Дедушка из деревни

Олег Маляренко
Однажды жена Оля пришла к тёще домой и встретила там дедушку Григория Герасимовича, или просто деда Гришу. Он живёт в деревне недалеко от города и наезжает к дочери не часто. Оля пригласила обоих к нам на завтра на мой день рождения, что было принято с удовольствием. Тёща пообещала прибыть к нам с утра, чтобы помочь по хозяйству, а дед сможет прибыть к нам только в конце дня.

Дед Гриша у нас не был ни разу, поэтому Оля написала на бумажке наш простой адрес: улица Херсонская, дом 10, квартира 20. К этому она нарисовала схему движения к нашему дому.

Дедушка Григорий был замечательным человеком с нелёгкой судьбой. Из внучек он больше любил Олю и, надо полагать, что тёплые чувства питал и ко мне, внучатому зятю.

На мой день рождения собралась тёплая компания из друзей, подруг и знакомых. Всем было весело, а я нетерпеливо ожидал прихода деда, который не торопился. Уже начало смеркаться, а он всё не приходил. Начал беспокоиться, не заблудился ли он в незнакомой части города. В конце концов, собрался и вышел на улицу, вглядываясь в прохожих. Ничего, некоторое время компания обойдётся и без именинника. Добрался до троллейбусной остановки, но деда не увидел. Тогда что-то натолкнуло меня на мысль, что нужно пройти по дворам домов по нашей стороне. И здесь меня ничто не обрадовало.

Собрался было возвращаться домой, когда заметил во дворе соседнего дома искомого деда, беседующего с незнакомой женщиной. Подошёл к нему со словами:

- Деда, мы вас давно ждём. Что вы тут делаете?
- Да заблудился я.
- Оля давала вам наш адрес. Показали бы любому, и он подсказал бы, как пройти к нам.
- В том то и дело, что я потерял бумажку с адресом.
- Тогда это можно понять. Пойдём к нам. Вас уже заждались.

Наше появление с дедом вызвало всеобщее ликование. Веселье продолжилось до полуночи. Свою лепту внёс и дедуля, когда спел старинную украинскую народную песню «Ой, колы мы наемося?»
 
Когда гости ушли, я попросил Григория Герасимовича рассказать историю поисков нашего дома.

Всё было довольно просто. Дед запомнил название улицы Херсонской, поскольку сам родился в Херсонской губернии Российской империи, а номера дома и квартиры забыл начисто. Поиски начал с того, что зашёл в первую пятиэтажку и стал спрашивать, где живёт Олег, такой высокий. (В молодые годы мой рост составлял метр и 78 сантиметров). Естественно, мужчин, у которых совпадали оба признака, не находилось. То ли Олег, но не высокий, то ли высокий, но не Олег. Дед не представлял, что в отличие от его деревни, в городе довольно трудно искать человека, не зная его адреса. Тем не менее, дед был неутомим, опрашивая жителей ближайших домов. Там, где я его встретил, была последняя точка в его поисках, после чего собрался вернуться в тёщин дом.

Была поздняя ночь, и дед остался ночевать у нас. Попросил постелить ему на балконе, что мы и сделали.

После весёлой вечеринки долго не мог уснуть. Среди мыслей, что проносились в моей голове, была та, что в этой истории я был похож на Ваньку Жукова, только наоборот. Он писал письмо на деревню дедушке, а мне писать не требовалось, поскольку дедушка сам явился из деревни. Кроме того, при чистке селёдки Ваньке тыкали ейной мордой в харю, а мне это не грозит, так как я селёдку вообще не чищу. А самое главное, что нашего дедушку не зовут Константином Макарычем. И ещё. Письмо Ваньки гарантированно не дошло до своего деда, а наш дед счастливо дошёл до нас, конечно, не без моей помощи.

Давно нет среди живых Григория Герасимовича. Он прожил долгую и интересную жизнь, о которой я когда-нибудь напишу. А в памяти застрял этот незначительный эпизод.