Публикации на фейсбуке

Федоров Мистик
Публикации на фейсбуке

06-06-18

В храме Косьмы и Домиана " у Долгорукого" вышел очередной номер Приходской Газеты с рецензией Владимира Ерохина на книгу Федорова - Мистика " Слово об Олесе"

От избытка сердца

Сергея Фёдорова многие у нас знают, хотя причащается он в другом храме. Шумный и неоднозначный успех имела его книга «Арбатская старушка», которую взахлёб читали и обсуждали космодамианские прихожане. Однажды наш настоятель за столом увлечённо пересказывал лирический очерк Фёдорова, напечатанный в «Приходских вестях», — о специалисте по поднятию вооружённых восстаний в тылу белых ещё в гражданскую войну, который, попав на крючок родной спецслужбы, повёл себя мужественно и умело, что спасло ему жизнь и вернуло свободу. Обе внучки революционного героя стали православными христианками.
Сергей написал несколько очерков о катакомбных монахинях атеистических времён, о выдающемся учёном и тайном монахе (это в годы хрущёвских гонений!) Никите Зволинском, с которым автор был дружен и вместе ездил к о. Иоанну (Крестьянкину) в Печоры. Надо сказать, что Фёдоров добился от столичных властей решения о том, чтобы одна из улиц Зеленограда, где жил учёный, была названа именем Зволинского.
Когда к очередному юбилею Победы по Москве стали развешивать изображения вождя всех народов, Сергей написал мэру письмо о том, что из-за портретов людоеда-кровопивца обязательно будет «заварушка», в которой пообещал непременно поучаствовать. Портреты убрали.
Много смешных и поучительных историй из церковного быта, много рисунков с изображением таинственных духовных явлений опубликовал он в нашей приходской печати. И вот новая книга Сергея Фёдорова-Мистика (так он любит себя называть) — «Слово об Олесе». Книга толстая, солидная, выпущенная в свет издательством «Волшебный фонарь». История её бесхитростна и проста.
Матушка Олеся Николаева (жена протоиерея Владимира Вигилянского) — известный и любимый читателями поэт, профессор Литературного института. Сергей Фёдоров прочитал её стихи в интернете и захлебнулся от восторга. Придя в себя, написал ей в фэйсбуке восхищённое письмо. Олеся, также электронным образом, отозвалась, и завязалась переписка, длившаяся несколько лет. Незримые собеседники делились своими новыми произведениями, обменивались мыслями о них и вообще о жизни. Из этих текстов в интернете и сложилась книга, в сущности, двух авторов, чьи тексты перемежаются, перекликаются между собой, при том, что первый голос всё-таки принадлежит Сергею. Он ловко размещает между писем-посланий свои потешные рассказы и исполненные мистикой рисунки. Он ведёт этот нескончаемый диалог двух одарённейших людей, который порой напоминает знаменитую «Переписку из двух углов» Вячеслава Иванова и Михаила Гершензона.
Двуприродность этой книги вызывает в памяти «Хазарский словарь» Милорада Павича с его неслиянностью и неразрывностью «женской» и «мужской» линий повествования.
Пристальное внимание к слову как явлению духа — проводник критического дара Фёдорова, когда он, простой читатель, делает уточённейший и неожиданно глубокий разбор творений полюбившегося ему поэта — Олеси Николаевой. А мы с замиранием сердца читаем этот роман-переписку двух сердец, переполненных данным Богом даром творчества.
Книга номинирована на литературную премию «НОС (новая отечественная словесность)».

Николай Мандрыкин

Lisianna Riven

Сергей Федоров-Мистик  А вот и Федоров-Мистик со своей мистикой))
Сергей, книга Ваша-чудо, и спасибо Вам за Вашу откровенность, это дорогого стоит. Ну, а Ваш разбор Олесиных стихов, их понимание-выше всяких похвал!.

23-06-18

Тетушка.Морг.  Родственники. Гроб. Ожидание. Когда сестра Ольга достала послевоенную фотографию двадцатитрехлетней тётушки, тетушка очень оживилась, взирая на нас с высоты. Светлая, прозрачная, умная энергия её души, с большим участием она смотрела на дочь, внуков, племянников,последнюю живую сестру, зятя, восхищающихся фотографией. Тетушка была человеком компанейским, и отпевали её в компании ещё двух женщин. От лица одной невозможно было оторвать глаз, она казалась юной, счастливая улыбка озаряла лик. Это было что-то противоественно. Еще до отпевания её племянницы непрерывно читали псалтырь. В маленькой церквушке Покрова , Николо Архангельского кладбища во всей полноте раскрывался космос инобытия. Все три души старушек присутствовали на своём отпевании, три личности, какими они и должны были бы быть в вечности. Потом был ресторан, воспоминания. Во главе стола фотография, так нравящачся умершей. Упокой, Господи, новопреставленную рабу Твою Тамару.



