Рок-темы стремительного напряжённого движения

Станислав Ларионов
Говорят, что приключение - это когда забираешься к чёрту на рога и там влипаешь в историю. Именно такое сочетание: по отдельности это не приключение. Ну, влип ты в историю там, где у тебя все ресурсы, и что? Как влип, так и вылип. Или уехал далеко и там с тобой случилось то, что ты планировал. Это отпуск называется. А вот чтоб и уехал так, чтобы стал недоступен, и там был сюрприз...

Так и с состоянием движения, о котором мы поведём речь. Тема движения - одна из основных в рок-музыке. Вот только само по себе движение слушать, на мой вкус, малоинтересно. Выкиньте из Deep Purple - Highway Star оба соло, оставьте только ритм-секцию и вокал и вот, вы в дорогой и мощной машине несётесь по бесконечному хайвею через пустоши: 12-ти цилиндровым мотором работает бас-гитара, чётко выдерживает ритм двигателя барабанщик, а вокалист поёт оду монотонной дороге. Круиз-контроль держит скорость, дорога бежит, ничего не меняется.
Мне доводилось не раз ехать на поезде по Карелии: тоска - удавиться. Бесконечные мелкорослые смешанные леса, как фотообои на 1000 км. Драйва от такого движения никакого!

Для того, чтобы было весело нужна "изюминка": или яркая индивидуальность движения или дополнительная сюжетная линия дающая антураж, саспеснс.

Для меня таким саспесом будет ощущение погони!

Помните фильм "Челюсти"? Самый первый Спилберговский? Не помните - не беда. Там про акулу, которая всех и всё ела. Кстати, в плане саспенса основная тема там просто фантастика! Так вот, трое мужчин - полицейский, биолог и моряк - решили акулу поймать. И была погоня, когда они за акулой гнались. Догнали, но что-то пошло не так и уже акула гналась за ними! И возникла интереснейшая коллизия, когда им пришлось выбирать: плыть медленнее - акула за жопу укусит, быстрее - сгорит двигатель! Очень рокерская тема сюжета! К сожалению в самом фильме музыкально это не отразили никак и тема раскрыта лишь сюжетно и визуально, но вот в рок-музыке тему погони ЗА с её восторженностью и тему погони ОТ с её напряжением слышно довольно хорошо.

Поэтому в данном рейтинге я буду размещать те композиции, где кроме главной темы движения (Тыгы-дык, Тыгы-дык - обязательное условие) - есть индивидуальность или напряжение. Поэтому не попадут рок-н-роллы, где, на мой взгляд, скорее танцы, хотя много обязательного для рейтинга драйва, не попадут темы движения без "изюминок" и не попадут энергичные темы, где в основе было не движение, а агрессия, драма, напор, эпика и подобное.

14 место. Diamond Head

Мне по душе только первый альбом со стопицот обложками — Lightning to the Nations — и синглы вокруг него. Драйва хватает у большинства песен, но в тему, пожалуй, только "The Prince": песня сразу мощно падает нам на голову и мчится вприпрыжку под запоминающийся ритмический рисунок. Манера, с которой гитары отчёркивают одни блоки "припрыжек" от других, мелодичная партия гитар в середине композиции, длина в 6 минут не запариваясь, а играя столько, сколько нужно, задорный голос - придают группе много яркой индивидуальности.

Композиции "Sweet and Innocent", "Streets of Gold", "Play It Loud" вроде бы немного не про то, но на этом альбоме трудно сказать, что здесь вообще про то - он и сырой и сильный сразу. К сожалению, в продюсировании, записи и продвижении у группы были проблемы и хотя сырость песен сделала их ни на кого не похожими, эта сырость и съедает силу их работ.

Рекомендуемые композиции:
Diamond Head - The Prince
Diamond Head - Streets of Gold
Diamond Head - Sweet & Innocent
Diamond Head - Play It Loud


13 место. The Stooges

Рекомендуемые композиции:
"1969"
"T.V. Eye"
"1970"

с альбомов "The Stooges" (1969) и "Fun House" (1970)

Если бы был самоходный и самодельный перфоратор, то The Stooges на нём бы и ездили: с лязганьем, хрипами, скрежетом и шумом. Не так, чтобы очень быстро, но без глушителей - это точно. Хулиганы!
И, конечно, нетрезвые! Носились бы по городским улицам задирая прохожих, и сами пугаясь собственной нахальности. Заглушая испуг пивом и героином. И снова носились бы провоцируя публику: прыгая на своём скрипящем транспортном средстве, раздеваясь и крича всякие односложные слова!

Хотя "движение" не вполне их тема, эти немногие треки из их творчества я послушаю и отдельно. Есть в них нужная мне лихость и отрыв. И как идеально вписывается в саунд "квакушка" на "1969", как остро и зло звучит рифф на "T.V. Eye", где "самоходный перфоратор" стал помощнее и прибавил драйва, а потом - на "1970" - вообще стал двигаться прыжками, как у реперов лет через 25.

Всё-таки при всех своих шоуменских выходках, вокальных эскападах и харизме Игги Поп нуждался в The Stooges. Нуждался в гитаре Рона Эштона: именно с этим звуком и именно с такими гитарными фразами и должен был ездить задолбай-мобиль The Stooges. Мне даже кажется в том, что касается звука именно Рон Эштон со своей скрипучей гитарой и придаёт группе индивидуальности. И ритм-секция эту индивидуальность подчёркивает.


12 место. Megadeth

Вот всё у рыжего есть из того, что мне нужно, но он из этого постоянно делает какой-то "цирк с конями".

Может только «Rattlehead» с дебютного альбома "Killing Is My Business… and Business Is Good!" (1985) более-менее чисто передаёт нужное мне состояние. Но, наверное, только риффовкой и барабанами, а вокал и гитарные соло стараются раздуть из "Явы" "Кавасаки". В принципе, такой подход наблюдается у Мастейна и на поздних записях.
«Mechanix», с того же дебютного альбома: прогревает двигатель и стартует просто классически - риффовка, вокал, всё мне нравится, хотя и кажется, что барабанщик стучит за двух себя, чем забивает риффовку, и где-то с середины композиции возникает ощущение, что мы уже не мчимся, а смешно припрыгиваем на бешено скрипящем мотоцикле.

