Дудту

Алан Мун
- Ээээййй, чтобы собаки вас съели! Чтобы вы сдохли, проклятые! Чтобы кости ваши в земле сгнили!

Это Дудту, наш сосед, кричал на пролетающих над ним гусей.

Каждый раз, когда он выезжал из дома на своём грустном ослике, запряжённым в маленькую тележку, над ним непременно пролетала стая домашних гусей.

Это удивительное явление наблюдали все соседи, а гуси, видимо, мстили за что-то старику, поэтому, пролетая над ним, нещадно и очень прицельно гадили.

Дудту частенько, когда позволяла погода, ездил на своём ослике по Лескену в поисках хозяина птиц, чтобы выразить ему своё возмущение, но так ни разу не смог его найти.
Правда, каждый раз непременно при этом напивался, потому что сельчане обязательно кормили его и, что греха таить, поили аракой.
К вечеру, напевая под нос незатейливые песни, он возвращался к себе домой и сладко засыпал.

Дудту не мог ходить.
В смысле, он передвигался с костылями, но ноги, повреждённые  много лет назад полиомиелитом, совершенно его не слушались.
А будучи пьяный, он то и дело падал на землю и сильно пачкался: то в грязной луже, а то и в навозе.
Семья Дудту, устав от своего родственника, выселила его из дома и поселила в небольшое помещение, больше похожее на хлев.

На выселение он жаловаться не стал, даже хвастался соседям, что живёт теперь один, как король в тишине и спокойствии, никому не мешая.

Однажды друзья рассказали мне, что Дудту очень любит есть стручковый горький перец.
Я категорически им не поверил, потому что как-то сам откусил кончик перца и так сильно обжог губы и язык, что даже немного поплакал.

После долгих горячих споров мы решили проверить слухи, стащили у матушки несколько крупных красных перцев и направились к старику.

Откровенно признаться, мы очень боялись Дудту.
Всё-таки, даже семья выселила его из дома да и выглядел он неопрятно.
А спутанная косматая борода делала его похожим на злого гнома.
 
Я взял пучок с перцами и аккуратно постучал в дверь.

- Чтобы вас собаки съели! Кто там?

Мои товарищи так испугались, что тут же дали стрекача, и я остался один.
Я вначале тоже хотел убежать, но любопытство победило детский страх.

Было слышно, как старик кряхтел и тихо матерился.

Наконец он открыл дверь.

Передо мной стоял в одних портках, с папиросой в зубах невысокий человек с сильно заросшим лицом.
Он нахмурил свои кустистые брови и, сделав затяжку, грубо спросил:
- Чего припёрся?! На меня поглазеть?!

Я молча покачал головой.

- Вот я твоей бабушке расскажу, как ты убогого достаёшь! Она отцу расскажет, и он тебя хорошенько по мягким местам отделает! Зачем пришёл? Ну?!

Если бы прямо перед этим я не справил нужду по маленькой, то обязательно описался от страха.

Дрожащей рукой я протянул ему пучок перцев.

- Я... мне... пацаны говорили... - мямлил я.

- Что ты, что пацаны?! Ну?! - прикрикнул старик.

- Говорили, что ты любишь есть горькие перцы. Вот. Ешь, - сказал я, прерывисто выдохнул и почувствовал, что из моих глаз полились слёзы.

Страшная рожа Дудту стала меняться.
Брови расправились.
Морщины на лбу исчезли, а уголки губ медленно опустились вниз.

Он грязными руками вытер мне лицо от слёз.
- Прямо так и говорят, что я люблю есть горькие перцы? - спросил старик.

Я закивал головой:
- Да! Да! Так и говорят! Но я не верю. Перцы жгучие. Я уже откусывал. Плакал потом.

Дудту взял перцы и откусил один из них несколько раз.
Из его глаз полились слёзы.

