Томас Лоуренс. Знаменитый английский портретист

Алина Алексеева-Маркезин
 Томас Лоуренс.Автопортрет.

         Томас Лоуренс (Thomas Lawrence) (1769—1830)считается одним из лучших портретистов конца 18 — начала 19 века.

        Он родился в 1769 в Бристоле. Томас был младшим из 16 детей, но большинство его братьев и сестер умерли в младенчестве. Сын неудачливого в делах трактирщика, Лоуренс рано проявил свой талант живописца и вскоре стал его использовать.

         Карьера мастера развивалась стремительно. Будучи семилетним чудо-ребёнком он уже зарабатывал на жизнь своими рисунками и пастелями, в двенадцать лет имел собственную мастерскую в Бате, модном курорте, куда съезжалась на воды знать.

         Не получив систематического художественного образования — Лоуренс лишь несколько месяцев посещал классы Королевской академии художеств, — он в двадцать три года стал главным живописцем короля, сменив на этом месте самого Рейнолдса, а в двадцать пять был избран академиком.

        Уже первые работы Лоуренса, выполненные маслом, поражают высоким профессионализмом.

          Занимая пост главного художника короля, а с 1820 года президента Королевской Академии художеств, Лоренс получал множество заказов.

Живописец работал не только в Англии, но и во Франции, Австрии, Италии, с отточенным виртуозным мастерством писал Лоуренс портреты членов королевской семьи, видных политических и военных деятелей, женские и детские портреты.

           Более живы и непосредственны созданные им портретные этюды. К таким, например, относится портрет молоденькой актрисы Салли Сиддонс (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), запечатлевший тип своеобразной утонченной женской красоты.

          Когда слава художника, как выдающегося портретиста, распространилась по всей Европе, Георг IV заказал Лоуренсу серию портретов, изображающих всех главных противников Наполеона.

          Хотя надпись на картине гласит, что герцог изображен во время битвы при Ватерлоо, весьма сомнительно, что Веллингтон смог бы сохранить такую театральную позу среди кипящего вокруг жестокого сражения. Подход Лоуренса к портрету более условный и уравновешенный, чем у Антуана Гро, написавшего динамичный портрет противника Веллингтона, Наполеона. Однако так же как Гро, Лоуренс стремился создать романтический образ великого и победоносного полководца.

            Лучшие картины Лоуренса наделены большой выразительностью, а худшие, вероятно, были написаны для уплаты долгов: хотя доходы художника были значительными, ему постоянно недоставало денег.

           Эффектный талант сэра Томаса Лоуренса, сменившего Рейнолдса на посту президента Королевской Академии, соединялся с проницательным умом, что позволило живописцу стать известным коллекционером, а также определило выпавший на долю художника жребий писать портреты европейских государей, сражавшихся против Наполеона (заказ исходил от английского короля Георга IV, и ныне эти портреты находятся в Зале Ватерлоо Виндзорского замка). Скончался Томас Лоуренс 7 января 1830 года в Лондоне.