Дальше, стремительного движения в чистом виде Мастейн мне не предоставит, но несколько композиций можно отметить.

Три песни с альбома 1990 года "Rust in Peace"

«Holy Wars… The Punishment Due» - теперь и правда, если и не "Кавасаки", то "Харлей": и движение, и напряжение есть. Однако скоро вокал и драматическая композиционная работа оттесняют движение на какой-то дальний план, а водителю остро хочется сделать публичное заявление. Что он и делает.

«Hangar 18» - с первой ноты сразу и скорость и напряжение. Нисходящая гитарная фраза во вступлении прекрасна, гитара и вокал дают напор и атмосферу. Затем какое-то время мы едем ровно и даже однообразно, а потом, вдруг, срываемся и летим как-то остервенело, что уже и не движение, а, скорее, эмоции самого водителя.

«Poison Was the Cure» - завели, прогрелись, погазовали... панеслааась) партии звучат гармонично, соло гитарное подчёркивает характер движения. Вот только вокалист отвлекается, словно говорит на серьёзные темы по телефону. Ох! Не на дорогу он смотрит.

Рекомендуемые композиции:
Rattlehead
Mechanix
Holy Wars… The Punishment Due
Hangar 18
Poison Was the Cure


11 место. Metallica

Признайтесь, что после Megadeth вы этого ожидали?
Но в самом деле борьба за места в рейтинге идёт очень острая. И до последнего момента я не знаю, кто какое место займёт окончательно.

Итак, Metallica

Ох, не за то люблю я Металлику, за что говорит эта тема, но есть у них на дебютном альбоме "Kill ’Em All" пара песен, которые именно "про то", а особенно «Motorbreath» - она мне идеально попадает в состояние "движения с приключением".

Мне, пожалуй, всё нравится в ней, кроме вокала. Голос Хетфилда потрясающе беспомощен, даже не скажешь, что годы спустя он войдёт в число моих любимых вокалистов.
Мне нравятся барабаны Ульриха - и сами партии, и звук (тарелки не в счёт), а риффовку Хетфилда я обожаю на всех альбомах, где он уделял ей должное внимание. Он один из любимых ритм-гитаристов и по подаче, и по звуку. Ритм-секция! «Motorbreath» - это песня ритм-секции: барабаны, бас, ритм партии гитары - её и основа, и содержание.

Но главная сила «Motorbreath» в композиции: простая на слух она за 3 минуты даёт два ускоренных фрагмента с гитарными соло разнообразя динамику; темп соответствует настроению песни; есть акцентированный ударный припев; очень уместно звучат барабанные пробежки; все партии в композиции звучат очень складно; композиционно ни разу не сбились с характера песни.

Может быть чуть грубоват переход после первого соло, которое тоже не мешало бы было развить. Моя нелюбовь к композиторскому мышлению Хеммета продлится долгие годы и первый раз он мне понравится лишь в 2008 году.

Если на «Motorbreath» группе удалось сконцентрировано, просто и полно передать конкретное состояние - за что и люблю, - то с другой выбранной мной песней «The Four Horsemen» с этого же альбома, вышло не так удачно.
Риффовка и гармонии точно по мне: собственно, на Хетфилде-гитаристе тут всё движение и держится. Вокал так же беспомощен, структура песни затянутая и рыхлая, с середины словно начинается совершенно другая песня и по подаче, и по темпу, но гармонии перехода мне нравятся, и композиционный талант группы тут виден, хотя это уже не про движение, а про Металлику. Затем группа возобновляет движение основываясь на гитаре Хетфилда, после чего средняя часть выглядит не столько развитием, сколько вставкой; финальное соло звучит так, словно в последний момент вцепилось песне в хвост.

Есть правда бааальшая ирония в том, что песня эта сильно похожа на песню от "предыдущего оратора" - «Mechanix», а похожа она - потому что это она и есть, что отображено и в авторстве.

Рекомендуемые композиции:
Metallica -  Motorbreath
Metallica -  The Four Horsemen


10 место. Led Zeppelin

Так-то движение не их тема - цеппелины не мчатся, цеппелины плывут, ну, или надвигаются.
По идее, можно "Immigrant Song" назвать движением, оно там такое, волнами, как раз по цеппелиновcки, наплывающее, как и в "The Song Remains the Same".

Но долго ли, коротко ли воздухоплавание длится, а только группа попала в обстоятельства, когда была вынуждена начать наземное движение. И соорудили Led Zeppelin монстра, подобного английским танкам времён Первой мировой войны! Такого же впечатляющего и громоздкого, только более быстрого и могучего - цеппелин на гусеницах - "Trampled Under Foot".

Меня тревожит как сам факт создания подобного чудовища, так и черты его характера: его размеренная мощь, такты Бонема, бьющие с частотой и силой копра, надрыв надтреснутого голоса Планта, очевидная бездушность, механистичность, если не технократичность махины, которая в середине песни к вящему ужасу наблюдателей разгоняется, приподнимется и летит над землёй изгибая гравитационной волной пространство, после чего, снова опустившись на гусеницы уносится мимо обалделых зрителей вдаль.

Но, в основном, я хотел рассказать про "Achilles Last Stand" с альбома "Presence" 1976 года.

Такое, как "Achilles Last Stand" не от хорошей жизни пишется. Это ход ва-банк, это отвага превратившаяся в безумие. В нашем случае, с примером из фильма "Челюсти", это словно персонажи прекратят убегать от акулы и развернутся, чтобы мчаться прямо ей навстречу, прямо в пасть.

Икары и Солнце... Дон Кихот на стимуляторах атакует пропеллер...

Голос убеждает нас, что этот безумный рывок служит высокой цели, а мы видим, что машина на пределе. Однако группа не останавливается - бас и барабаны придают устремлению равномерность, но обречённость очевидна: ею наполнен и гитарный аккорд с грустным протяжным послезвучием и гитарное соло, которое подтверждает и, даже, точнее и глубже описывает претензию на высокую цель рывка.
С середины композиции барабанные дроби говорят, что движение перестаёт быть управляемым. Что у экипажа только иллюзия контроля ситуации.