26-06-18

Наташа, я выпал в инобытие. Сгорел рабочий старый планшет. Пропали материалы. Не могу восстановить на новом почту, прозу. ру , хотя правильно набираю пароль. Я затеял "ремонт" кухни, теперь вся квартира перевернута. Грохнул ремонт дома, подъезда. Неделю сбегал в парк на пруды и амфитеатр с загорающими тетками. О всякой духовности забыл. Тут ещё генеральша присоединялась, приносила мне в амфитеатр клубнику и другую снедь. Смотрю чемпионат по футболу как ," потные дядьки в трусах гоняются за мячом" ( Олеся). Меня грызла совесть, что как бы пропал. Но бегал с "потными дядьками" в телевизоре.

Агия Волкова
С кем не бывает. Сезон-с. Долгими унылыми осенними вечерами покаетесь.

С.Ф.  Будет, что вспомнить.

Александр Хацкедевич

Про балет можно сказать то же самое: потные дядьки и тетки бегают и делают неестественные движения.

С.Ф. ... ...
Хочется с комфортом все делать. Чтобы не возгордиться подвигами. А то окружающих за людей не считаешь.

Ольга Амосова

Это Вы чаво, дорогой друг ?!
Людей, он, вишь ли, не ценит...

С.ф.
Ольге Амосовой. Это от того, что начинаю ценить самого себя. Правда это пройденный этап. Увидев загорающих тёток, я понял, что я не Мария Египетская. Сбежал в березки к пенсионеркам, а они активно обсуждали голого, чёрного, маленького мужика, постоянно пугающего их своим явлением. Вокруг этого вращается весь мир.

О.А.
)))))) Прочь, прочь - к высотам духа...))))))


27-06-18

Вопрошение старца о публикации рисунков явлений о.Всеволода Шпиллера.
Старец вопросил Бога,  и на два мгновения в старце открылась Божественная бездна.
''Пусть это останется между нами''
- Но они уже гуляют в интернете.
- В интернете пусть, а издавать не надо.
Набросок сделан наполовину парализованной рукой ( после инсульта)

Батюшка, я вижу, как на литургии Вы выходите в метафизическое пространство. ( На уровне иконостаса).
- Каждый, кто молится выходит в метафизическое пространство.

 - Батюшка, я не слежу за Вами специально. Во мне что-то раскрывается и я начинаю видеть Вас.
 - Святые, когда Господь им давал дары чудотворения и исцеления, просили - Господи! Забери это у меня. А мы не святые!

- Батюшка, я вижу как Вы читаете мысли людей ( как свои собственные).
- Я не читаю мысли. Господь читает.
 - Господь читает, и Вам открывает.

-  Батюшка, я видел Вашу встречу с о. Павлом( Троицким) [ затворником]
- Тебе много дано. Тебе очень много дано, а ты унываешь.
***
Евангелие и Литургия.

Я помирал от скуки, занимаясь ремонтом кухни и лечением зубов, и не успевал прочитывать своё правило. Как-то поставил запись Евангелия от Иоанна как фон, во время приготовления завтрака. Прослушал Евангелие целиком, в сопровождении монашеского хора, а потом, тоже, как фон во время мытья посуды, поставил  запись литургии, которую подарил мне преподобный Павел (Троицкий), литургии, которую служил прт. Всеволод Шпиллер. Когда дошли до слов - ''Приимите ядите ...'' о. Всеволод взглянул на меня из вечности. Раскрылись некие запредельные духовные высоты, сферы. С небес отец Всеволод видел, как я мою посуду, стоя у раковины, слышал свой голос. Взгляд его был как направленный умный луч. Это явление превосходило выходы живых старцев в метафизику, оно было выше и запредельнее, ближе к Богу.
''О, отец Всеволод, помогите с зубами'' - обратился я к нему. Созерцание меня продолжалось не больше пол-минуты.
На следующий день мне поставили великолепный протез верхних зубов. За 180 тысяч рублей, так что я оказался без денег, и не знаю, на какие средства ставить нижнюю челюсть.
Я не стремился в небеса, не молился с усилием, а только слушал как фон, и вот ... небеса раскрылись!
Евангелие от Иоанна и литургия, служение о.Всеволода возвели к ним, как бы постучали в двери Царства Божия.

Отец Всеволод говорил, что люди с грязными сапогами лезут на небо, и их приходиться оттуда сталкивать . Но я не штурмовал небо, я мыл посуду. Хотя каждый раз во время серьёзного прослушивания литургии, изменяются время и пространство, ведь литургию совершал святой!

