сказка для взрослых ванька и чёрт

Олег Кулёв
 Средь лесов, лугов и рек
Уж, какой не знаю век,
Царство славное лежит,
Бог его от зла хранит.
В нем неведома нужда.
И растут там города…
Много тут селений разных,
Деревень разнообразных.
Было  там одно село,
Где и все произошло.
Хлеб народец в нем растил,
Живность всякою водил,
Тучные стада гонял,
Ремеслами  промышлял.
Жил в достатке, не грустил,
Десятину в срок платил
Сказ он царский соблюдал
И  особ не озорничал.
Но, как водится везде,
Не сдержать всех на узде:
Кто в заботах и трудах,
Кто ж сидел там на бобах.
Был и тут такой Иван,
Пуст бывал его карман.
Он себя же уважал
И трудиться не желал.
Как же так? Во цвете лет
На поля брести чуть свет,
Ведь ему же молодому,
Крепкому и озорному,
Вслед которому всегда
Девки кликали с крыльца.
В посиделках же когда
Мы увидим молодца,
А он гордо проходил
И плечами поводил,
На работу не спешил:
Сродный брат его кормил.
Не с руки себя морить,
В хороводах не ходить.
Подрабатывал Иван
За полушку и стакан,
Если кто его позвал,
Он туда бегом бежал.
Баньку быстро натопить,
Воду в бочки натащить,
За хозяйством приглядеть
То на свадьбе ладно спеть,
Станцевать и пошутить
Праздный люд повеселить,
Со стола себя кормить,
Зелья разные попить,
Тем хозяев ублажить,
На попойку накопить.
Он себя не утруждал
Брату он не помогал,
В общем, жил не унывал,
И беду к себе зазвал. 
Перебрав он как то в вечер,
Не добрел, упал под ветер
И до хаты не дойдя,
Повалился у плетня.
Мимо черт, мучимый скукой,
Брел во тьме, с одной лишь  мукой,
Где  себя повеселить,
И кому бы навредить.
Смотрит:  вот тебе потеха-
Он уже не ждал успеха.
Стал он Ваньку тормошить
И в питейную тащить.
Ну-ка, милый мой дружок.
Ты еще не без порток,
И деньга, вон слышь, звенит
Ах ты, милый паразит
Все добро Ванька уплыло,
Прогуляли все, что было,
И штаны ведь не забыли-
Их на карты заложили.
Петухи давно уж спели.
Черт с Иваном все храпели
Тут пришёл черед похмелки: 
В голове грызутся белки.
Как же их остановить?
Чтоб здоровье не губить.
Поднимается  Иван,
Не поймет он, в чем обман
На стоге его сосед
Черт лежит, ведь это ж бред!
Тот же глазом подмигнул
И такую, речь загнул
Ты, Иван, меня не бойся
За крестом своим не кройся.
Я тебе же помогу,
Головную боль уйму.
Ты же, главное, мужлан
С себя пропил за стакан
И рубашку, и порты
И сидишь в исподнем ты.
Не удачно ты бросал,
В кости все ты проиграл,
Да и в карты  не везло:
От того долгов полно
И откуда не понятно
Вынул очень аккуратно
Он листок тут долговой
Помахал над головой,
Перед носом повертел.
Жди сказал, и улетел.
Эх, кручинушка кручина!
Тут завыл Иван, как псина,
Для чего я столько пил,
Свою душу загубил.
Тут же черт к нему явился
Видно, он уж похмелился,
Тычет кружкой в грудь ему
И визжит: « Я не пойму;
Ты чего тут слезы льешь?
Кулаками землю бьешь?
На ко, пей-ка поскорей,
Бражкой боль свою залей,
Слушай, то чего скажу
И как делать укажу.
Чтобы смог ты в  срок
Свой отдать должок.
У твоего, я знаю, брата
Две сохи лежат, где хата,
Ты одну из них своруй,
На Торжке ее сторгуй.
Деньги пустим в оборот,
Чтобы был и с них приход
Купим клячу мы с тобой
И подальше  за рекой
Недотепу  мы найдем,
И ему ее спихнем,
Чтоб добиться этой цели.