Сумерки богов - это расстояние между точкой невозврата и местом гибели. А группа только пришпоривает, повышая градус безумия.

К финалу гитары теряют стройность и идут вразнос, раздваиваются вокалы, но несмотря на эти признаки безумия скорость никто не снижает.
Повторение начала на коду оставляет финал открытым.

Рекомендуемые композиции:
Trampled Under Foot
Achilles Last Stand


9 место. Buckethead

вообще, он металический гитарист изначально и, примерно, треть его 400-альбомного творчества выполнена в металическом жанре. Так что металических тем у него много, только у них другое настроение - они все, как маленькие истории с сюжетом большим, чем просто движение, даже с напряжением.

Но есть у него на альбоме "Pepper's Ghost" (2007) - одном из моих самых у него любимых - композиция, которая подходит нынешней теме полностью - "Magua's Scalp". т.е. скальп Магуа - главного злодея одной из книг Фенимора Купера о Натаниэле Бампо и индейских войнах.

Я как её слушаю, так прямо перед глазами проносятся эти Магуа, Чингачгуки и Ункасы, гоняющиеся с томагавками друг за другом со скоростью киношных вампиров.

К середине композиции в её драматургии явно что-то происходит, типа:

- Вась, лови топор! Чё молишь, не поймал что-ли? -

или, скорее, гляделки застывших посреди драки двух дворовых котов, когда им надо морально задавить друг друга взглядом.

Гляделки завершаются возобновившейся погоней и, судя по названию, в проигрыше остаётся Магуа, которому вырвут его шерстяной скальп!

Рекомендуемые композиции:
Buckethead - Magua's Scalp


8 место. Judas Priest

- гонки - не их стиль. Первая "гоночная" песня появляется только на третьем альбоме, да и то, чужая - кавер на Джоан Баэз. Потом - да, чем дальше, тем больше скоростных по темпу треков (особенно после появления NWOBHM), только это тоже не гонки - по крайней мере, не движение в чистом виде. Ощущение складывается, что для Judas Priest движение - это слишком просто. Тут у них Достоевский с Толстым на ипподроме: любая возможность используется для того, чтобы нагнать сюжета, драмы. Постоянные смены темпа, сбивание ритма, повсеместное усложнение мелодии вокала и партий гитар хаотичными гармониями - я просто не успеваю получать удовольствия от движения, мне забивают голову Достоевским.

Им вообще, надо было как у Venom псевдонимы взять, только философские. На гитарах Спиноза и Сенека! Гегель у микрофона, а ритм-секцию представляют Платон и Декарт.

Не знаю, говорил ли кто или нет это раньше, но кажется, что стремление сделать из каждого рассказа "Книги Джунглей" "Преступление и Наказание" - это проговые темы. У меня возникло ощущение, что композиционно Judas Priest ближе к Yes или Rush, чем к тем же Iron Maiden.

Где-то с первой половины 80-х помимо драматизации к скоростным композициям группы добавляется ещё и агрессия. Это совершенно отдельное состояние и хотя оно идёт рядом с темой движения, они не отождествляются. Мне воспринимать композиции стало не то чтоб сложней, но явно неприятней.

И, тем не менее, вот, по моему мнению, соответствующие теме песни, в которых Judas Priest выразили движение и стильно, и мощно, и со своим неповторимым почерком.

Наиболее в тему отзывается мне "Night Crawler" с альбома "Painkiller" 1990 года. Драматизированные вступление и срединная вставка в ней выглядят уместно, а общая стремительность и мелодичность захватывают.

"Breaking the Law" с "British Steel" (1980) слушается приятно и легко - запоминающийся рифф, уверенное движение, ударный припев и "социальная" драматическая вставка.

С альбома "Defenders of the Faith" (1984) - моего любимого у Judas Priest - попало 2 композиции: "Freewheel Burning" и "Jawbreaker". В первой риффующие парные гитары, рисунок барабанов и острый вокал сразу задают и движение, и напряжение и остаётся только следовать за песней. Обычные для Judas Priest драматические вставки картины не портят. Схоже звучит и "Jawbreaker" с более акцентированным припевом и героизированным характером композиции.

"Electric Eye" с альбома "Screaming for Vengeance" 1982 года сразу запоминается по вступительной гитарной фразе и затем, оседлав уверенный двигающий ритм, уносится вдаль под беседы нетипично для группы человеческих голосов.

Кавер на Баэз "Diamonds & Rust" выходил в 1977 на альбоме "Sin After Sin ", и был ещё ранний вариант, который позже появлялся на сборниках. Мне иногда нравится один, иногда другой, но, хрен с ними, пусть тут будут оба.

Рекомендуемые композиции:
Judas Priest - Night Crawler - 5:44
Judas Priest - Breaking the Law - 2:33
Judas Priest - Freewheel Burning - 4:23
Judas Priest - Jawbreaker - 3:26
Judas Priest - Electric Eye - 3:38
Judas Priest - Diamonds And Rust (Bonus Track) - 3:12
Judas Priest - Diamonds And Rust (Sin After Sin,1977) - 3:27


7 место. Queen

Да! Queen! Да! Гонки!
и это тот случай, когда важно не за кем или от кого, а на чём и как!

цирк вырвался на свободу или труппа в бегах - так и вижу, как из цирка-шапито просто брызнули во все стороны на ходулях, старых велосипедах, с гигантским передним колесом, на велосипедах для медведей, велосипедах с одним колесом, на реквизите с колёсиками клоуны, гимнасты и эквилибристы в пестрых, цветастых сценических костюмах огибая встречный транспорт, преодолевая преграды в духе трюков Джеки Чана, отвлекаясь на миг от движения, чтобы отмочить какую-то шуточку и продолжить носиться пёстрой и шумной толпой - с песнями!

"Mustapha" - вот, как раз про то самое. Даже звуковая картина здесь - шуточки! - то тише, то громче, то глухо, то звонко! То, что куда-то тут все движутся - это понятно, только непонятно зачем и куда, но это, кажется, не беспокоит музыкантов совершенно! Главное, чтобы всё было эмоционально! И - вот, да!

