Новеллы о донской земле. перекати-поле

Елена Стасюк
   Пословица "жизнь прожить-не поле перейти" всегда у меня ассоциировалось с растением перекати-поле.
   Как правило, я его видела в степи в виде большого спутанного сухого шара, катяшегося по земле от малейшего дуновения ветра. Шар этот, носимый ветром через поля, уж слишком быстро проходил большие пространства, задерживаясь иногда на короткое время, зацепившись за преграду. Поэтому и людей несостоявшихся, всё время ищущих и не находящих себе места в жизни, тоже называют перекати - поле.
   Удивительно, но я его не видела в живом, зелёном состоянии.
   И вот однажды ко мне на дачу заглянул давний знакомый. Наши дачи были по соседству. Мы дружили с юности, одновременно заводили семьи, наши старшие дети потом учились в одном классе. Он зачастую заглядывал на нашу дачу, по пути  к себе, и приносил какой-нибудь презент: от бутылки холодной минералки до ягод ирги, которая росла только на его даче, или свой черный виноград, в отличие от моего раннего муската янтарного цвета, или ещё что-то. Я тоже одаривала его тем, что не росло у него. Впрочем, так было со всеми соседями. Мы всегда обменивались друг с другом урожаем.

   В этот раз в руках у Юры, словно воздушный шарик на ниточке, был большой, около метра в диаметре, шар из мелких белоснежных цветочков, который он держал за тонкий стебелёк. Цветочки так плотно прилегали друг к другу, что казалось - это один огромный цветок. Для меня это было чудом!
-Возьми, это тебе. Можешь даже в воду не ставить, он и так будет декоративным.
-Что это?-удивилась я.
-Перекати-поле. Родственник той гипсофиле, которую ты никак не можешь у себя завести.
   Это было правдой. Я уже года три покупала в семенном магазине семена Гипсофилы и нянчилась с ними, пытаясь получить ажурный куст для украшения букетов цветов. Цветы я люблю,и они занимали много места на моей даче. Но с гипсофилой мне не везло.
   Я осторожно взяла за тонкий стебелёк этот удивительный шар. Стебель оказался прочным.
   Ажурный, прозрачный и в тоже время плотный шар из миллиона цветочков был прекрасен своей необычностью, красотой и воздущностью. Запаха цветы не имели, зато само его появление в моих руках вызывал у меня восторг.
-Спасибо, Юра! Но где ты его нашёл?
-Совсем недалеко. Я подъезжал сегодня к дачам с другой стороны, с стороны степи. Увидел это чудо и сразу вспомнил о тебе. Вот бери, но на даче не вздумай оставлять. Созреет и высыпет тебе семена. Ни ты, ни соседи не обрадуются. Это "невыводимый" сорняк!

   Мне пришлось идти три километра домой пешком, потому что такой шар не входил в двери маршрутки, а помять его мне не хотелось.
    Вот так я познакомилась с перекати-поле. Потом почитала о нём и выяснила, что их несколько разных видов, в зависимости от ареала обитания. Но все они осенью высыхают настолько, что легко отрываются от земли и несутся ветром, рассыпая по пути свои семена. Через дороги, поля, по степям, пустыням, преодолевая огромные расстояния.
   Именно благодаря неистощимости этого растения закрепляется почва в степных и пустынных зонах, не давая вертовой эрозии  уничтожать поверхность земли. Да, сорняк. Но без него и почвы бы не было в этих зонах!
   Ведь это Закон Гармонии Вселенной: " Без зла мы не узнаем силу добра, и наоборот". Только правильное соотношение того и другого даёт путь развития...