Нам цыган услужит, в деле,
Он ее тот час подкрасит,
Подбодрит и приукрасит,
Подкачает ей бока,
Подпоит ее слегка
Будет славная кобылка,
Первоклассная скотинка,
Там базар совсем иной:
Вороватый не простой-
Продавать пойдет он сам,
Дока он по тем делам.
Нет вопросов ну так в путь
И обиду ты забудь.
Надо нам с тобой, Иван,
Быстренько набить карман,
Что бы деньги в рост давать,
На проценты поживать,
Ждет с тобою нас кабак,
Где все можно за пятак
И попить, и погулять,
В игры всякие сыграть,
Кости, карты вот азарт,
Дыма, пота  аромат.
Там в пылу плотских страстей,
Много сбудется затей,
Люд там всякий промышляет,
От властей себя скрывает,
Там кабатчик мировой
С толстой блудницей женой,
Ты сынку его как раз
Проигрался в прошлый раз.
Яша парень не простой
Хоть прыщавый и хромой,
Но средь братии той
Вес имеет он большой,
Ту расписку он мне дал,
Что б тебе я показал,
И себя ты не корил,
Помощь нашу оценил.
Тут разбило в пот детину:
Вроде гнуть не надо спину.
Да соблазн велика сила,
Если ты лентяй, кутила.
Что рогатый предлагал,
В том удачу  он видал.
Погасивши свой зарок,
Он имел с селян оброк.
Станет женихом завидным,
Терем срубит в месте видном,
Купит тройку вороную,
Жизнь начнет совсем другую,
Чтобы в поле не ходить,
Мельницу соорудит.
Будет там народ батрачить,
На него хребет горбатить,
Их он будет погонять,
И в достатке процветать.
То, что брата он ограбит-
И семью в беде оставит,
Его это не заботит.
Чертов, план его заводит,
С ним ударив по рукам,
Он помчался по делам.
Что хвостатый навещал,
Сделал он как обещал.
Быстро с цыганом они,
Не теряя даром дни,
Дело скоро совершили,
Капиталец сколотили.
Стал он местных созывать,
Что бы деньги в рост давать.
Только не поймет народ:
Для чего им тот приход.
Будут в долг они ведь брать,
Сверху больше отдавать.
А рогатый тут как тут
И ведет себя как плут
-Ты зачем крестьян мутишь?
Этим их не обольстишь!
И другую мысль  вбивает,
Думать шире заставляет.
Жадность есть гордыня, горе
Меж собой они не в ссоре,
Нам они послужат скоро
В них у нас тобой опора,
Чтоб дела свои решать
И мошну нам набивать.
Проживает здесь купец,
С виду вроде как хитрец.
Все он знает, всех он учит.
Только жадность его мучит,
Как побольше поиметь,
Покупателей нагреть.
У него деньга в товаре
И мечтает о наваре.
Все скупить сейчас не может,
Потому и алчность гложет
-Ты ему- то предложи,
Его голову  вскружи
Молви, гости заморе пришли,
Тут же цены возросли,
Все скупают под чистую
И деньгу платят златую.
Рубль пусть возьмет  у нас,
Два отдаст, но там запас.
Он гостям за три отдаст.
То, что скупит он сейчас.
У ремесленников местных,
Что стоят в рядах тех тесных.
Получив же свой доход
Ссуду пустит в оборот.
Прибыль, глянь опять какая
Ты внушай ему, ссужая,
Тута риску вовсе нет,
Кучу заработает монет,
Свой навар пускай отложит.
Мало ль кто чего предложит.
Нам процент пускай несет
И веселенько живет.
Так же в царстве есть богатый,
Люд казенный, хамоватый,
Жаждут, чтоб их привечали
И дарами ублажали.
Любят дорого одеться,
Друг пред другом повертеться,
Выставляя напоказ,
Что купили в этот раз.
Яхонты и в сяк каменья,
И персты, и  ожерелья,
Шубы меха не простого,
А зверька - то дорогого.
В зависти они живут
И друг друга стерегут.