27-05-18
После литургии с духовником.
- Батюшка, это искушение или наказание?
- ?
- Или я по голове получил? Я слушал Евангелие от Иоанна как фон, пока мыл посуду. Прослушал полностью. Потом поставил литургию отца Всеволода, и случайно постучался "ТУДА".
- И получил по голове.
- У меня через неделю сгорел планшет. И, что это искушение или наказание?
- Вразумление.
- То есть, наказание?
- Нет, вразумление!
- Батюшка, но это было так реально! О. Всеволод взглянул на меня, как Вы смотрите с высоты.
Духовник почти смешался, почти прервал разговор и увел его в сторону. (За пятнадцать минут до этого выходил в метафизику, молясь после литургии.)
Спрашиваю - Вы не возьмете ещё один экземпляр "Слово об Олесе"?
- Нет, хватит одного.
На исповеди я преподнес духовника книгу "Слово об Олесе", сказав, что она издана по благословению отца Владимира Вигилянского ( правда он не представлял, во что это выльется). Я тексты, рисунки публиковал как отчёты, в интернете.
По поводу рисунков, изображающих потусторонние явления, сказал
- Вас там нет.
- Это хорошо, что меня там нет! - Духовник почти смеялся. -  Это очень хорошо!
***

Lissian Riven

Сергей Федоров-Мистик Не стоило  святого о.Всеволода отвлекать  по пустякам- зубы, протезы. Попросили бы мира во всем мире, пока он "умным направленным лучом"  взирал на Вас из вечности!!! Тем паче, что , заплатив 180 тыщ за верхние зубы , можно было бы ограничиться исключительно упованием  на  профессионализм докторов, не тревожа старца .

C.Ф.

Такое явное явление для меня было неожиданным. Это, когда я специально слушал, "сослужил" литургию со святым, изменялось пространство и время. А тут был фон. Получилось как анекдот. Такое видение, и такой быт. Не проникся. Один планшет сгорел, на котором была запись, на другом планшете она почему-то исчезла. Осталась сама магнитофонные кассета 34-летнй давности. Но я стараюсь её не касаться. Перевёл на диски, но не получается их включить, не знаю, куда нажимать.
На нижние зубы нужно ещё 150 тысяч.
Но со святым действительно прорываешься в потустороннее, своими усилиями это невозможно.

С.Ф.
 Я добавлю Ваше замечание к тексту. Для полноты изложения.
***

6 июля 18
Вечерняя исповедь.

Грех. Опять наорал на Жанну генеральшу, принесшую мне селедки и деньги. Позавчера съел принесенную икру и начал до слез изводить ее. Каюсь. Хотя она и говорит,что даже, когда я ору на неё, для неё это праздник. Очень интересуется погибшей девушкой, с которой мы пьянствовали сорок лет назад. Похоже было на самоубийство. Жанна тоже грозится выброситься в окно с седьмого этажа. Чем больше она меня одаривает, тем больше я на неё ору.

Екатерина Т.

Ой, мене тоже интересно про погибшую девушку! Расскажите....
Я сейчас живу воспоминаниями о тех годах.

С.Ф.
Я могу только вздыхать о своём жестокосердии и фанатизме, ревности не по разуму.

Е.Т.
Это пройдет....

С.Ф.
Но остались горькие сожаления.

Юля была однокурсницей по театрально художественному училищу. Вместе мы пьянствовали, вместе поглощали " колёса", вместе покинули училище. Я работал в музыкальном театре Станиславского и Немировис-Данченко, она была поклонницей актёра театра Сатиры Алексея Левинского, только про него и говорила, посещала все его спектакли. Её пропускали без билета. Как-то я с ней посетил спектакль "Затюканный апостол", где у Левинского была главная роль. Вызвал его внимание. Юля приводила своих друзей ко мне домой. Утонченные развратные ценители музыки, почти каждый день посещающие консерваторию. Я по молодости и тщеславию создавал из комнат  коммунальной квартиры полу-бордель  полу- салон. Тоже с " музыковедами" ходил на концерты. Странно, что Юлю приняли соседи, протестов с их стороны не было. Мы тогда жили на ул. Щусева, напротив Дома Архитектора, рядом с Галиной Брежневой. Юля была интеллектуалом, почему-то начала увлекаться фашизмом, что было совершенно непонятно. Я же в 1978 году, будучи неверующим, но крещёным в детстве, с помощью друзей семьи отправился в Рижскую пустынь к архм. Тавриону Батозскому, за четыре месяца до его смерти. Там произошло моё обращение. Но слишком ревностно ударился в религию. Ударилась со мною и Юля. Потом отец Григорий из храма Воскресение Славущее на исповеди потребовал, чтобы я прекратил с ней общение. Начитавшись святоотеческой литературы, я считал, что спасение только в пустыни, и оставил Юлю. Это было очень жестоко, но я думал, что так надо идти к Богу. Матушка укоряла меня, что я раздавил другое сердце. Юля начала спиваться, а потом погибла под колесами автомобиля. Ей было двадцать шесть лет. А я лез на небо. Разогнал всех  знакомых подружек, порвал с " музыковедами", отказался выходить на сцену, особенно в балете Эсмеральда, как антирелигиозном, прочитывал тонны духовной монашеской литературы. Пока не встретил духовника. Он ужаснулся моей первой генеральной исповеди, сказал, что отец Таврион меня спас. Говорил о Царском пути без крайностей, но в храм переходить на работу не благословлял, говоря, что я там буду видеть жуликов ( в советские годы). Много позже, когда я устал от театральной жизни и сам решил уходить, ответил мне, что театр  гадкое место, и убеждал меня поступать в дворники. Сторожа, кочегары, дворники самые интеллигентские должности в восьмидесятые годы. Я стал дворником Союза писателей, и к тому времени влюбился одновременно в трёх жён. Искренно и с большим чувством.


