По мотивам Валерия Брюсова

Рената Платэ
                Где вы, грядущие гунны,
                Что тучей нависли над миром!
                Слышу ваш топот чугунный
                По еще не открытым Памирам...
                Валерий Брюсов

Как горько мне, о если бы он знал,
Как тяжелейшей мукою всечасной
Простёр свой меч неистовый Ваал*
И сердце рвёт, безумствуя, на части!

Всё тьмой и тьмой смыкаются мосты,
И вот близки их звонкие ограды,
Их жгучих глаз бойницы пустоты,
Как тайный клич спустившегося ада.

Но поздно всё, — былое не вернуть,
Летят в ночи возмездья ураганы,
Нам страшен рок... И только виден путь,
Где ждут спасеньем скифские курганы!


* Языческое божество, боготворимое в Финикии, Сирии, Вавилоне и Карфагене, которому преподносились кровавые жертвы.
      
                6 декабря 2014 г.




              ИЗГНАНИЕ

                Пора! Склоняю взор усталый:
                Компас потерян, сорван руль,
                Мой утлый челн избит о скалы...
                .............
                Валерий Брюсов
               

В каком-то немом отчаяньи,
Где каждая миля светится,
Плыть из заброшенной гавани
И знать — что с тобой не встретиться!

Что слишком далёкие образы
Не принесут свидания,
Синяя тернь над компасом —
Жаркая боль изгнания.

Здесь — лишь волна Эгейского,
Белое небо Аттики, —
Мне никогда не встретиться
С северным ветром Балтики!

Горестный путь к нездешнему —
Шхуна идёт к Акрополю,
Где же молитва вешнего,
Мой океан Петрополя?

Там, где в снегах непрошеных
Шпили и мачты острые,
И корабли проводишь ты
Мимо святого острова.

Там — где с тобой не встретиться
Узкою стрелкой компаса,
Только лишь птицей-вестницей
Мне возлететь над пропастью!

Будто пути искристые
В небе навек сомкнутся —
И на ниспосланной пристани
Радостью улыбнутся.

                9 февраля 2018 г.


               
                *  *  *

Тяжела наша жизнь, как стихи Эврипида —
Я паду пред тобою в мольбе на колени:
— О мой Ангел-хранитель, любовь моя, вера! —
Разреши унести тебя вдаль на озёра!

Будет долго качаться тяжёлая лодка
И в воде утопать деревянные вёсла,
Ты распустишь на солнце блестящие косы:
Твоё имя — молитва, мои песни — лишь слёзы!

Твоё имя — латинские древние знаки,
В них скрывается ревность, надежда и тайна,
Что откроет его возрождённое знанье? —
Твоё имя, как лёгкая поступь Деметры.

О моя дорогая, мой Огненный Ангел*!

* Название романа Валерия Брюсова, который открывает имя лирической героини стихотворения. (Оно же получится, если составить последовательно первые две буквы существительных второй строки третьего четверостишья: Рената)


                1991 г.