Чтоб в добре не обошли,
В красоте не превзошли,
За посты свои дерутся
Пред начальством в пояс гнутся.
Ты им вот что нашепчи
И такую мысль внуши;
Есть бирюльки не для всех,
А для избранных лишь тех:
Кто своей натурой тонкой
В сундуках с монетой звонкой
Может правильно ценить
И с достоинством носить
Чужестранцами  ввозимый
Им товар необходимый,
Что они для них везут
И особо стерегут
Мастеров заморских дел,
Их уменье без придел.
Мастерить на зависть всем,
Величая себя тем
Украшения резные,
Ювелирно- золотые,
Утварь вся - ко, непростую,
А искусно дорогую,
Рухлядь модную у них
Для показов щегольских.
Но ведь шутка в чем бывает-
Не всегда деньга играет
В их глубоких кошельках.
Все спускают на балах.
Там тщеславие в цене.
Прибегут они к тебе
Под залог они возьмут,
Нам с лихвою все вернут.
Бедный сам к тебе придет
Он не ждет, кто позовет.
У него всегда проблема
Он живет не как богема.
Куча деток у него,
Он и рвется от того,
То он поле засевает,
Скот общинный охраняет,
То с косою по лугам,
То с лукошком по лесам.
Он работы не боится.
Не всегда лишь хлеб родится,
Чтоб запасец сделать впрок
Он пойдет и под оброк.
Его проще обмануть:
Будет, молча спину гнуть.
Беззащитен Ваня он,
Сам явится на поклон.
Руки нам его нужны,
Им в хозяйстве нет цены.
Все, что я сейчас сказал
И как делать указал,
Надо срочно начинать
И богатства собирать.
Будем вкладывать гроши,
А иметь с них барыши.
При таких вот  брат делах,
Чтоб держать всех в уделах.
Всех их надо обработать
И на них нам заработать.
Будут нам они служить,
Дивиденды приносить.
Тут задумался простак:
Что то здесь совсем не так.
Капиталу маловато
Предлагать же многовато.
Где же столько нам достать,
Чтоб легко так раздавать?
А хвостатый гнет свое-
Это дело не твое,
К Яше мы с тобой пойдем,
У него мы в рост возьмем.
Денег даст он сколько надо,
С нас получит он изрядно.
Мы же свой процент накрутим
И с лихвою все окупим.
Он давно в моих кругах
И в почете при делах.
Главный очень его любит,
Помогать ему он будет.
Да и ты сынку ведь должен.
Так что торг тут не возможен.
В Ваньке, что- то перемкнуло,
Буд-то в зад его, что пнуло.
И он крикнул возмущенно:
Как ты крутишь изощренно!
Подставляешь ты меня
Под кабацкого слепня!
Если что произойдет,
Долг на мне-то возрастет.
Вдруг купец твой разорится,
Чинодрал решится смыться.
Непогода закружит,
Урожай весь загубит.
Бедняку и так не в мочь.
Чем он может мне помочь?
Черт ехидно улыбнулся
Поздно, умник, ты  проснулся.
Вспомни кА про свой грешок,
Про цыганский тот Торжок.
И как мчался ты с сохой,
Чтоб укрыться за рекой.
Семка брат тебя пометил,
Чуть оглоблей не увечил.
Благо месяц был не светил,
Кто был вор, он не приметил.
Так что делай, что сказали
И вникай во все детали.
А то быстро люд узнает,
Кто о чем у нас мечтает
И каким таким трудом
Стать стремится богачом.
-Нет, шумит опять Иван,
Не дождешься, басурман,
Чтобы я своею волей
Распрощался с лучшей долей
И за пьяные долги
Быть холопом у змеи.
И скажи, мне не тая,
Не пойму чего-то я:
При каком таком расчете
Яшка стал у вас в почете?
Молвит черт ему в ответ:
Здесь секрета вовсе нет,
Тут традиции семьи,
Души продали они.
Им и дали все бразды
В блуд вводить, так их как ты.
Эта их сейчас работа,
Лишь атом у них забота,
Как вас лучше совратить
И себя обогатить.