06-07-18
Матушка с дорожным кофром Чехова. Его передала ей старушка Полина Игнатьевна ...(?), которая студенткой снимала комнату у женщины прислуги семьи Чеховых в Мелихово. С этим кофром Чехов путешествовал на Сахалин. Были ещё два. Когда продавали Мелихово часть вещей передали прислуге. Кофр лет двадцать пробыл у нас дома. Матушку уговаривали продать кофр в девяностых. Она отвечала - Продать, это - предать.
Дважды за свои деньги летала на когрессы "Чеховедов" на Сахалин. Денег не было на гостиницу, и её включили в список почетных гостей,все, еда, проживание, мероприятия были бесплатными. Организаторов конгресса поразил энтузиазм матушки. Не могли поверить, что она сама по себе прилетела на Сахалин. Матушка хотела передать кофр в Сахалинский музей, но директор- энтузиаст умер, а  его сын, ставший директором, оказался только менеджером. Матушка передала кофр в Мелихово за символическую плату в 1 тысячу рублей, так настояли в музее. В усадьбе теперь все три сундука.
Матушка лет двадцать проработала в народном музее Чехова, Танеева, Левитана в Звенигороде, в Дютьково. В своём докладе утверждала, что поездка Чехова на Сахалин начиналась со Звенигорода. ( Но Чехов не был её писателем. Она безумно любила картины Левитана. Занимаясь Танеевым познакомилась с его учеником композитором. Началась новая эпоха в жизни.


09-07-18


Чуть-ли не каждое утро повторяется сцена из фильма "Белое солнце пустыни", звонит генеральша армянка и умоляет разрешить принести мне икру, рыбу, мясо, фрукты и прч. Я рычу на неё, что мясо нельзя, сейчас пост. У меня почти все деньги ушли на протезирование верхних зубов 180 тысяч. Она через день приходит, и через день я рычу на неё. Мы почти вдрыск ссоримся, но я помню о Промысле Божием, исполняю правило поиска воли Божией. Вот и сегодня попросил Бога помочь мне вешать шкафы на кухне, одному трудно. Позвонила генеральша, готова ринуться в бой, помогать. Опять спрашивала о рыбе, опять я рычу на неё. А генерал её помер месяц назад.  Она его выгнала. Одна семья разделилась на четыре семьи, и все они живут в одном подъезде нового дома на разных этажах. Это уже длится семнадцать лет, с 2001 года, когда мы переехали на новую квартиру. Я звонил в ДЭЗ и случайно набрал её номер. Жанна в это время пошла в храм просить у Бога, в Которого не верила, прощения, что сводит счеты с жизнью, собиралась прыгать с Крымского моста. Вернувшись увидела на автоответчике мой номер. Позвонила, и решила подождать прыгать с моста. С тех пор и ору на неё. А она говорит, что даже когда ору, для неё это праздник. Празднуем!

14-07-18

О видениях
Видите ли Вы запахи? Они безвидны, но Вы ощущаете их присутствие. Такое же происходит с явлениями умерших. Вы вдруг ощущаете рядом явление безвидной умной энергии умершего человека, его безвидное чувство  "я". И даже понимаете о чем этот человек думает, его состояние. Его видят не Ваши глаза физическим зрением, а Ваше чувство " я". Подобное познается подобным. Моё чувство "я" видит чувство "я" другого, умершего. И открывшееся метафизического пространство, в котором он пребывает. Соединяются два измерения  - земное и потустороннее.
Почему это вдруг открывается человеку, неизвестно. Моё постоянное сравнение: К куску сахара при касаются пальцы, и ничего не чувствуют. К этому же куску сахара прикасается язык, и чувствует сладость. А для пальцев это " потустороннее" , недоступное. Аномалия, паталогия, " галлюцинации" языка.