"Bicycle Race" - более, эээ, предсказуемая сюжетно песня, где уже знакомая нам пестрая компания словно участвует в импровизированном соревновании по велозабегу, но верная себе, поминутно отвлекается на всё вокруг, потому что, ну, вот такая непосредственная и увлекающаяся -

- дзиньь! дзинь!!

- дизи-дзизи-зизнь-зиььез!

Мюзикал "Тур-де-Франс", в общем.

"Don't Stop Me Now" - более привычная уху композиция из этой тройки и движение в ней ощутимо целеустремлённее. Даже с акцентом на усилие победить! Хотя и здесь лидер гонки делает замедление, чтобы отвлечься на спеть красивую мелодию и сделать фотогеничный снимок!

Вот, пожалуй, единственная у меня в рейтинге гоночная группа, которая сделала процесс интереснее результата. Любопытно, что за всю историю группа лишь раз занялась гонками и только на одном альбоме - 1978 года "Jazz".

Рекомендуемые композиции:
Mustapha
Bicycle Race
Don't Stop Me Now


6 место. Uriah Heep

полностью из богатого репертуара группы нам подойдут только две песни - "Look at Yourself" с одноимённого альбома 1971 года и "Easy Livin'" с альбома 1972 года "Demons and Wizards", но зато в этот раз мы полетим на ракете!

Обе композиции очень мощно качают, наддавая ракетам мощи в полёте: форсированным двигателем с перегрузками звучат клавиши, а басисты с барабанщиками держат темп и подстёгивая клавиши создают грув. Особенно удались композиционные переходы со сменой темпа, словно переход ракеты на другой режим хода, - это сильно придаёт песням динамики.

Двигатели у ракет разные, но одна другой не уступает: на "Look at Yourself" басист - Paul Newton - хорош, а на "Easy Livin'" - Gary Thain - ещё лучше; на "Easy Livin'" барабанщик - Lee Kerslake - хорош, а на "Look at Yourself" у барабанщика Ian Clarke три помощника! Трое участников группу Osibisa, пионеров афро-рока, Ted Osei, Mac Tontoh и Loughty Amao с перкуссией помогают в финальной части разогнать клавиши африканскими ритмами.

И только ударная тройка ракетчиков на обеих песнях неизменна:

David Byron – lead vocal, backing vocal
Ken Hensley – organ, backing vocal, lead vocal
Mick Box – lead guitar, acoustic guitar

их партии выражают эмоциональный настрой экипажа к путешествию! Вокалы Байрона и Хенсли, сольные партии гитары и клавиш передают восторг от стремительного движения, когда всё так быстро, что мелькает в глазах. Пусть инструменты задающие грув доминируют - голоса и соло дают движению индивидуальность, становятся его инкрустацией, украшением!

Мне очень нравится в обеих песнях композиторская работа с гармониями: все инструменты при такой плотности игры не только не затеняют, но точно ставя акценты, поддерживая пассажи очень удачно дополняют друг друга создавая единое звуковое полотно, что даёт и мощи, и выразительности.

На "Look at Yourself" соло побольше, но на "Easy Livin'" голос воспевающий полёт звучит повыразительнее, эмоции выше, а что сольных партий меньше, так ракета мощнее, качает очень плотно и, видать, астронавтов сдувает нахрен с её поверхности))

Это - просто Космос!

Рекомендуемые композиции:
Look at Yourself
Easy Livin'


5 место. Rainbow

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Блекмор

шо то у меня тут сплошной символизм получается.
Коллекция "радужных" спорткаров Блекмора получилась у меня из семи штук, прямо по количеству цветов в радуге и, как специально, состоит по одной композиции с каждого студийного альбома классических дореюнионных Rainbow.

Все песни тут одинаковые, все песни разные; начну с самой выразительной и дальше по нисходящей.

A Light In The Black - с альбома "Rising"
Машина большая, мощная, разгоняется уверенно, плавно. Вокалист воодушевляет на возвышенную,
даже героическую поездку через неизвестно что, но что-то такое, требующее героических усилий. Клавишник выводит машину на на скоростную трассу хорошо передавая характер движения и там уже Блэкмор подхватывает несущуюся машину, и разгоняет её так, как мало кто может, когда и скорость высокая передана, и динамика по ходу соло возрастает, и когда соло само по себе художественная ценность.
Но вот, участок чего бы там ни было пройден и машина, снижая накал страстей, выходит на нормальный режим работы. Дио издаёт финальный победный крик!
Это самая интересная машина в коллекции спорткаров Rainbow. Цвет красный.

Kill The King - с альбома "Long Live Rock 'n' Roll"
Вступление сразу задаёт характер композиции - рванули с места на отличной машине, а в движении воплотились стиль и скорость. Ритм-секция качает, а Дио ещё и эмоционально дополняет ощущения от стремительно несущейся машины к человеческим ощущениям. Экзистенциальный гитарный переход Блэкмора к новой скорости подготавливает слушателя для соло, которое само по себе передаёт мчащуюся дорогу, динамику скорости, её перепад и новый стремительный полёт. Да и паркуется машина на коду очень брутально.
Крутая машина, крутой пилот, круто ездил. Самая быстрая машина в коллекции. Цвет фиолетовый.

Still I'm Sad - с альбома "Ritchie Blackmore's Rainbow"
Маленькая, но ловкая машинка. Шустрая, через всё просачивается не снижая темпа, да ещё и с выражением лёгкой глумливости над происходящим. Восхищение классом вождения. Цвет индиго.
Всегда представлялось, как с настроем возникающим от характера песни шастают дворовые деревенские коты. И очень мне нравятся эти "кастрюлькины" отбивки барабанщика, так красочно они оттеняют игру Блэкмора.

Lost In Hollywood - с альбома "Down To Earth"
Пилот неубедителен - не по нему машина: машина хороша, движок (от Пауэлла) мощный, а ощущение, что Боннет - ну, вот, только как из бара вышел. Вышел, смотрит на машину и не знает, как правильно ей пользоваться. От такого вождения машина тоже как-то невнятно прожевала трассу - гитарный разгон, все ждут полёта и... гитарно полёт вроде бы есть, а музыкально как-то нет. А что пилот? А пилот, как на кочке подпрыгнул, но заявляет, что поставил супер-рекорд.
Машина замечательная, но не раскрыла все возможности. Цвет синий.