Будут плохо шевелиться,
Стоит раз хоть провиниться,
Тут же с них возьмут отчет.
Каждый мы учтем просчет. 
Здесь награда лишь одна-
Продлевать им жизнь дана.
Но пока что руководство
Их раденье и упорство
Отмечает без притворства,
Дав им право превосходства,
Выше всех, себя считать,
И вести себя как знать.
Вас ничтожных унижать,
И нещадно обирать, 
Меж собою вас травить,
До безумства доводить.
В наши сети завлекать,
Ваши душеньки скупать.
Их могущество огромно,
Покорят всех поголовно.
Так что вот тебе листок-
Распишись на нем дружок,
Кровью скрепим наш союз
И забудем тот конфуз.
Что с тобою приключился
И ты с Яшкой примерился.
Будешь с ним ты возвышаться,
Все цари вам поклоняться.
Тут Ванюшка как то сник,
Прекратил обиды крик,
Тихо молвил;- не спеши,
Зря меня не тормоши.
Дай мне сутки помолчать,
Обо всем помозговать.
Очень лихо ты загнул,
Как бы что не перегнул.
И не твердою походкой,
На лице с улыбкой робкой
Он побрел тут по холмам.
И не понял даже сам,
Как у брата очутился
И во всем пред ним  винился.
Долго брат его ругал,
Вся ко разно обзывал,
Но, в конце концов, простил,
Как быть дальше предложил.
Есть в родне у нас кузнец,
Говорят что он мудрец,
Много что он повидал,
Скольким в бедах помогал,
Нечисть в буйстве укрощал,
От напастей защищал.
Средь мирян, идет слушок,
Будущего он знаток.
Знает все, что будет впредь,
Как невзгоды одолеть,
И приходится он нам
Дядькой родным по отцам,
Что ж сказал тогда Иван,
Если я такой смутьян,
Коль я жизни не пойму,
Ты веди меня к нему,
Может дядька все ж смекнет,
От невзгод меня спасет.
Скоро братья собрались
Быстро к кузне добрались,
И от страха чуть дыша,
От стыда огнем пыша,
Перед входом о, крестясь
Друг, за дружкою держась,
Тихо в кузницу вошли
И в почтенье замерли,
Дядька словно все уж знал,
У печи их поджидал,
Стал ее он разжигать,
Горном воздух нагнетать,
Ничего не говоря,
Не теряя время зря
Ваньке молот в руки дал,
Чтоб ему он помогал.
По пруту могуче бить.
Из него подковы вить.
Дело спорилось на диво
Ладно, с толком и красиво.
Крепок силою кузнец,
Но и Ванька молодец.
Дело скоро завершили
И изделье окропили,
Той крещенскою водой,
Что берут в мороз зимой
И дается верой нашей
Православьем род поднявший
Защищать отцовский кров
От болезней и врагов.
Время все ж их торопило,
Солнце в рощу заходило.
Взяв с собою клещи, кнут,
Свято воду и хомут
И подковы, что крестили-
Все, что надо прихватили,
Чтобы к сроку им поспеть,
Место встречи осмотреть,
Где их должен ждать рогатый.
И закончить деликатный
Для Ивана разговор,
Разорвав тот договор,
Что черт, в споре навязал
И Ивана обязал,
Все проступки осознать
И бумажку подписать.
На зазывище зашли,
Ни кого там не нашли.
Место было сеновал,
Как кузнец и ожидал.
Все водою осветили,
Инструмент весь разложили.
Стали гостя поджидать
И минуты коротать.
Черт же честь свою блюдя,
Лоск, в фигуре наведя,
Ровно в срок там появился
И конечно удивился.
Стал, белея он белья.
На него смотрел Илья.
Он готов был провалиться,
С глаз долой исчезнуть, скрыться,
Лишь бы с ним не разбираться,
Скользкой темы не касаться.
Тот же с ним  мудрить не стал
И его о, хомутал.
Ваньке крикнул - придержи
И подковы приложи,
Чтоб не смог от нас он смыться,
От беседы уклониться.
Ловко их он подковал
И паршивцем обозвал.