Рисунок - Преподобный Павел Троицкий , явление.
Тогда он ещё был жив и находился в затворе в городе Кувшиново.

17-07-18
День памяти преподобного Андрея Рублева

 О преподобном Рублёве.

Из статьи "Художница. Откровения в иконописи." 

http://www.proza.ru/2009/02/21/112

***

После разбора икон Андрея Рублева у нас зашел разговор о Леонардо да Винчи, как о гении европейской культуры, на что Мария Александровна заметила, что если Леонардо видел Бога в человеке, то Андрей Рублев видел непосредственно Самого Бога.
***

Мария Александровна рассказала об эксперименте, который она проделала с автопортретами известных художников. Она брала автопортрет мастера и к нему прикладывала рядом портреты других художников, пока не находился такой, который превосходил первый портрет. В итоге оставались только два портрета. Тогда она начинала искать третий портрет, который превзойдет два предыдущих. После третьего четвертый. И так у нее выстроилась целая цепочка автопортретов художников. Сначала это был автопортрет Никонова, но его превзошел автопортрет Петрова-Водкина, потом были другие мастера. Дольше всех держался автопортрет Сезанна, это была глыба, которую не могли превзойти другие художники, но его «погасил» автопортрет Тинторетто. Мария Александровна даже огорчилась за Сезанна. Недосягаемой вершиной стал автопортрет Тициана. Но когда Мария Александровна рядом положила репродукцию «Спаса» Рублева, все исчезло.
Мария Александровна:
-Ведь «Спас» Рублева, это на самом деле его автопортрет.
Я удивился:
- Знаете, ведь православие говорит, что каждый человек это образ Божий, но только он в нас затемнен, словно икона под темным слоем олифы. И вот святые раскрывают в себе этот образ Божий, и Андрей Рублев был таким святым.
***

Анализ иконы Рублева Спас в силах малый
Из файла "Художница"