Fire Dance - с альбома "Bent Out Of Shape".
Гитара с первой фразы задаёт и темп, и характер, и драйв: и они именно те, который мы ждём от скоростных песен Rainbow. Машина и пилот гармонично согласованны - подъёмы и спады голоса Тёрнера исключительно гладко вписываются в инструментовку, придавая песне динамики. Гитара Блэкмора уверенная и напористая, в соло стремительна, пусть и несколько монотонна. Розенталь звучит поинтереснее Дона Эйри, хотя и пописклявее.
Хорошая машина. Хорошая поездка. Отличный драйв! Цвет оранжевый.

Spotlight Kid - с альбома "Difficult To Cure"
Движок слабоват: по мне так барабан "жидкий" стал после Пауэлла, грув вроде и "тащит", но, позже, на "Dead Or Alive" мы услышим, как его надо правильно играть. Ритм "ум-ца, ум-ца" всегда вызывает у меня кислое выражение лица; для машины слишком "скачем", для лошади слишком машинобразно. Есть ощущение, что если бы Блэкмор не подстёгивал Тёрнера гитарной игрой, тот спел бы свою партию так, как поют песни у костра. С другой стороны, при всей стремительности и чёткости игры Блэкмора удивляет характер его соло, что это за "цыганочка"? Тёрнер даже отметил её своим "Хэй!" Композиторское видение Дона Эйри меня приводит в уныние: его соло технически-то может и хороши, но настолько нищие творческой мыслью, что получается дикий контраст с Блэкмором, а песня страдает. Машина в итоге получилась по модели неудачная, хотя ТТХ хорошие. Цвет зелёный.

Death Alley Driver - с альбома "Straight Between The Eyes".
Ну, "как вы яхту назовёте"... действительно "аццкий водитель". Всё сдулось, кроме гитары. Тёрнер поёт каким-то обычным, домашним голосом, словно разминается. Ритм звучит слишком обычно для скоростных композиций Rainbow. Гитарная партия словно бы пытается перейти на повышенную передачу и это ей всё никак не удаётся, когда же у неё это получается, то начинает перегазовывать и грязнить. Клавиши "елозят" не сильно хуже гитары, но это не комплимент ни им, ни Блэкмору. Не того мы ждём от спорткаров Rainbow.
Самая слабая в коллекции машина, а цвет будет жёлтый.

Рекомендуемые композиции:
A Light In The Black
Kill The King
Still I'm Sad
Lost In Hollywood
Fire Dance (Album Version)
Spotlight Kid
Death Alley Driver


4 место. Slayer

Slayer - это оружие!

Поясню. На первой взгляд кажется, что Slayer не движение, а чистая агрессия, и это так, у группы достаточно откровенно злобных, агрессивных песен. Но, наряду с ними, в композициях из представленного мной списка я слышу не столько агрессию, сколько Гимн применённого оружия. Высокоточного оружия. Специализированного оружия. Сверхскоростного оружия. Оружия экстремальной разрушительной силы.

Само по себе оружие не является ни агрессией, ни разрушением. Да, оно создано для разрушения, и может стать агрессивным, но сама песнь атакующего оружия - на мой взгляд - лишена агрессии: её придают оружию люди. Когда Slayer удаётся оттеснить на второй план агрессию, в характере композиции остаётся стремительное движение.

Движение Slayer - это сосредоточенная стремительность выходящего на цель пикирующего бомбардировщика, когда взор ограничен рамкой прицела; это недвусмысленность и однозадачность полёта камикадзе, желающего донести до цели разрушение. Я бы сравнил Slayer с управляемой бомбой или ракетой, что несётся с большой высоты в цель с невероятной точностью и огромной скоростью, несётся сконцентрировавшись на задаче так, что остаётся только туннельное зрение, когда видишь только цель и ничего другого.

Двигателем Slayer являются бас-гитара и барабаны в связке с ритмическими партиями гитар, они же показывают смены режимов хода ракеты. Мне нравится как запускается сначала одна риффующая гитара в одном канале, потом во втором канале вторая, а потом врубается главный двигатель из баса и бешено колотящих барабанов. По ходу движения может меняться темп и варьироваться характер работы двигателя - по иному расставляются акценты ритм-партий гитар в сочетании с барабанами, меняются манера использования барабанщиком тарелок, подача ритм-партий гитаристов.

Гитаристы отвечают в соло-партиях и за передачу разрываемого на скорости пространства - стремительный свист и вой гитар хорошо передаёт ощущение разрезаемого воздуха и вой срывающегося с поверхности ракеты ветра.

Песня от песни у Slayer отличается ритмом работы двигателя, да характером свиста рассекаемого воздуха, поэтому мелодия, которую поёт вокалист и манера его пения придают каждой песне свой индивидуальный эмоциональный характер. Каждый раз это иная история про одно и тоже: полёт к цели - Гимн применённого оружия.

Когда у меня состояние, что хочется найти и убить, и больше нет ничего вокруг, то Slayer - лучшая группа в мире и тогда они на вершине рейтинга, но состояние это нечастое и поэтому они занимают №4.

Совершенным оружием представляются следующие треки:

War Ensemble - с альбома "Seasons In The Abyss"
Angel Of Death - с альбома "Reign In Blood"
Chemical Warfare - с мини-альбома "Haunting The Chapel"

Композиция "Epidemic" - с альбома "Reign In Blood" тоже совершенное, но модель погрубее.

А вот три песни с альбома "Show No Mercy" - "Evil Has No Boundaries", "Tormentor" и "Final Command" - это, скорее, прототипы, которые только будут разрабатываться для создания совершенного вооружения. На "Evil Has No Boundaries" слабоват движок, а последние две мне кажутся вообще учебными ракетами без боевой части.

Slayer может быть самое лихое и стремительное движение изо всех с самым выразительным чувством преследования и погони. Но при долгом подряд прослушивании уникальность их звучания так часто повторяется и становится так похожа сама на себя, что будто бы её и нет вовсе.