Стал он  черта обвинять,
Перед ним кнутом играть,
Вспомни юные года,
Как резвился ты тогда,
От безделья расходясь,
Над сельчанами глумясь.
Женок в горницах пугал,
Утварь из домов таскал,
С детворой в садах скакал.
Мерзость вся ку вытворял,
То пшеницу потравишь,
То скотине навредишь.
Мужики тебя  словили,
Чуть три шкуры не спустили,
Хорошо был рядом я,
Заступился за тебя.
Ты ж  козленком малым был,
От побоев горько ныл,
Я ж тебя тогда простил,
От расправы защитил.
Вспомни, что ты обещал,
Как от, страха лепетал,
-Ты прости меня кузнец:
Я не конченный стервец,
За добро к моей вине
Будет долг висеть на мне.
И не буду больше впредь,
В твоей вотчине смердеть,
-Что ж я вижу ты опять
По задворкам стал гулять,
Мужиков с пути сбивать,
Самогонкой опивать
И в питейную таскать
До исподней раздевать.
То их в кости обмишуришь,
В карты с легкостью надуешь,
Ты же с Яшкой в паре мутишь,
Простофиль на деньги крутишь.
Ты и Ваньку так развел,
Под черту его подвел,
За спиной его стоял,
Знаки Яшки подавал.
Тот же тот еще катала
Загубил людей не мало.
Мой племяш, как раз вам нужен
Он доверьем окружен.
Ваши рожи все уж знают
И по хатам вас ругают.
Зная ваши все проказы-
Вы для них страшней заразы
И поэтому для вас,
Очень важен он сейчас,
Чтоб деянья продолжать,
Сваю похоть услаждать.
Ведь еще ни кто не знает,
Под кого он подпадает.
Что ты скажешь мне в ответ?
Впереди уже рассвет.
Надо встречу завершать
И вопрос сей закрывать.
Молвит тут Илье косматый
Был бы он не вороватый,
Не гулял и не кутил,
Я б его  не заманил,
Ты же знаешь просто так
Не попал бы он впросак.
Божий люд нам не подвластен,
Словам даже и опасен,
Тех, кого мы обольстили,
В наши сети заманили
Своей правдой могут вновь
К вере им вернуть любовь.
Если жил бы он как все,
Не пришел сейчас к тебе
Ну а так все пред тобой
Вишь, какой он заводной,
И прошу тебя Илья,
Отпустил бы ты меня.
Обещанье я закрою,
Что я дал ночной порою,
Когда недорослем был
И от боли жалко выл.
На расписку, вот возьми,
И меня ты все ж пойми:
Я такой, какой уж есть,
Это должен ты учесть,
Лгать, лукавить, мне дано,
Так у нас заведено.
Быть другим мне права нет,
Вот тебе и мой ответ.
Я ведь в службе нахожусь,
В меру сил свих тружусь,
Чтоб чины мне получать,
Должен я озорничать.
Ваньку больше мы не тронем,
Сим проблему и закроем.
-Нет сказал ему кузнец- 
Для тебя то, не конец,
Все ж я выпорю тебя,
Чтоб запомнил ты меня,
И мою ту доброту,
Что я дал те поутру,
Ну а ты бесстыже врал,
Обещанье не сдержал,
И Иван свое получит,
Коли совесть его мучит,
Он учение поймет,
Пусть оно его проймет,
Понимаю, молод он,
Но такой уж есть закон.
Провинился, получи
И особо не кричи.
Так что Ванька ставь бока,
Чтоб попасть наверняка.
Взвыл тут черт и Ванька ухнул,
Им кнутом Илья так бухнул
И пошел с плеча хлестать,
Дурь шальную вышибать,
Чтобы знали оба впредь,
Людям, как в глаза глядеть.
Прыгал черт и извивался,
От бича как мог, спасался,
Но подковы все ж мешали,
Увернуться не давали.
И хомут так шею сжал
Бедолага чуть дышал.
Он и так и сяк крутился,
Весь от боли искривился,
Стал молить - Илья не бей,
Пожалей меня злодей,
Больше здесь не появлюсь,
Всем, чем хочешь, поручусь.
