Учитель словесности. Часть1. Глава первая

Анжела Конн
"Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света". 
Л.Н. Толстой


 

Глава первая.

Порывом ветра край тюлевой занавески занесло на лицо спящего, взметнуло и вернуло назад, касаясь едва дрогнувших губ молодого человека. Следующий порыв ветра, более сильный, чем первый, прямо-таки взбесил хлеставший по лицу тюль. Пытаясь унять наглое щекотание, мужчина повернулся на правый бок, в надежде избавиться от летающей над головой ткани. Но и там она не давала ему покоя. Схватив за кончик назойливой занавески, мужчина шепнул: «На-та-ша, На-та-ша...не ускользай...останься...». Новый шквал, мощнее двух предыдущих, опрокинул на него вместе со шторой и карниз, прикреплённый под потолком кое-как.  Шум от упавшей перекладины заставил бедолагу вскочить с кровати и захлопнуть распахнувшееся окно. Сон слетел с него как лёгкий тюль - скользнул по голове, лицу, скатился с плеч и, плавно струясь, ушёл вниз. Слетел до того, как будильник, заведённый на семь утра, завёлся и отбился в звонкой падучей, раздербанив остатки сладкой дрёмы.

  Выпутавшись из кружевной пены, молодой человек старался соотнести сон с внешним миром.  Насупившийся взгляд его светлел под невесомой прозрачностью занавески, облаком взметнувшейся ввысь и вальяжно распластавшейся на постели. Видение, которое только что приснилось, рассеялось, растворилось и уползло в заумь причудливых узоров.
 
За последний месяц этот сон повторился трижды. Может, виной роман Толстого, Наташа Ростова?!  Из урока в урок и образ любимицы автора, и её амурные истории то с одним, то со вторым, а в развитии романа и с третьим, превратились в своего рода наваждение. Как ещё завладеть вниманием ребят, у которых музыку тела играет гормон?.. Подобное - подобным. Любовью.
 
Не далее, как вчера, войдя в класс, он загадочным тоном произнёс: «Та часть класса, которая хочет «жить» у Ростовых — налево, а другая, что симпатизирует Болконским — направо». Класс мгновенно подчинился. Зная своего учителя, ребята поняли, что предстоит очередной затейный урок, продолжения которого ждали. И сейчас времени зря не теряли. Разбежавшись по партам, -  со скоростью бега тараканов по углам от внезапной вспышки света, - они выжидательно смотрели на Алексея Сергеевича.

-Теперь, когда каждый из вас определил, в какой семье хотел бы «жить», аргументируйте почему? Вспомните всё, что на уроках мы узнавали об этих семьях, что вас привлекает в них и почему предпочтение отдаётся именно этой семье, а не другой. – Благодаря подобным играм и собственно придуманным методическим приёмам, изучение текста переставало быть формальным и навязанным, интерес к предмету лишь усиливался. Умозрительно дети погружались в атмосферу склада и быта семей изучаемой эпохи, что делало историю понятной и интересной.

 Пока ребята шушукались и листали конспекты, он вдумчиво смотрел в окно. За ним цвела акация.  Она вошла в его мир и осеняла неотвязными мыслями каждый раз, когда он видел перед собой цветущее дерево.  Белые тяжёлые гроздья источали терпкий дурманящий запах. На него, на этот аромат он тогда и пошёл, будучи с родителями в гостях у их друзей. Сидеть за столом со взрослыми скучно - весна и ровесники манили на свободу с непреодолимой силой. С такими же подростками, а шёл ему в ту пору двенадцатый год, выскочил в сад поиграть в прятки.
 
Сад большой, роскошный, с тропинками и зарослями; вдоль забора с внутренней стороны цвела белая акация, а внутри - плодовые деревья, уже расцвеченные мелкими цветочками. Бело-розовое   царство... В нём и растворились его дружки, спрятавшись под кустами и деревьями.  Алёше удалось обнаружить одного за другим, без труда находя их скрюченные фигурки. Но последнего, Димку, найти оказалось совсем не просто. Этот был хитрее всех и спрятался надёжнее других. Пришлось обойти весь сад, зайти в дальние уголки, осмотреть все кусты, однако пацан провалился как сквозь землю. Застукать мокроносого было делом чести. Оставалась неизведанной крайняя аллейка у забора.
 Алёша крадущимися шагами направился к ней, предвкушая близкое разоблачение корешка. Пытаясь поймать ухом знакомое шмыганье и хлюпанье, он раздвинул кусты, спутанные зеленью трав и листьев, и открыл было рот, округлившийся издать торжествующий возглас... У забора, спиной к себе увидел мужчину, силуэтом напоминающего ему отца. Высокая фигура, русая шевелюра, рубашка в сине-голубую полоску, которую мальчик видел на нём всего полчаса назад, не оставляли сомнений. Он!
 