Рекомендуемые композиции:
War Ensemble
Angel Of Death
Chemical Warfare
Epidemic
Evil Has No Boundaries
Tormentor
The Final Command


3 место. Deep Purple

Если быстрые композиции Rainbow предстали для меня безымянными спорткарами, то темы движения Deep Purple я вижу конкретными легендарными культовыми машинами люкс-класса, ставшими символами эпохи и шедеврами автомобилестроения, как искусства. В них всё хорошо: двигатель, трансмиссия, кузов, салон, дизайн и характеристики - всё превосходно само по себе и всё элегантно увязано друг с другом. Это классика!

Почти все представленные композиции (кроме "Burn" и "Stormbringer") делала команда Mark II :
Мне очень нравится стилистическая согласованность Лорда и Блэкмора. При внешней непохожести их соло они удивительно дополняют друг друга, что придаёт композициям больше объёма и оттенков. Лорд, на мой взгляд, подходил Блэкмору, как никакой другой клавишник.
Ритм-секция Mark II даёт именно что мощный и ровный двигатель без сбоев, что, может, без сольных басовых феерий кажется слишком просто, но отлично подходит для передачи равномерной работы двигателя. Я, как водитель, сильно бы напрягся, если бы услышал, как мотор моей машины работает в фанковом ритме. Голос и манера исполнения Гиллана придаёт песням вдохновляющий характер.

Mark III, мне кажется, потерял в ровном звучании мотора, когда Гловера сменил Хьюз и стал более грубовато-земным в характере, когда петь стали Ковердейл и Хьюз.

От "Speed King" - с альбома "In Rock" 1970 года возникает ощущение, будто пилот вывел впервые на трек экспериментальную машину: вот машина газует, не трогаясь с места, проверяет системы, замирает и... понеслась! свежесть новых ощущение, новизна автомобиля, ощущения гонки, впервые открытой для себя скоростной трассы. Автомобиль "Jaguar E-type"

С того же альбома 1970 года "In Rock" представлена и композиция "Child In Time".
Не буду подробно говорить о клавишном вступлении и вокальной части - они великолепны и показывают, как могучая машина начинает движение и постепенно разгоняется, словно выбираясь на трассу, где она может показать всё свои возможности. На скоростную трассу машина выходит буквально с барабанной дробью и пилот начинает взятие рекорда скорости. То, как звучит соло Блэкмора в "Child In Time", это словно переключение передач автомобиля: с каждой новой передачей удаётся ощутить новизну, погрузиться в движение, насладиться новой скоростью, а потом, достигнув максимума, переключиться на следующую - выше! И достигнув её максимума переключиться снова! И ещё! Невероятная динамика! Порой кажется, что уже теряешь контроль.... и тут пауза... есть время выйти из этого ощущения скорости, перевести дух. Машина возобновляет своё движение в манере, которую мы слышали в самом начале и, хотя пилот больше не ставит рекордов скорости, он намекает на что-то весьма драматичное происходящее в машине. Может всё-таки водитель теряет контроль и попадает в аварию, а может это громко выражает своё впечатление от поездки пассажир. Автомобиль "Porsche 911".

"Fireball" - с одноимённого альбома 1971 года - воплотившийся гоночный дух, реализованная мощь. Хуковый старт и машина начинает форсированное движение с перегрузками, где "газует" басовое соло Гловера и стучат две бочки Пейса. Промчались трассу и следует лихой озорной клавишно-тамбуриновый выход на коду. Автомобиль "Chevrolet Camaro"

"Highway Star" - с альбома 1972 года "Machine Head" - лимузин! Это воплощённый комфорт: эталон удобства, мощи и красоты. В нём всё обустроено по высшему уровню и консервативно правильно! Это машина для солидности, но это ещё и скоростная машина и быстро ездить она тоже умеет и едет.А потом - раз! и поехала быстро по-настоящему. Автомобиль "Mercedes-Benz W100 600".

"Burn" и "Stormbringer" с одноимённых альбомов 1974 года отличаются от остальных представленных композиций и несколько похожи друг на друга.

Мощнее двигается, даже перегазовывая "Burn" - основной рифф, как рёв газующего мотора по тембру, гитарное соло простое, но быстрое. Голос водителя грубоват; скорее клавиши, чем голос придают лицо и индивидуальность композиции.

"Stormbringer" - звучит, как более манерное авто, водитель которого постоянно показывает своё мнимое превосходство - особенно это подчёркивают подвывания вокалиста. Видно как Блэкмор склоняется в сторону спорткаров Rainbow.
Обе композиции, на мой взгляд, несколько кокетливы. "Ferrari Testarossa" и "Lamborghini Miura" соответственно.

Последняя пара - "A Gypsy's Kiss" и "Dead Or Alive" - с альбомов 84 и 87 годов, тоже похожа друг на друга: крепко сделанные, скоростные, мощные, классические композиции, но, может, менее яркие, чем ранние образцы - нет той легендарности.
В "A Gypsy's Kiss" барабанный бит скорее качает, чем служит опорой движению, и качает мелковато. Стремительный характер композиции остаётся больше за клавишами Лорда, чем за гитарой Блэкмора.

"Dead Or Alive" показывает, как должен был ездить зелёный спорткар "Spotlight Kid" - с альбома Rainbow "Difficult To Cure" - барабаны плотно дополнились игрой бас-гитариста создавая опору для мощного движения, водитель внёс нотки отчаянной стремительности. Смена динамики в партии клавишных подчёркивает скоростной характер композиции и чуть вальяжным делает характер композиции Блэкмор.
"Audi A8" и "BMW Z8" соответственно.

Рекомендуемые композиции:
Speed King - In Rock 
Child In Time - In Rock 
Fireball - Fireball 
Highway Star - Machine Head 
Burn - Burn 
Stormbringer - Stormbringer 
A Gypsy's Kiss - Perfect Strangers 
Dead Or Alive - The House Of Blue Light


2 место. Motorhead

у них на обложке часто нарисован поезд, но нифига! когда я слушаю Motorhead я вижу Лемми и двух-трёх его соратников мчащихся большими скачками верхом на потёртом, но мощном металлическом Тираннозавре подгоняемом барабанщиком, который лупит динозавру по жопе большой железной лопатой.
Все, и динозавр, счастливы!