Ванька молча все, терпел,
Лишь в две дырочки сопел,
Носом хлюпал и мычал,
Но удар Ильи держал
Снисхожденье не просил
Стойко боль сваю сносил,
Да и стыдно слезы лить,
О прощении просить.
Свою слабость показать
И себя не оправдать,
Зная все свои огрехи,
Не создал Илье помехи.
Лучше дядькой битым быть
И позор смиреньем смыть,
Чем у Яшки в рабстве жить
Нелюдь всякую холить,
Пресмыкаться, лебезить
И бесправие творить,
Над народом измываться,
И собою восторгаться.
Приустал кузнец серчать,
Стал он черта  вопрошать,
Как  с тобою поступить
И слова те закрепить,
Что со страха ты бросал,
Голову на плаху клал,
Чтоб ты больше не вредил,
И беды не приносил,
Чтобы все ж обет сдержал
И при встрече не солгал,
Что ты клятвы  не давал,
Ни чего не обещал.
Хмуро он смотрел на них.
Черт пыхтел, Иван притих.
Семка брат в углу дрожал,
Ни чего не понимал.
Он с испугу хоронился
И в полголоса молился,
Как бы вдруг чего не так
Не попасть бы под кулак.
Ведь когда кузнец во гневе,
Ему мало места в хлеве,
Лучше чем ни будь закрыться,
От плетей его укрыться,
За прикрытьем отсидеться,
И спокойно оглядеться.
Сел Илья на чурбачок,
Сразу слышан, стал  сверчок,
Он руладою своей,
Что неслась с глубин полей,
Атмосферу  охладил,
Напряженье разредил.
Стал кузнец тут рассуждать,
Свои думы излагать,
Говоришь, ты чин, имеешь,
К службе ты своей радеешь,
И начальство тебя ценит
В твою преданность так верит,
Что успешный карьерист,
Старых принципов лоббист.
И курчавая братва,
Словно летняя ботва,
Пред тобою в рост, встает
Честь в почтенье отдает,
Что для них ты луч  во тьме,
Вот и тянуться к тебе.
Ну и я, как полагаю,
Где то, как то понимаю:
Трудно все ж тебе бывает,
Ведь соперников хватает
В услуженье обскакать,
Должность нужную прибрать.
Паутины вы плетете,
Что интригами зовете,
Чтоб добиться своей цели,
Всех вы держите в прицеле,
Стоит только промахнуться,
Пред преградою споткнуться,
Тот, кто рядом тут же стопчет.
Кто ж из вас того не хочет
Оппонента растоптать,
На ступеньку выше встать.
Так что черт давай решать,
Как нам тему закрывать.
Вижу, как ты возмужал
И стал конченый нахал,
И поэтому с тобой
Разговор пойдет другой.
Ты не раз уже слукавил
И хлопот собой доставил,
Любишь ты расписки брать
И их кровушкой марать,
Ну и ты тогда давай,
Чем то- клятву подтверждай.
Есть такое предложенье,
Твоей воли изъявленье,
Я клеймо тебе поставлю
И свободу предоставлю.
Но его прижгу я там,
Где находиться твой срам,
Чтоб не смог ты удалить
И себе не навредить.
Для очей оно не видно
И тебе не так обидно.
В тайне будет все храниться,
Жить, спокойно не таиться,
Будешь ты до тех лишь пор.
Пока в силе уговор,
Что сейчас с тобой скрепим
И проблемы разрешим.
Мне ты должен доверять.
Я лишь это буду знать.
Но надумаешь шалить,
Ванькой заново крутить,
Сразу побежит молва,
Попадешь ты в жернова,
Будут слухами молоть
И насмешками колоть.
В сплетнях кости перетрут,
Как ославился ты тут,
И найдется доброхот,
Куда надо донесет.
Все уйдет, конечно, в низ
Вашим будет то сюрприз,
Радость будет конкурентам,
Станет меньше претендентом,
Занимать  важнейший пост
И иметь дальнейший рост,
Чтоб на взятках поживать,
Хлебные места толкать.