 Ее (Марию Александровну) поражали прозрачные лики ангелов, серафимов в маленькой иконе Андрея Рублева «Спас в силах». Разбирая эту икону, она задавала вопрос: «А видим ли мы их?»* ( о.Всеволод Шпиллер – «Ангельскому естеству, в отличие от нашего, свойственно быть прозрачным для Бога, никогда не оставаться в себе самом, но пребывать только в Боге. Церковь усваивает им название «вторые светы». Это потому, что естество их есть как бы «второй», то есть изливающийся из Божьего Света, из Бога свет. А Бог есть любовь. Вот почему в своей совершенной прозрачности для Бога, и как бы отражая в естестве своем Бога, ангелы по существу своему, в естестве своем суть любовь. И в свой собор они собираются, образуя некое духовное целое. Силою любви.») В этой иконе они изображены совсем не так как на иконах «Благовещенья, Вознесения, иконостасного ряда, где они являются нам как бы «во плоти». В этой иконе она увидела семь пространств, прорастающих друг в друга, так что каждому пространству принадлежит свое время, и мы созерцаем их одновременно. Прошлое, настоящее, будущее. В иконе бурное движение, но Сам Христос пребывает вне времени, вне пространств и движения, и обращен к нам сейчас. «Я подумала: А не совершаются ли уже сейчас откровения будущего то, что должно произойти, но мы это видим сейчас вне времени, вне пространства? И эта икона дана мне для того, чтобы я мобилизовала все силы для встречи с этой вечностью, будущим, которое мне открывается сейчас вне времени, вне пространства. Эта икона окно в вечность»
В иконе Рублева дважды повторяется форма красного квадрата. Первый с символами Евангелистов по углам, второй поставленный на угол как ромб, красное энергетическое поле в котором находится Христос. Дважды повторенная форма квадрата говорит о двух пришествиях Христа, которые мы созерцаем одновременно. Символы евангелистов животные и ангел это связь и с ветхозаветными откровениями (Иеремия), а также со всем живым, что сотворено Богом, природой. И то, что животные имеют нимбы, и держат книги, говорит об онтологической укорененности всего существующего в небесах. И мы видим, что при втором пришествии Христа, не будет уничтожения материи, а будет ее преображение. Колорит иконы необыкновенно радостен. Золото, красно-розовый, синий, охристый цвета создают праздничную гамму. Встреча со Христом это же праздник для человека.
При всем движении внутри иконы, она очень гармонична и уравновешенна. Овал, в котором находится Христос вечная гармония, потусторонняя сфера полная ангелов, так что человеку там будет не одиноко. Изящный красный квадрат с вытянутыми концами, так что сторона квадрата образует «арку моста», изящная устойчивость. (конструктивизм). Овал и «арочный» квадрат гармония бесконечности. Белые страницы раскрытой книги, обращенной лично к нам, напоминают белого голубя распростершего свои крылья, символ Духа Святаго. А вот в подножии Христа, напоминающем закрытую книгу Мария Александровна увидела книгу Ветхого Завета. ( Ветхий Завет уже исполнен, и нам открыта Новая книга, Нового Завета.) Особенно поражал Марию Александровну трон на котором восседает Христос. Он такой же прозрачный как и Серафимы, и принадлежит к их миру, природе. Но одномоментно он пребывает в разных пространствах, и в «энергетическом поле» Христа, и в овале, космической сфере Серафимов.
(В ангельских триадах упоминаются:
Херувимы-Серафимы-Престолы
Начала- Господства-Силы
Власти-Архангелы-Ангелы
О.Всеволод Шпиллер: «Это означает, что одни ангелы могут быть ближе к одному Лицу Пресвятой Троицы, к ипостаси Бога Отца, другие- к другому Лицу, к ипостаси Бога Сына, третьи- к третьему, к ипостаси Бога Духа Святаго.»)
Престол в иконе Рублева имеет какое-то свое бытие, и ангельскую природу.
Святитель Серафим Звездинский в проповеди об Ангельских чинах, говорит, что Престолы это высшие Ангельские чины. Престол, на котором восседает Бог, это не трон из золота и драгоценных камней, это высший Ангел.
Фигура Христа вписана в космический овал так, что Он не удален от нас, Он обращен к нам, а мы предстоим Ему. Если бы фигура Христа была чуть меньше, расстояние между нами было бы огромным.
Пожалуй, ни в одной иконе нет такой близости к нам Христа, как в этой «Спас в силах». Если смотреть праздники «Преображение», «Вознесение» все это на очень большом расстоянии от нас. В иконе «Спас в силах» Христос обращен лично к нам, хотя и находится вне времени, вне пространства. Он обращен лично ко мне. Здесь царственное величие и абсолютная Любовь. Величие - мощные объемы в коленях, на одно из которых опирается раскрытая книга. Книга раскрыта для нас, мы ее читаем. Золотые одежды. Мощная объемная царственная голова. Но и рука и лик написаны очень мягко. Рука с двуперстием пухлая, почти как женская. И получатся царственное, божественное величие и мягкость, кротость, любовь, что делает Христа необыкновенно близким к нам.
« Если в иконе «Спаса» Рублева на меня изливается бесконечная любовь, я вижу, как меня любят. То в иконе «Спас в силах» эта любовь соединяется с Божественным величием. Он Бог, Творец всего мирозданья, созданного этой любовью, и Его любовь обращена лично ко мне.
Я как художник вижу, что такое можно было написать только из живого опыта. Ничто меня не убеждает в подлинности как икона Рублева. Иногда читаешь тексты Евангелия, думаешь: «Как так, живой реальный человек и вдруг это Бог?» Иногда возникают сомнения. А когда я смотрю икону Рублева, все сомнения исчезают, я вижу абсолютную, живую реальность.
Ведь трагедия еврейского народа - им надо все пощупать руками. Они ужасные ортодоксы, все- все соблюдают. Это ужас какой-то.
И ведь они верующие, очень верующие. А Христа не приняли.
Люди сомневались, ученики сомневались. Он не знал как их убедить И вот уже две тысячи лет, это неверие генетически передается. Это трагедия еврейского народа. Лично для меня «пощупать руками» оказались иконы Рублева. Я уже давно верующий человек. И пришла к этому без потрясений, меня вели силы имеющие со мной колоссальную взаимосвязь, вели ясным понятным образом. И хотя я воспитывалась в атеистической семье, в семидесятые годы я пришла к ясному пониманию бытия Божия.
Но это было ощущение общего Бога. Ведь очень трудно осознать, что реальный человек Его Сын. Ведь можно говорить «Да-да, я верую», но помимо умозрительных рассуждений, внутри должна быть глубина. Как Фома неверующий должен был ощутить.

***
18-07-18
Матушка моя Людмила, не будучи особенно церковным человеком, хотела назвать меня Вячеславом.  Но, когда пришли к дверям ЗАГса, оказалось, что он закрыт. В следующий раз, когда хотели идти регистрировать, разыгралась страшная гроза,  так что невозможно было выйти из дома. Матушка решила, что это не к добру, и называть меня Вячеславом нельзя. Спросили бабушку." Назовите Сергием" - ответила она. Так и назвали. А через два дня наступил день перенесения мощей преподобного Сергия. Летний Сергий. Я и помыслить не мог, что старец Кирилл будет исповедовать меня в алтаре Лавры, и я буду причащаться Святых тайн. В юности было много грехов и шатаний, пока Промысл Божий не привёл к отцу Тавриону в Преображенскую пустынь под Ригой. Там и произошло моё обращение. Я видел святого, отверзающего небо, и ежедневно служащего литургию. За его молитвы происходило ежедневное причастие паломников, живущих в монастыре.