Я отобрал 8, на мой взгляд, самых характерных для данной темы треков, но вообще песен с темой движения у Motorhead немеряно, потому что эта одна из трёх групп, в моём списке, у которой движение - суть творчества. Их стиль такого хард-рок-н-ролла, где за рок-н-рольную подачу отвечает ритм-секция сам собой побуждает к движению. Я пробовал отобрать и систематизировать самые драйвовые песни, так что кому песен темы движения Motorhead понравились и показалось мало - не расстраивайтесь! Их там ещё 40 штук.

А идеальной темой Моторхедовского движения я вижу "Ridin' With The Driver", где Тираннозавр прыгает с наиболее ярко выраженным чувством, а барабанщик лупит по тарелке мухобойкой.
"Ace Of Spades" - Моторхедовский манифест! Так динозавры врываются в города на центральные площади и оттуда Лемми обращается к ошеломлённым жителям с речью!
В "Brave New World" в тему незамутнённого движения добавляется агрессивная струя и Тираннозавр скачет что-то сожрать. Таких агрессивных тем у группы много и часто это доминирующее чувство в композиции.
Зато в "Emergency" Лемми сотоварищи скачут с выражениями ранних The Beach Boys на физиономиях и оглашаю округу хриплыми жизнерадостными воплями, и раскачиваясь в такт движению хлебают из горлышек бутылок бурбон.

Рекомендуемые композиции:
Ridin' With The Driver - Orgasmatron (1986)
Tear Ya Down - Overkill (1979)
Ace Of Spades - Ace Of Spades (1980)
Queen Of The Damned - Aftershock (2013)
Brave New World - Hammered (2002)
Shine - Another Perfect Day (1983)
Fire, Fire - Ace Of Spades (1980)
Emergency - No Remorse (1984)

Я возвращался из своей первой самостоятельной поездки на автомобиле за пределы области, когда возле Вологды у меня забарахлил мотор. Мотор просто глох стоило мне переключить передачу вверх или вниз и нажать на газ. Я двигаясь по инерции сворачивал на обочину, минут 5 ждал, а потом снова заводился и ехал, чтобы ещё через 5 минут снова встать заглохшим на обочине.

Так я проехал километров 300 устав телом и вымотавшись морально, когда, наконец, в селении с чудным названием Вытегра мотор не затрясся, как активаторная стиральная машинка в режиме отжима и не отказался заводиться совсем. Время было около 9 вечера, все автомастерские, если они и были там, закрыты, надежда, что на ночь глядя найдётся попутка на север, которая возьмёт меня на буксир была слабая. Да и не ездил я на буксире никогда, и троса буксировочного у меня не было, и, как я позже узнал, даже наличие троса бы мне не помогло, потому что буксировочного крючка, о котором я и понятия не имел, у меня не было тоже. И даже если бы он вдруг нашёлся, то ввинтить его было бы невозможно из-за грязи и ржавчины в месте крепления.

Мне предстояло спать в холодной машине с неясными перспективами на будущее. "Жопа мира и грань отчаяния!" - крутилось у меня в голове. Навигатор на стремительно разряжающемся телефоне показал наличие в Вытегре Лукойловской заправки, что давало надежду, если вдруг сейчас машина заведётся, хотя бы заночевать в месте, где есть туалет и горячая вода.

Я попытался снова завести машину и это получилось... медленно и плавно я доехал до АЗС "Лукойл" - на вид - центра местной цивилизации - и заправил полный бак.

Надо было принять решение - оставаться на АЗС и завтра утром просить помощи или ехать на север, по направлению домой. Если ехать, то какой дорогой - слева или справа от Онежского озера? Дорогой слева по пути были бы Петрозаводск и гарантированная помощь автосервисов и Кондопога, где я мог положиться на помощь друга. Справа от озера меня никто не ждал.

Местные на мой вопрос показать направление на Петрозаводск кивнули на покрытую кратерами грунтовую дорогу, начинавшуюся прямо от АЗС и добавили, что она "да, немножко вся в ямах и по пути будет паромная переправа, которая сейчас закрыта и откроется только утром". Добавлять к своим приключениям паром и, тем более, терять ночь мне не хотелось и я выбрал неизвестность поехав направо.

Я ехал поминутно ожидая, что мотор заглохнет. Уверенности не было никакой. Так как двигатель глох при переключении передач, хоть вверх, хоть вниз, то я старался держать скорость одинаковой несмотря ни на дорожную обстановку, ни на попутные и встречные машины, ни на состояние дороги, ремонтные работы и профиль трассы. Я - как в фильме - держал скорость на пятой передаче, не меньше 85 км/ч. И я гнал, и гнал, и машина ехала и не глохла и всю дорогу в магнитоле играл Motorhead.

Более точного попадания музыки в ситуацию придумать было трудно! Motorhead и придавал мне храбрости, и заставлял держать темп, и отвечал тому, что творилось у меня на душе и просто пропитывал и разделял со мной драйв от приключения.

300 км до АЗС у Медвежьегорска я пролетел пулей, только успевая бросать мимолётный взгляд в окно на красоты прионежья. Заправившись и выспавшись я с опасением завёл двигатель и он снова завёлся. Впереди была Карелия, где заглохнуть можно было вдали от всяких городов и автостанций, но я решил рискнуть. И снова 300 км одним куском не снижая скорости до АЗС под Кемью, и мотор снова не глох, и из динамиков снова неслись забойные песни Motorhead!

I'm riding on the thunder chief
Spit in the Devil's eye
No force on earth can stop me now
I like to see them try
Hey, hey, ridin' with the driver
Hey, hey, ridin' with the driver!

Список песен, которые я посчитал темами движения или в основном движения.

