Нурихан Фаттах

Дина Норбут
Хочется поздравить, отдать дань памяти выдающемуся татарскому прозаику, драматургу, публицисту, лингвисту. Нурихан Фаттах (1928-2004)отметил бы в этом 2018 году своё  90-летие.

Нурихан Фаттах оставил очень большое творческое наследие в татарской литературе и культуре в целом, заслуги его отмечены правительственными наградами и, тем не менее, он не популярен в народе, как того заслуживает.
Лет десять назад, по работе оказавшись на его родине, (родился он в Янаульском районе Башкортостана) осведомилась у лучшей части местного учительства об их отношении к его творчеству, и неприятно удивилась. Выяснилось, что он незаслуженно предан забвению.

Во время путешествия в музей-заповедник «Древнее городище Булгары» (маленький хадж) на теплоходе в 2007 году имела счастье познакомиться с Руфина ханум – вдовой писателя. В связи с тем, что моя деятельность напрямую связана со студентами она подарила недавно вышедший тогда пятитомник мужа, который оказался при ней в единственном экземпляре, именно мне. В него вошла лишь небольшая часть богатого литературного наследия Н.Фаттаха. 

От неё я узнала, что в Татарстане, не без участия вдовы писателя, проводятся мероприятия, посвященные его творчеству. Наверное, у каждого человека личная и творческая судьба складывается по-своему. И очень трудно бывает определить степень значимости того или иного деятеля, не познакомившись с его деятельностью напрямую. Познакомившись с Руфина апа,  выяснила для себя некоторые нюансы личности писателя.
Руфина Фаттахова – кандидат медицинских наук и прекрасная женщина – при первой же встрече снискала мою симпатию своей принципиальностью, неподкупностью, прямолинейностью. Ясно, что такая женщина никогда не смогла бы жить с номенклатурщиком.

Каждый обратившийся к творчеству Н.Фаттаха при чтении его произведений не оставит без внимания то, что его перо безжалостно и правдиво описывает все нюансы российской действительности через призму восприятия мира рядовыми татарами, порой прибегая к гротеску и литоте. Его герои – это крестьянство, рабочий класс студенты, прослойка интеллигентов (сельские врачи, учителя), дети, мифические персонажи и исторические личности.
Особую смелость и мудрость своего пера Н.Фаттах обнаружил в романах, содержание которых обращено в далёкую историю. «Ител суы ака торур» («Итиль») разворачиваются события, происходящие тысячелетия назад, еще до нашей эры в одном из тюркских государств; «Сызгыра торган уклар» («Свистящие стрелы») – предстают картины из жизни более близких предков татар – Волжские Булгары.
Исторической теме и реально жившим личностям также посвящен ряд его пьес-трагедий: «Кол Гали» о поэте булгарского периода; «Сармат кызы Сирина» - о судьбе сарматских племён (один из многочисленных этносов – предков современных тюрков) на примере трагической судьбы сарматской принцессы и другие.
Подкупает то, что в исторических произведениях Н.Фаттах умудряется полностью исключать фарсизмы и арабизмы из лексикона героев и повествователя, использует лишь тюркизмы в их первозданности. Язык лаконичен, отличается звучностью и многозначностью. Читать одно удовольствие.

Ещё больший и значимый интерес представляет его "Шэжэре" (Родословная), в ней ставится лингвоисторическая проблема о происхождении языка, как такового и тюркских языков, в частности. Мыслями об этом Н.Фаттах поделился ещё в 1984 году на страницах журнала «Казан утлары».
В основу этого, по сути, научного труда легла находка более, чем столетней давности. Фестский диск – именно так названа находка - датируется около 1600 лет до н.э. Обнаруженные на нём знаки тщательно исследованы и каждый учёный-текстолог, имеющий дело с ними, утверждает, что из древнего языка, образцы которого представляет фестский диск,  произошёл именно его родной язык.

ФЕСТСКИЙ ДИСК и АТЛАНТИДА
В 1900 году английский учёный Артур Эванс во время археологических раскопок на острове Крит невдалеке от города Кнос обнаружил развалины древнего дворца. Там оказалось много предметов бытового значения. Они имели сходства с предметами, принадлежащими культуре Древней Греции, но и разительно отличались от них.
Среди многочисленной домашней утвари: горшков, сосудов, орудий труда, обнаружены и образцы письменной культуры. Фестский диск был найден в 1908 году, недалеко от города Фест и привлёк особый интерес учёных всего мира, так как представитель каждой страны находил в расшифровке надписей сходства со своим национальным языком.

Нурихан Фаттах тоже обнаруживает в слогах, которыми обозначены те или иные предметы и действия, изображённые на диске, их тюркское происхождение. На этом основании он выдвигает гипотезу слоговой теории, утверждает, что слог наделён семантическим значением и довольно убедительно доказывает правомерность своей теории в научных статьях по этой теме.
Под впечатлением Кноского дворца и его окрестностей Н.Фаттах создал прекрасный роман «Аклан» (Атлантида) о древней культуре, предшествующей цивилизации Древней Греции, о чём упоминает в своих трудах Платон. Древнегреческий философ утверждает, что культура Древней Греции лишь слабый отголосок цивилизации на Крите и развилась на останках этой другой более развитой культуры, которая погибла в результате извержения гигантского вулкана. Татарский прозаик не без основания и аргументировано выдвигает идею о взаимосвязи деяний героев романа с природной катастрофой, приведшей к гибели древнейшей цивилизации.

Интересно то, что слоговая теория нашла резонанс в русской этимологии, в 2012 году профессор В.А.Чудинов издал книгу «Идея расширенного эволюционного словаря», в которой упоминаются и данные фестского диска. Меня это ещё раз наводит на мысль, что единым был язык человечества. Это говорит о том, что любая вражда между народами  создаётся искусственно и ведёт к деградации человечества. В наших силах противостоять этому. Начинать надо с себя, ибо ничто из наших деяний и даже слов и помыслов не проходит бесследно. Каждый ответственен за каждое слово, сказанное им вольно или невольно, за каждую большую или малую мысль, посещающую его голову.
Мне же ещё раз хочется почтить память нашего великого соотечественника Нурихана Фаттаха и пожелать ему вечной жизни в памяти соотечественников.