какие - то скабрезные анекдоты. При этом они беспрерывно обращаются друг к дружке исключительно на «Пан милициянт» и «Паненки». И я уже тогда понял, что слово "Товарищ," никогда здесь в почете не было, но была еще надежда, что его все - таки привьют в сознание «Панов». Увы, я ошибся.
       После сытного обеда посидели в Стрийском парке. Наш разлюбезный гид, заметив, что наша надзирательница куда - то отлучилась, разоткровенничался с нами по - мужски. Очень сожалел, что мы уже уезжаем, что  не сможет вечером сводить нас в ресторан «Высокий замок». А так бы показал нам единственное в Советском Союзе варьете, где девочки с голыми животиками танцуют канкан.    Мы такого дива еще не видели и не слышали, а потому тоже очень сожалели. Я только уточнил на всякий случай стоимость входного  билета. Старичок со смешком ответил, что двадцать пять рубликов всего. А мне стало понятно, что задержись мы в городе даже с ночевкой, то попасть на канкан все равно бы не удалось. В кармане сидела блоха на аркане.
     Потом к нам в автобус заскочил, какой - то вертлявый мужичонка. И увидев, что перед ним одни пацаны, раскрыл полы своей куртки и продемонстрировал на своем худющем теле свиток замшевой светло коричневой кожи.
 -Ребята, покупайте. Продаю почти даром.
    Я сидел рядом, пощупал. Кожа была тонкая, нежная. Мы все тогда денно и нощно смотрели фильмы про американских индейцев. Гойко Митич был наш любимый актер. В костюмах именно с такой кожи он гарцевал на лошадях. Я готов был занять денег, если бы они у кого были.
- Сколько ты за нее хочешь?- спросил мой сосед по комнате в общаге, Петя Кухта.
-Всего сто двадцать рублей.
- А ну, разверни, сколько здесь метров?- продолжал живо интересоваться Петр. « Несун»*, а это оказался именно он, быстро развернул рулон со своего туловища.

- Два с половиной. Хватит на куртку и брюки.
Петя прощупал весь материал, поцокал языком:
- Беру. Сложи.
Они по - быстрому, закрыли вопрос. У Петрухи денежки всегда водились. Я завидовал.
-А откуда такое добро?- интересуюсь я.
- А вон фабрика, через дорогу, - показал проворный воришка нам в окно. - Если что, ребята, приезжайте с деньгами. Материалом обеспечу.
    Следующий раз я попал снова в этот город через десять лет. А Петя еще долго носил нам на зависть сшитые по тогдашней моде брюки и куртку с бахромой по наружным швам. В общем и целом, столица западной Украины, так называемый «Пьемонт – Львов», мне тогда не понравился.

ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ.

               Пацаны начали кучковаться по группкам, по интересам - где и как провести три летних месяца перерыва в учебе, чтобы с толком отдохнуть и копейку  заработать. Где - то быстро нашли объявления о приглашении в стройотряды. И около десяти человек, не теряя времени, уехали. Я тоже имел желание к ним присоединиться, но знакомые земляки, которые уже давно промышляли на шабашках, уговорили ехать с ними. Мол, у нас гарантированно сможешь за месяц-полтора заработать, как минимум, на полгода своего существования в стенах училища. И я согласился.
      Бригада состояла из семи человек. Все на год, три старше меня. Все уже с опытом всевозможных работ. Ехать нужно было в восточные регионы Украины. Основная работа - это скирдовка соломы в погодные дни. Если же заряжались дожди, чтобы не терять время, занимались ремонтом коровников-свинарников. Работа физически тяжелая, пыльная. Самое - то для моего физического развития. Опишу возможно позже.
    За неделю до первого сентября, я уже был дома. На занятия прибыл вовремя, без опоздания.


продолжение следует...