Tear Ya Down
Ace of Spades
Fire, Fire
Shine
Ridin' with the Driver
Brave New World
No Class
Too Late Too Late
Stone Dead Forever
Heart of Stone
Claw
Rock 'n' Roll
Broken
We Are Mot;rhead
Killers
Devil I Know
Trigger
Rock Out
Motorhead (с альбома "On Parole")
Overkill
Stay Clean
Live to Win
Dance
Emergency
Masterplan
Bang to Rights
Die You Bastard!
Under the Knife
Mean Machine
Blackheart
Boogeyman
R.A.M.O.N.E.S.
Crazy Like a Fox
Stay Out of Jail
Shut It Down
Nothing Up My Sleeve
Shut You Down
Red Raw
Going Down
Steal Your Face
Locomotive
End of Time
Queen of the Damned
Back at the Funny Farm
Tales of Glory
Killed by Death


1 место. Iron Maiden

Через всё творчество сквозным сюжетом Iron Maiden поют про скорость и движение, про странствия и дорогу; и делают это более-менее одинаково. Можно даже сказать, что в теме дороги они играют одну и ту же песню - хотя это обычно говорят про предыдущего финалиста. И у этой песни есть автор - Стив Харрис, - басист-основатель группы. У него довольно узнаваемый авторский почерк: чаще всего это яркое вступление с мелодичной партией гитары и активной работой ритм-секции, запоминающиеся гитарные лиды, приятная уху мелодия с типичным для Харриса мелосом, и композиция "паровозиком", когда все элементы песни выстроены последовательно и появляются после дошедшего до логического конца предыдущего элемента.

Мне очень нравится, что эта "песня движения" Iron Maiden никогда не кончается, но всё время меняется, взрослеет вместе с группой, как на картинке взросления человека от младенца до старика. Стариками Iron Maiden пока ещё не стали, а вот жизненной мудрости набрались, и подобные изменения хорошо слышны в их темах дороги.

Тема движения - и героического движения! - проявляется уже на первом альбоме сразу в нескольких композициях. Ещё по-подростковому звучащие гитары на одноимённой с группой песне, не умаляют ни стремления, ни героики, вдохновляют на подвиги! Правда, скорее, воображаемые подвиги. По молодости с такой музыкой можно собираться в булочную ненастным зимним вечером, спускать со склона на горных лыжах, представляя себя героем боевиков или, да-да, выходить на эпическую битву с домашним котом, ну, или идти к подруге вечером на чужой район... хотя нет, для этого уже нужны другие песни, в которых стремительный и героический стиль Iron Maiden раскрылся в полной мере. На "The Trooper" и "Aces High" мы слышим уже совершенно чёткое движение и зрелое, сформированное героическое звучание, на котором помимо отточенного композиторского стиля Харриса, сказался приход яркого лидера вокалиста Брюса Дикинсона и увязавшего все элементы в целое барабанщика Нико Макбрейна.

К 86 году герой песен Iron Maiden уже не просто бежит, а с размышлениями. Это, - тема описаний впечатлений от путешествий наряду или вместо темы собственно движения, - вообще у них проявилась довольно рано, но до времени обе темы соседствовали, а порой и дополняли друг друга. Например, в песне "The Loneliness Of The Long Distance Runner" (Одиночество бегуна на длинные дистанции), где музыкально раскрыта тема движения, а текст основан на одноимённой книге о размышлениях бегуна.

Кроме размышлений герой Iron Maiden с 86 года стал бежать красиво, стильно, а с 88 ещё и эпично, и добежал до 92 года, когда у Харриса в написании песен движения стали появляться соавторы и характер композиций стал меняться. Песен чистой скорости не стало, она почти везде отступила на второй-третий план. Песни стали нагруженнее смыслами, менее однородными по характеру. Может быть поэтому тема движения вышла из творческой жизни в реальность и Дикинсон на самом деле убежал... из группы.

С частичной заменой состава вторую половину выбранных мной песен движения Iron Maiden начинает без прежней высоты и лёгкости, а, скорее, с каким-то напором.

В последней трети отобранного мной списка песен, после возвращения Дикинсона, группа вроде и зазвучала по прежнему - с подъёмом, стремительностью и лёгкостью, но слышно, что герой от темы размышлений отказываться не только не собирается, но и, мало того, - приобрёл в этом вкус и стиль.

Теперь всегда в песнях группы тема движения будет связана с философией. Iron Maiden чётко показывают, что движение само со себе их уже не устраивает и, чем дальше, тем больше движение превращается из собственно дороги в путевые истории, пока, наконец, такие истории не начинают звучать целыми альбомами! иногда полностью подавив любое движение.

Список альбомов и песен из них, которые я посчитал темами движения или в основном движения.

Iron Maiden (1980) - "Prowler". Автор Steve Harris.
Iron Maiden (1980) - "Transylvania". Автор Steve Harris.
Iron Maiden (1980) - "Iron Maiden". Автор Steve Harris.
Piece Of Mind (1983) - "The Trooper". Автор Steve Harris.
Powerslave (1984) - "Aces High". Автор Steve Harris.
Somewhere In Time (1986) - "Caught Somewhere In Time". Автор Steve Harris.
Somewhere In Time (1986) - "The Loneliness Of The Long Distance Runner". Автор Steve Harris.
Somewhere In Time (1986) - "Deja-Vu". Авторы Dave Murray, Steve Harris.
Seventh Son Of A Seventh Son (1988) - "Only The Good Die Young", авторы Harris, Dickinson.
Fear Of The Dark (1992) - "Childhood's End". Автор Steve Harris.
Fear Of The Dark (1992) - "Judas Be My Guide". Авторы Dickinson, Murray.
The X Factor (1995) - "Judgement Day". Авторы Bayley, Gers
The X Factor (1995) - "Man On The Edge". Авторы Bayley, Gers
Virtual XI (1998) - "Futureal", авторы Steve Harris, Blaze Bayley.
Brave New World (2000) - "Ghost Of The Navigator". Авторы Janick Gers, Dickinson, Harris.
Brave New World (2000) - "The Mercenary". Авторы Gers, Harris.
Dance Of Death (2003) - "New Frontier". Авторы Nicko McBrain, Smith, Dickinson.
A Matter Of Life And Death (2006) - "Different World". Авторы Adrian Smith, Steve Harris.
A Matter Of Life And Death (2006) - "These Colours Don't Run". Авторы Smith, Harris, Bruce Dickinson.
The Final Frontier (2010) - "The Alchemist". Авторы Janick Gers, Harris, Dickinson.
The Book Of Souls (2015) - "The Red And The Black". Автор Steve Harris.
The Book Of Souls (2015) - "When The River Runs Deep". Авторы Adrian Smith, Steve Harris.
The Book Of Souls (2015) - "Shadows Of The Valley". Авторы Gers, Harris.