Перспективы Миг-29 в ВКС России

Александр Растегин
На вооружении ВКС стоит около 100 Мигов различных типов. Наиболее современный тип - Миг-29СМТ.
Миг-29СМТ стоит на вооружении в количестве 40 единиц. Серьезное преимущество - наличие АФАР-РЛС "Жук".
Миг-29СМТ сравнительно новой постройки (с 2008 года), в то время как остальные модификации 1990-х годов постройки.

Назначение

Изначально Миг-29 использовали как "легкий истребитель" в противовес "тяжелому" истребителю Су-27. Миг-29 имел меньший боевой радиус, чем Су-27 (700 км против 1500), меньшую стандартную боевую нагрузку (две ракеты "воздух-воздух" средней дальности Р-27 против шести аналогичных ракет у Су-27). Легкий истребитель мог взлетать с грунтовых аэродромов. Однако цена самолетов оказалась близка и на этом фоне Миг-29 с "урезанными" характеристиками выглядел менее привлекательно на фоне Су-27.

Совершенствование Мигов

Модификация "Миг-29СМ" получила возможность использовать управляемые ракеты класса "воздух-поверхность" и корректируемые авиабомбы.
С 2000-х в состав боевой авиации России стали поступать истребители Миг-29СМТ. Первоначально поставлялись машины предназначенные на экспорт в Алжир, от которых тот отказался и разорвал контракт.
С 2014 года стали поставляться Миг -29СМТ новой постройки с улучшенными боевыми возможностями. Первый вариант именуется "9-19", второй "9-19Р".

Миг-35

Официально планируется замена самолетов типа "Миг-29" на новые легкие истребители Миг-35. Однако самолет весьма близок по тактик - техническим характеристикам к Су-30 и Су-35С, заменяющих Су-27.
Так максимальная боевая нагрузка Миг-35 6 тонн, Су-35С и Су-30 имеют максимальную боевую нагрузку 8 тонн. Стандартный боевой радиус Миг-35 1000 км, у Су-30 и Су-35С 1500 км. Максимальная взлета масса "Мига" 29,7 тонн против 34,5 тонн у Су-30 и Су-35С. Стоимость Миг-35 оценивается в 40 млн долларов, Су-30СМ стоил 50 млн долларов еще в 2012 году.

Весьма вероятно, что если Миг-35 и будет поставляться в ВКС, то в малом количестве и очень непродолжительное время. Во-первых, два разных семейства истребителей ("Миги" и "Сухой") отличаются конструктивно  (разный планер, двигатели и др.), во-вторых, как отмечено ранее, существенных различий самолеты двух семейств не имеют. Также, полноценно содержать два типа самолетов очень дорого и сложно технически  (эксплуатация, обучение летчиков и ремонт).
Не совсем понятно, кто может купить Миг-35 за рубежом в экспортных версиях. Постоянные покупатели российского вооружения -- Индия и Китай предпочитают Су-30МКИ и Су-30К соответственно. Китай также закупает экспорту версию Су-35С. Индонезия также проявила интерес к Су-35С. Алжир, Вьетнам, Венесуэла также как Китай и Индия эксплуатацию различные модификации Су-30.
Вопрос кто же закупит Миг-35 остается открытым...