Алёша отступил на полшага, спрятавшись за ветками. С изумлением воззрился на падающие к щиколоткам джинсы отца и его странную позу… За ним кто-то другой мелькал, извивался, а сам отец, корчась в ритмичных непристойных движениях испустил странный звук, напоминающий победный крик радости. Этот крик, сладостно привычный для мальчика по играм с отцом в «солдатики» из недавнего   детства, сейчас вонзился в сердце острым ножом. Отец наклонился за упавшими брюками, и Алёша увидел за ним девушку с растрёпанными светлыми волосами, прижавшуюся к деревянному забору, узнавая в ней милую Агату, дочь приятелей их семьи, на которую порой смущался смотреть из-за её благородной красоты. Лицо её, обычно скромно - невозмутимое, теперь светилось. Выражение голубеющего счастья в распахнутых глазах напугало Алёшу нахальной неуместностью.

Сумеречное небо сомкнулось над деревьями и упало низко, лишая пространство воздуха, очертив перед потерявшими рассудок глазами противоестественную для понимания картину. Напирала сверху тяжесть, выворачивая мальчика наизнанку от увиденного. К месту и не к месту считалкой отстукивалась в висках некогда въевшаяся в память загадка:

Хищник, разевая пасть,
Из воды грозит напасть.
Возле берега бродил,
Кровожадный...

Мальчику на секунду привиделся хищный крокодил, который разевает пасть, прикидываясь бревном, лежащим в реке, в ожидании добычи.
Не понимая происходящего, не чувствуя ничего, кроме страха, колотившего в грудь, он бросился бежать, не разбирая дороги.  Добежав до места, где его ждали остальные участники игры в прятки, рухнул на землю, теряя сознание...

Алексей Сергеевич повернулся к классу и ясным голосом сказал:
- Продолжим работать, ребята. Времени у нас в обрез. Конец четверти и, тем более, конец года увенчается большим сочинением...мы должны быть готовы...Так где у нас графы и князья?  Медленно передвигаясь между рядами, всматривался в каждого.
- Я княжна Марья. - Стройная смуглая девушка поднялась из-за последней парты у окна. Серьёзный взгляд тёмных глаз скользнул по учителю и замер за его спиной, на классной доске. Рита вообще редко улыбалась. И то, что она согласилась изображать Марью Болконскую, не удивило его. Если кому из учениц и подходил образ княжны, то именно ей.  Её «большие, глубокие» глаза сострадали каждому, кто в этом нуждался, а «лучи тёплого света снопами» проникали в самое сердце. Строгость облика девушки смягчалась обволакивающе мягким взором, который преображал малопривлекательное лицо. В общении оно приобретало миловидность, что действовало на одноклассников безотказно и располагало к ней. Риту любили. И побаивались.

- Отлично, - одобрил учитель, - а кто у нас Наташа Ростова?

- Я! - Звонкий голосок прозвучал с противоположной стороны.  Амплитудное вибрато перенесло взгляды ребят в сторону звука. Ну как не воскликнуть вслед за Толстым «что за прелесть эта Наташа...» Нежность, искренность, восторг в сочетании с теплотой эмоционально насыщенных мелизмами голоска, определил выбор детей, который обрадовал Алексея Сергеевича - верное решение говорит само за себя: материал проанализирован и понят как следует.  Светлана...  Конечно же, Светлана. «С большим ртом, некрасивая, но живая», - всплыли слова автора. Так и есть, энергия, в отличие от Риты, то бишь Марьи, бьёт через край...Жизнь для неё — сплошной праздник, в то время как для Марьи — работа над собой, отречение от радостей и жертвенность для близких. Объединяла обеих девушек чистота, непосредственность, готовность по первому зову броситься на помощь. Не только их героинь...
 
Девчонки настолько вжились в полюбившиеся образы, что, глядя на них Алексей Сергеевич уже не различал, где «актрисы», а где их героини...  Довольный, он рассмеялся. Класс одобрительно загудел и урок продолжился. Двух сдвоенных академических часов явно не хватило, но чувство удовлетворения от проделанной работы учителя на уроке слилось с ответным неподдельным вниманием ребят. Раздался звонок. Сложное по объёму и по восприятию произведение вызывало интерес в детях, в учителе – радость от их восприятия. Сладостный миг творчества для обеих сторон... Равнодушных к роману не осталось. Алексей Сергеевич видел это по лицам детей, выходящих из его кабинета.