Где лучше жить?

Михаил Потапов
Один мой оппонент на интернет-форуме как-то бросил: "Лучше жить в капиталистической Финляндии, чем в Социалистическом Лаосе. Логично?"
Я, честно говоря, не в курсе, социалистический ли Лаос, или нет, а если да, то насколько. Но вспомнился один эпизод давно минувших лет, которым мне захотелось поделиться.

В 1983 году я поехал в Финляндию принимать судно. И вот мы в Хельсинки. Финны сдают, мы принимаем. Некоторые говорят по-русски, но переводчик всё же имеется - положено по регламенту. Естественно его постоянно засыпали вопросами, большей частью не относящимися к работе. Когда на вопрос о его зарплате он  назвал 4 тыс. марок, кто-то заметил: "Да это же можно каждый месяц музыкальный центр покупать!"

И тут наш переводчик разразился длинным монологом:
- Да я получаю 4 тыс. марок, но в Финляндии это считается очень большая зарплата. Большинство финнов зарабатывают в пределах 2-2,5 тыс. Вот вы получили свою зарплату, заплатили копейки за квартиру, свет, газ и остальное всё ваше, а у нас налоги, квартплата и коммуналка съедают львиную долю доходов. Поэтому прежде чем позволить себе купить такую дорогую вещь, как музыкальный центр, финская семья не один раз будет обсуждать на семейном совете, а нужен ли он вообще?
И не надо мне возражать - я знаю о чём я говорю! Я пять лет проучился в Москве, в МГУ и эти пять лет были самыми счастливыми и безоблачными в моей жизни. Поэтому не надо нам завидовать - вы живёте лучше нас.

Мы выслушали его недоверчиво и быстро всё забыли. Ну право же, как можно сравнивать сияющие витрины магазинов и разноцветную рекламу на улицах с каким то серым унылым "совком".

 Зато сейчас его слова вспоминаются всё чаще. И наверное не одному мне.

P. S. Судно, изображенное на иллюстрации (я на нём работал тоже), однотипное с тем, которое я принимал. Оба этих судна уникальны. Они были спроектированы и построены для круглогодичной работы в Арктике и стоили примерно 35-40 млн. долларов каждое. В начале 90-х годов были проданы за границу по цене чуть выше цены металлолома.