Моё изображение прп. Сергия.

***

18-07-18
Контрасты.

 Я раньше работал церковным сторожем, даже дворником в Союзе писателей СССР на участке, который подметал Андрей Платонов. И вот у дворника в квартире генеральша моет всю кухню, окна, шкафы, посуду. Упрашивает дать ей стирать постельное бельё. Все это от скуки и любви. И это продолжается семнадцать лет. Своего мужа генерала КГБ, резидента нашей разведки в стране Ближнего Востока, она выгнала за измену. Несмотря на большое количество поклонников офицеров, врачей, писателей оказалась одна. И вот неистово влюбилась в церковного сторожа. Укоряет, что все любят ее, кроме меня одного. Я же изнемогаю от её забот и тоскую по своему тоскливому одиночеству. Моя скука мне казалась уже раем. И потерю этого рая не восполняли деликатесы. Жанна непрерывно терла мебель, а я начинал ерзать, я устал смотреть как она работает. Под романсы Дятлова начались признания, как она мерзла под окнами нашего дома, желая видеть мой профиль. Подарила большую тетрадь, альбом стихов, посвящённых мне, написанных от руки. Потом написала роман о своей любви, и читала этот роман матушке в яблоневом саду. Матушка одобрила его. Вообще, они подружились, и совместно думали как завлечь меня. Жанна предлагает ехать в Италию, Францию, Германию, где она служила. На свою родину в Грузию. Закатывала роскошные трапезы с семгой в белом вине, блюдами грузинской кухни, которые делала сама. Мобилизовывала врачей на лечение матушка. Так академик Черноусов делал матушке операцию. Носила грузинские вина врачам, лечащим меня после инсульта. Но ничем не могла тронуть меня. Ни деньгами, ни воздыханиями. Мне даже становилось жаль её, и я сочувствовал ей. Её главным врагом был мой духовник, посоветоваший оставить её. Говоря, что жалость хорошо, но душа дороже. Помятуя о погибшей Юле, я не решился оставлять совсем генеральшу. Тем более они подружились с матушкой и Крюковский Старушкой с тринадцатью кошками. Старушка в ней души не чаяла, они непрерывно разговаривали по телефону. Но вот умерла матушка, Старушка. Умер генерал. Наступила ещё большая скука. Жанна готова выброситься в окно, и исступленно ухватилась за ремонт кухни в моей квартире. Я превратился в некое восхваляемое божество, и стал мечтать о деревенской норе, куда бы мог спрятаться.
***

НЕЛЛИ   http://www.proza.ru/2010/11/06/1284
" Она хотела прыгать с Крымского моста, ее подруга сказала, что тоже пойдет с ней топиться, а третья подруга хирург предупредила, что обязательно на шею надо привязать кирпич, иначе они не утонут, толстые.  ..."
***
19-07-18

П.И. Васильев

Писатель Иван Тургенев оставил после себя не только великие книги, но и захватывающую историю любви к жене директора парижского театра Полине Виардо, под каблучком, которой он сладостно страдал всю жизнь.
Это была фантастическая женщина.
Ему было 25 лет, ей 22. Он никому не был известен.
Она - знаменитое меццо-сопрано, гениальная певица, покорившая всю Европу.
Он жил мечтами о ней, жажда общения с любимой водила его рукой. Она была первым читателем его книг, жестоким и умным критиком. Все книги свои он писал вовсе не для России, а для неё. И именно она сделала его классиком.
Он был ее рабом, готовым на всё. Сочинял тексты для ее опереток, искал издателей для альбомов ее романсов.
Виардо, так и не расставшаяся с мужем, позволяла Тургеневу жить рядом и любить себя. И она не ошиблась. Именно история его любви сделала  Полину Виардо бессмертной.
Почему никакая сила не могла оторвать Тургенева от его богини?
Говорят, его воля была подчинена высшей воле, одолеть которую он был не в силах.
И верно, Полина Виардо красотой не блистала, но излучала могучие потоки жизненной энергии. В ней пылал внутренний огонь, всегда делавший ее привлекательной и желанной.
Она более чем на четверть века пережила и Тургенева, и своего мужа. Дожила почти до 90, оставаясь энергичной, моложавой и обаятельной.
***

20-07-18

 Кузина

Девяностые годы. Я проходил послушания в монастырях, чтобы у меня развелись иллюзии о монашеской жизни. Таково  было благословение отца Иоанна Крестьянкина. Они благополучно и развеялись. В основном относительно самого себя. Преподобный Павел (Троицкий ), когда я его вопросил в письме о монастыре, ответил ещё в 1987 году сестрам Киселевым 

