Через тринадцать лет

Алла Жданова
         Прошло тринадцать лет, с тех пор  как я начала   эти  записи. Судьба  так резко меня притормозила  -  а может,  наоборот, ускорила все события -  или просто   нагромоздила  их в далеко не художественном порядке, так что  мне  было не  до  размышлений и  воспоминаний.
        Итак, прошло тринадцать лет, и живу я ( не «мы»,а я уже одна) не в Тушино, а в Ховрино, в районе  Речного вокзала,  а между этим была небольная  отсидка в Выхино, оставившая    неприятные воспоминания- бр-р-р…, как будто съела чего-нибудь несвежего.

       И тогда,  т. е.  тринадцать лет  назад   мною двигало  желание  пробежаться  памятью, пока она еще со мной по нескладной  жизни,   исключительно для себя, ну может быть немного  для Настеньки, внучки,  только в ней я увидела интерес к жизни  предков со стороны отца.
     Наверно от того, что с родным отцом, моим сыном,  ей жить не пришлось, родители разбежались почти сразу после рождения, была   для нее в этой стороне жизни какая-то неизвестность, недосказанность,   может что-то хотела для себя понять.      

          Между делом я  без видимой причины приобрела с годами такое неудобство для жизни как клаустрофобия.
          Даже отдавалась в руки психоаналитика, молодой женщины, пытавшейся  найти  истоки этой  странности , изрядно портившей мне  существование в мире, где нельзя обойтись без лифтов,  перелетов, переплавов и   т.д  и т.п.  . 
        До истерики  и слез она все-таки меня  довела, чем  была   несказанно почему-то довольна  и  объявила,что на проглядываемом участке жизненного пути объяснению случившемуся нет и что причину надо искать в еще более раннем  возрасте, куда пока нам с ней доступа нет..

      Удивительно, как это некоторые  уверяют, что помнят себя   чуть ли не  с пеленок.  Упомянутый  женщина-психоаналитик с   грехом пополам  довела  меня « по волнам моей памяти» лет до пяти. Дальше  хоть убей – провал, так, какие-то разрозненные куски
       Разве что могла прояснить мама, она еще была жива…

       Но спрашивать ее  об этом  как-то  было недосуг,  она  была не рядом, а за три тысячи километров.   В   общем, мне  пришлось  приспособиться  к моей клаустрофобии.
      
     Поднимаюсь по  лестничным  маршам  до  17  этажа  - одна моя   знакомая в Митино  живет именно  на семнадцатом,- смешно, когда я в первый к ней пошла в гости, я только  на 17 этаже поняла, что перепутала подъезд- так что 34 этажа  для меня это даже запросто!    
        Ползу  в гору  по серпантину, а меня обгоняет по воздуху оранжевый   вагончик   канатной  дороги,чтобы выгрузить   на высокой точке  над Кисловодском  желающих полюбоваться  открывающимся  видом; обменяла  квартиру  на  шестом  этаже  на  квартиру  на  втором.
     Кстати, не потому, что тяжело было подниматься на шестой  этаж, а потому что приходилось   пользоваться  загаженной   бомжами, крысами  и наркоманами черной   лестницей.
      В  нашей стране лестницы   должны  быть только рядом   с  лифтами, только в этом  случае  еще можно рассчитывать  на более или менее приличное их состояние,
так  как то, что укрыто от глаза, то, что за углом,  моими соотечественниками немедленно разрушается, разворовывается, превращается в общественный туалет.      
   
       Я  не  могу ездить в метро но  и  в этом  стараюсь найти положительную сторону - много  хожу пешком, езжу наземным транспортом,  вижу, как меняется Москва.
      
         Но - не  смогла похоронить маму в 1999 году, она  умерла   в апреле: самолетом не могла лететь, а поезд идет  трое суток, мне  же позвонили   в день ее похорон.
         Не  сумела   съездить   в  Швецию,  куда получила приглашение  от Наташи  Лео, потрясающе интересной женщины.
       Полька  по происхождению, в годы войны в Варшаве вместе  всей  семьей, она в  возрасте 5-6 лет попала  в фашистский  концлагерь.
       Родные погибли, Наташа чудом осталась жива, только навсегда осталась инвалидом  с изувеченной  рукой.  Из  лагеря  в лагерь, из одной страны в другую,   в результате     она  осела  в  Швеции.
       Меня   поразило, когда она сказала, что впервые  наелась досыта в 1962 году.   
     В  своем   южном Казахстане  даже в трудные  послевоенные годы я ни разу   не   голодала.
       Конечно, во многом благодаря маме, совершавшей  чудеса   изворотливости, день и ночь работавшей  в саду, огороде.
      В магазине  почти ничего, кроме  хлеба  не покупалось из продуктов,все  было из своего хозяйства и из папиных трудодней, точнее  из того,что отец  получал  в колхозе натуральной оплатой:  мешки  с сахаром, мукой,  пшеницей хранились в кладовой и кормили нас   от  осени до осени.
     Оставишь случайно дверь в кладовую открытой – мигом налетит  туча  воробьев, несколько раз  мы даже  их ловили и ели жареными.
       Однажды ночью мама разбудила меня в страхе: кто-то ходил по двору,  она решила, что пришел наш последний час. До утра дожили, испуганно прижавшись друг к другу,  а утром  обнаружили следы  просыпанной  по двору муки,   которую  из кладовой украли  воры. Когда  вспоминаю об этом, то думаю  о  том,   что  будь   я  на  месте мамы, я бы не стала  будить    своего  ребенка, чтобы   приобщить   к  своему  страху.

      Так   вот  о  моей   польке.   Она  вышла замуж за  шведа,  который  был   моложе ее  лет на десять,   благополучного и состоятельного,   своих детей  у них не было.
       Когда  у нас  случилась   катастрофа  в Чернобыле,  приняли  они оба  эту беду  как свою:  на своей   даче  под  Стокгольмом   каждое  лето, начиная с 1987 года, они  принимают по двести, а  то   и больше  детей   из тех  районов Белоруссии, которые задела  своими  зловещими последствиями  чернобыльская  катастрофа.
      На  свои  деньги  они покупают  этим детям  билеты на самолет  до Москвы и далее до Стокгольма, размещают  в  своем  загородном доме, кормят, пичкают витаминами  -  для этой цели Наташа  выращивает  у себя какой-то необыкновенный салат,  многие дети  впервые  в жизни   показываются  стоматологам, устраиваются  концерты – дети поют, танцуют,  ездят купаться  на лесное озеро в тракторном  прицепе, а  в конце  пребывания детей в  Швеции  Наташа с  мужем везут детей  в Стокгольм  и с гордостью знакомят  с ними  своих  знакомых. При этом  Наташа гордится  своими подопечными: « Мои дети лучше всех!»


Все статьи   из моего сайта "БАЛ ЖИЗНИ" www.allaball.ru с фотками и видео