Долгий путь к храму. Аверкиниана

Михаил Полев
                Под впечатлением 21-го Аверкинского фестиваля.
                20-30 июня 2018 года.
Александр Петрович Аверкин ушел из жизни в то время, когда мое поколение средних лет, уже распевало во всю глубину своих легких его незабвенное творение «Отчего у нас в поселке у девчат переполох», достойное стать гимном малой Родины композитора.
Разлив наших душ был неподражаем в искренности своей, а любовь народная к композитору была уже несомненна.
В застолье, когда очередь доходила до моего «вклада» в общее дело, я всегда запевал про поселок и девчат…
Почему?
Да просто потому, что юность моя прошла среди девчат в деревенском клубе, которые лихо отплясывали под переборы гармони или баяна.
И эти переборы много позже звучали в аранжировках произведений Александра Петровича.
Меня лично кончина композитора потрясла.
Не стало человека, который был символом малой Родины.
Не легендой еще, а действующим участником нашей истории.
И  бесконечно близким в творчестве своем к истокам нашим….
                *  *  *
Когда организовывался первый Аверкинский фестиваль, моё начальство на очередном мероприятии, бывшем частой традицией после трудного рабочего дня, разгоряченное элитным спиртным и осетровой ухой, приняло решение о своем непосредственном участии в фестивале.
Но спустя пару дней пары застолья выветрились, но данные обещания надо было выполнять. Участие в пирушках принимали люди не маленькие и честью слова дорожили.
Мой генеральный директор, самый колоритный и авторитетный, принял веское и дипломатическое решение.
Ввиду своей занятости, да и осознав на ясную голову, что не все дела царские, решил отправить на фестиваль меня. С учетом того, что Сасово моя малая родина.
Вызвав меня, озадачил:
-Вот, Михаил, тебе команда и действуй….
А в команде уважаемые лица,  мне совершенно не подконтрольные.
И на мои инициативы не по поездке в Сасово, где проходил праздник, не отозвавшиеся…
В итоге та поездка не сложилась. Я в одиночку к участию в столь высоком мероприятии  не был готов.
Но, как земляк Александра Петровича, я был обречен.
Я заразился темой композитора. Темой его истоков и корней.
Рожденного в тех же полях и весях, меня глубоко потрясало его талантище, трудолюбие, мастерство…
Его житейская простота и любовь к малой Родине…
Рядом со мной жили люди, знавшие композитора, и его ближайшие родственники.
Спустя годы мне удалось собрать и оформить воспоминания земляков о трудных детских  годах Шафторского самородка.
Опубликованные мною на просторах интернета очерки увидела и прочитала
 Галина Васильевна Аверкина, вдова композитора, создатель традиции фестиваля и верный хранитель его памяти.
Благодаря этому неординарному человеку я попал на 21-й фестиваль, посвященный композитору.
Для меня это было подарком судьбы…
                * * *
Галина Васильевна Аверкина…
Меня магически притягивал образ этой великой женщины…
Которая верно и самоотверженно несет память о близком человеке…
Положив всю жизнь свою на увековечивание его творчества….
Об образе её нет сведений в Википедии.
Она не славит себя и не ставит целью славословие в свой адрес.
Но скромно и с достоинством несёт свое послушание.
Для того, чтобы понять хотя бы частичку характера этой Великой Женщины, надо видеть её…
И наблюдать… Вникать в её подвиг верности…
Питаться её неуемной энергией…
И наслаждаться тем, что, будучи рядом, в непосредственной близости, находишься под влиянием её ауры….
Благодаря судьбу за подаренное счастье….

                * * *
                Сасово.
Городок, бывший полвека назад по сути своей селом без асфальта, расцвел, благоухает и живет жизнью самостоятельного мегаполиса.
Жизнь его оживилась благодаря во многом и фестивалю.
В который местная администрация вкладывает душу, энергию и материальные затраты.
Культурная жизнь в районном центре не уступает областному,  а в чем-то и обгоняет его.
 Искренностью народного гуляния, может быть.…   Его непосредственностью…
Я был поражён  молодостью  как самого города, имеющего четырёхвековую историю, так и молодостью его населения.
Был поражён женской красотой  сасовчанок, хотя в любви к ним я верен всю свою жизнь.
                * * *

Алтарь храма.
«Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей… Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень, — говорил древний праведник (Пс. 25, 8; 121,1).»
Нет места для сооружения алтаря храма искусства, посвященного памяти и творчеству А. П. Аверкина, кроме Шафторки.
Здесь свершилось чудо обретения таланта композитора.
В деревне Шафторка, святом месте для каждого почитателя таланта любимого народного композитора, создан и живет музей его имени.
Здешними истоками питалась душа его и дарование…
Неповторимое очарование Шафторской природы вызывает благоговение, и воздухом её невозможно надышаться…

                * * *
                Слуги храма
« Любящие меня и восславят меня…»
Галине Васильевне Аверкиной за многие годы удалось создать коллектив истинных ценителей таланта Александра Петровича Аверкина…
Их любовь к творчеству композитора поражает искренностью и верностью во времени.
Каждый представитель  команды Галины Васильевны ярчайший слуга искусства и нахождение рядом  вызывает неизменный восторг  …
Талантливое и взрывное исполнение народных песен, высочайший профессионализм  и доступность в восприятии…
Мне трудно судить исполнителей вокала, хотя ценить их мне не запрещено…
Созданный и сплочённый Галиной Васильевной Аверкиной коллектив вершит святое дело творчеством своим во славу памяти и наследия композитора.
                * * *
               Сергей Анатольевич Глебушкин
Сергей Анатольевич соратник и неизменный участник всей череды Аверкинских фестивалей на протяжении всех двадцати с лишним лет.
Душа всех народных встреч, он мгновенно воспринимаем аудиторией, обладая талантом частушечного экспромта.
Поражает многогранность занятий и увлечений его, от изучения и коллекционирования народного костюма до концертной деятельности.
Как и Александр Аверкин, Сергей Глебушкин корнями своими уходит в наши места, село Салтыково и деревню Крутое.
И является потомком наших совместных предков с композитором. Вывезенных  боярином Салтыковым Петром Самойловичем в первой четверти 17-го века из Владимирского уезда Московской губернии.
Корни Глебушкина есть и в моей незабвенной деревушке Жульевка, что в каких-то 5-7 километрах от деревни Шафторка, родины композитора.
Когда я слушаю  частушки  исполнении Глебушкина, ноги мои начинают выплясывать против моих возможностей…
Как говорится, земляк земляка чувствует издалека….
                *  *  *

                Судьба Шафторки
Я помню Шафторку с юных лет.
Тесную деревенскую застройку, выбоины на старом шоссе, проходившем через всю деревню, речушку под вкусным названием Компот, пересекавшим деревню поперек и уходившей в темный Цнинский лес…
Музей создан с любовью, и работают там люди,  увлеченные и любящие свое дело.
Но тревогу мою вызывает то, что вдоль всей деревни, на месте бывших домов, растет бурьян.
Который за зиму высохнет и при одной неосторожно оброненной искре воспламенится. Как бывало много раз уже в той же Шафторке, и во многих населенных пунктах нашего края….
Пожары от высохшей травы бич брошенных деревень.
Не легче ли места, засеянные бурьяном, распахать и посадить деревья?
Березы, клены, дубки…
Деревню уже не восстановить в прежнем виде.
Но сохранившиеся еще и ухоженные дома отлично вписались бы в новый интерьер….
                *  *  *
                ГОСПОДИ, СПАСИ И СОХРАНИ ПАМЯТЬ НАШУ….