Доковыляв до своей кровати, он бросил костыли на пол и лёг на топчан из деревянных досок, накрытый грязным залатанным матрасом.

- Дудту, Дудту, прости меня пожалуйста! Я не хотел, чтобы ты плакал. Пацаны говорили... Я не хотел... - извинялся я.

- Ты…. Ты боишься меня? - вдруг спросил старик.
- Да. То есть, боялся раньше. Теперь не боюсь.

Он привстал.

- Почему?

- Потому что ты не злой. Разве что немного страшный... - ответил я.

Дудту вытер слёзы, встал на костыли, подошёл ко мне и с улыбкой подмигнул:

- Я люблю перцы. Вот, смотри.

Старик начал с удовольствием поедать стручки.

Слёзы текли по его щекам.

Когда он доел весь пучок, то потрепал меня по голове, поблагодарил за вкусный обед и попросил закрыть за собой дверь, а напоследок сказал:
- Ты это, скажи там своим друзьям, что Дудту очень любит есть перцы, но ...- он замолчал на несколько секунд, - но иногда он любит поесть и мясо, сыр и хлеб.

Я вернулся домой, где меня уже ждали друзья и бабушка.
Увидев моё чумазое от слёз и грязи лицо, бабушка стала причитать и грозиться всё рассказать отцу.
Друзья наперебой спрашивали, как прошла встреча с Дудту и правда ли, что он ест перцы.
Я рассказал всё, как было.
А в конце добавил, что Дудту любит не только перцы, а и мясо с сыром и хлеб.

Бабушка почему-то вытерла передником свои глаза, сказала:
- Аллах, Аллах! За что ты так людей наказываешь?! - отпустила мне совсем не сильный подзатыльник и отправила умываться.
Когда я уже вытирался полотенцем, бабушка вынесла узелок с продуктами и велела отнести его в каморку Дудту.

Мои осмелевшие друзья захотели пойти со мной, но я потребовал, чтобы они взяли с собой ещё перцев, и мы побежали.

Когда я передавал узелок, а друзья перцы, старик опять прослезился, затем широко улыбнулся своим почти беззубым ртом, потрепал каждого из нас по голове и, под восторженные взгляды детей, с удовольствием, как нам показалось, съел пару очень острых перцев.

С этого дня мы часто приносили Дудту гостинцы от своих бабушек, а от себя мы непременно угощали самыми острыми перцами.
И каждый раз, под наши восторженные взгляды, он съедал целый стручок и непременно плакал при этом.
- Смотрите, в следующий раз обязательно приносите ещё острых перцев! Эти я съем ещё до завтра! -  говорил он нам напоследок.

За доброту Дудту частенько, когда он был не совсем трезвым, катал нас с горки на своём ослике.

Иногда, когда его об этом просила бабушка, он привозил нам хлеб.
Она всегда давала ему целые 50 копеек, но сдачу не забирала, оставляя её Дудту на покупку сигарет «Астра».
Когда я однажды шепнул бабушке, что у нас есть две буханки, зачем нам ещё одна, она слегка шлёпнула меня и потребовала замолчать.

А в один летний день я увидел, что около коморки Дудту собрались соседи.

Я подумал, что соседи тоже захотели посмотреть, как старик ест перцы и попросил бабушку собрать для него узелок и пару стручков.
Но она лишь грустно вздохнула и, погладив меня по голове, сказала:
- Не будешь ты больше носить ему узелки и перцы. Всевышний сжалился над ним и забрал его к себе.

Мы с ребятами решили попрощаться со стариком и пришли к его домику.
К нам подошёл соседский мужчина и спросил:
- Это вы ему перцы носили?
Мы ответили, что да, но он их очень любил.
Мужчина грустно вздохнул, зашёл в каморку, вынес оттуда и бросил на землю большой узелок.
Узелок раскрылся, а из него высыпались и покатились к нашим ногам красные и зелёные стручки жгучего перца...

#аланскиехроники