Бес ваш главный не простит
Это ж любого возмутит.
Он взашей тебя прогонит
И от должности уволит.
Будешь ты в забвенье жить,
О не сбывшемся тужить.
Черт подумал и спросил-
Знать меня ты осудил?
Выбора то вовсе нет, 
Как же дать мне свой ответ?
Я хочу иль не хочу,
Что решил ты получу,
Мне ж нельзя вины признать,
Свое имя запятнать.
В омуте ведь не поймут
И прощенье не дадут.
Так что не тяни кузнец,
Завершим все, наконец,
С участью своей смирюсь
И на слово положусь.
Что даешь ты мне сейчас
И отпустишь, в сей же час.
Все, что было, я учту,
Ваньку буду за версту,
Коль увижу обходить,
Чтоб себя не осрамить.
И тогда надеюсь я, 
Ты забудешь про меня.
Встал Илья и снял ярмо
И прижег ему клеймо.
С меткой личною своей
Из сведенных двух мечей
Им он метил, что ковал,
На продажу отдавал,
По нему его все знали,
За добротность уважали.
Груз подков он с черта снял
Его искренность принял.
Сразу тот час развязал
И ему свободу дал.
Для острастки все ж поддал
Чтоб быстрее ускакал.
Тот же волю получил,
Что, есть духу, припустил,
Как легки копыта стали,
Когда с них подковы сняли.
Мчался прочь он без оглядки,
Только лишь мелькали пятки.
В темень юркнул поскорей,
Не добавили б плетей.
Ванька ж на колени встал
И к ногам Ильи припал,
Не взыщи с меня, Илья.
Будь ты мне втора семья,
В кузню ты возьми к себе,
В помощь буду я тебе,
Подмастерьем стану я,
Научи всему меня.   
Под свою возьми опеку,
Обучусь я раньше сроку.
Стать хочу таким как ты
Для защиты бедноты.
От чертей во зле упертых,
Проходимцев  лихом тертых,
Проявленьем колдовства
И людского воровства.
Я племянник твой родной,
Был я неслух озорной,
А теперь я изменился
И тебе бы пригодился.
Стал он дядьку заверять
И ему себя вверять.
Брат Семен их в дом позвал.
Где их стол накрытый ждал.
Угощения вкусили
Ваньку строго обсудили,
Покумекали  о всем,
Вывод сделали о нем:
Много он чего познал,
В совращение попал,
Но сумел все осознать,
Дружбу с бесом оборвать.
Выбор правильный принять,
Образ жизни поменять
И как все же говорится,
Не дай бог чего случиться,
Чем не битых двух учить,
Луче битого школить.
Было их такое мненье,
Обоюдное решенье.
Ваньку все же отчитали,
На строптивость указали,
Но домашнее вино
Раздобрило их оно.
И ему они налили,
Доброй чаркой угостили,
С собой рядом посадили,
Как быть дальше изложили.
Надо все ж тебе жениться
И детьми обзаводиться.
Хватит по ночам  гулять,
Молодиц по сеням мять.
Легкий промысел забыть
И признание добыть.
У Ильи в подручных стать
И сноровку показать.
Будет он тя поучать,
В тайны жизни посвящать.
Коль уму ты наберешься,
Ко двору его придешься,
Будешь ты ему наследник,
Ремесла его приемник.
Он живет совсем один
И дожил уж до седин,
Что сейчас ты предложил,
Он достойно оценил
И теперь к себе зовет,
И в дела свои введет.
Будешь с ним теперь ковать
И от бед сельчан спасать,
Обнялись Илья с Иваном,
Как два воя в поле бранном
И с тех пор в деревне тихо,
Не заходит туда лихо.
Да и Яшки не видать,
Не  кому с пути сбивать.
У Ильи же в доме гвалт,
Много в нем сейчас внучат,
С деда сказки они просят,
Радость в дом они приносят.
И невестка мастерица,
Краснощека, белолица,
С уважением к Илье
И с заботой о семье.
В чистоте всегда светлиться,
Ванька этим всем гордиться.
Так они теперь живут
И друг дружку берегут.