«Божией помощью Ваши схимницы будут перевезены, и будут их тела лежать, где их положат.
Очень Вас прошу, не посвящайте Сережу в пустые разговоры обо мне.
Он прислал мне письмо. Читать-то совсем нечего.
Он пишет , что у него нет смирения. А у кого оно у нас есть ???!
Смирение не приходит вдруг. Нужно много поработать над собою , тогда и придет смирение.
Я его очень прошу, пусть держится своего духовника и не ищет других.
От добра добра не ищут. Береги что имеешь.
Сережа просит у меня фотографии. У меня их нет. А зачем они нужны?
Храни всех вас Господь.
Любящий о Господе иерм.Павел.  18/9 –1/10 1987 г.»

Но в 1991 году после всплеска эмоций я настоял на своём. Отец Павел был в затворе и недоступен. Я решил взять благословение на монастырь о. Иоанна, вопреки благословению духовника. Написал письмо, чтобы при встрече передать в руки отцу Иоанну. Но все же посчитал, что третировать духовника не надо. Показал ему своё письмо. Отец Владимир похолодел. Потом сказал.
- Хорошо, поезжайте. Я вас благословить не могу. Но я не старец, и сказать вам волю Божию не могу. Отец Иоанн - старец, и может сказать волю Божию. Но как он скажет, надо будет исполнять неукоснительно.
Я отправился в Печоры. Отец Иоанн ответил письмом. Это было второе его письмо мне.

Дрогой о Господе Сергий !
Божие благословение тебе ничего внешнего не менять в своей жизни до 1993года—оставаться с мамой, руководствоваться у о.Владимира и ни воспоминаний, ни мемуаров не писать.
И тебе и о.Всеволоду нужна только молитва,  и твой духовный опыт даруется только тебе, и если ты окажешься неспособным хранить сокровенное, то отнимется у тебя то, что даруется.
Одна маленькая поправка и дополнение все же будет к твоему образу жизни и духовным устремлениям.
В этот промежуток времени тебе надо непременно познакомиться с монашеским устроением жизни и теоретически,  и практически прикоснуться. А как?
Периодически некоторое время пожить паломником-послушником в нескольких мужских монастырях. Это можно сделать и в твой отпуск, и в те свободные дни, что выпадают тебе, когда нет службы в храме.
Поживи и в Оптиной, и в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью. И пожить надо не на привилегированном положении художника-иконописца, а на положении трудника.
И тогда Вы что-нибудь поймете, и для себя сделаете более определенный выбор, основанный не на парении духа и витании в облаках, но на реальной почве монастырских трудов. Ведь не исключено, что когда Вы придете в монастырь, Вас определят на такое послушание, которое ничего общего не будет иметь с Вашими устремлениями. Почитайте житие Иоанна Дамаскина.

Так вот Сережа, такой тебе наказ.
Дело в том,  дорогой мой, что примерок ни в случае вступления в брак, ни в случае вступления в монастырь делать нельзя, и к Богу надо приходить с решимостью быть верным до конца.
Божие благословение тебе.
       Архм. Иоанн

В эти дни в затворе преставился преподобный Павел. Вопреки запрету, я поведал о нем о. Иоанну, думая, что старцы знают друг друга. Отец Иоанн не знал о. Павла. Преподобный был очень недоволен, и прекратил мне писать. Но святые встречались в метафизическом пространстве, в духовном космосе. ( о. Иоанн пребывал в радости.)

На Михаила Архангела началось моё пребывание в Оптиной пустыни. Потом в Иоанно -Богословском монастыре.

И вот эпизод, который я хотел описать как анекдот, а получилось вступление, повествование о старцах. Когда я приехал в Москву, мы должны были встретиться с младшенькой кузиной Мариной на Пушкинской площади. Юная красавица в синем газовом платье, в золотых украшениях, источающая любовь и радость. Мы обнялись и нежно целовались. Чуть позже я сказал Марине.
- Хорошо, что никто не видит нас из монастырской братии. А то, что подумают увидев меня с такой красавицей, да ещё целующегося?
В это время у меня за спиной послышалось
- Брат! Брат!
Меня окликал хиповый паломник, с которым мы еще двумя днями раньше несли послушания в Иоанно - Богословском монастыре. Красота Марины его ослепила. Он с пониманием смотрел на меня.
- Ну, вот! - сказал я Марине. - Вот и послушники из монастыря. Во время!
Мы кратко поговорили, потом разошлись. Красавица кузина посетила наш дом.
Потом Марина стала главной звездой, ведущей на Волгоградском телевидении.