дедушкины сказки и байки сборник

Валентин Логунов
ПРИЛЕТАЙ, МУХА. ПОГОВОРИМ…

Как-то Еся обиделась то ли на папу, то ли на маму. Помнила, что обиделась, а на кого и на что – забыла. Она сидела во дворе за белым столиком и пыталась вспомнить. Солнце добралось до зенита, пришло время обеденного сна. Мама позвала:
- Есения, пора спать. Иди, милая, я тоже с тобой посплю.
- Я занята, - ответила Еся. – Я разговариваю.
- С кем ты разговариваешь? – удивилась мама. – С тобой рядом никого нет.
- Я разговариваю с мухой.

И правда, на столике сидела муха. Летала-летала где-то и села на столик, будто ни на что другое не могла сесть. Муха большая, не из комнатных. И в ширину, и в длину одинаковая. И что интересно – сидит не двигаясь, будто ее приклеили.
- Ты чего, муха, на мой столик села? – спросила Еся. - Вон забор, сосна, крылечко… А ты на мой столик.
Отвечает муха:
- А твой столик нагрелся на солнышке, вот и села.

Еся потрогала ладошкой столик – и впрямь теплый. Только тень от листочков надвинулась на то место, где сидела муха, та сразу подвинулась под солнышко. Чудеса, думает Еся, всего-навсего муха, а соображает.

Проходят минута, другая, десять, а муха сидит. Где это видано, чтобы муха на одном месте так долго сидела?! Может, заснула на тепле, может, крылышки устали, а может, заслушалась кукушкиным кукованием, считает, сколько дней ей осталось жить? Спросить бы саму муху, да неловко как-то – вдруг разбудит.
Наконец, зашевелилась.

- Что, - спросила Еся, - поспала?
 Муха вздохнула:
- Отдохнула малость. У меня, видишь ли, крылышко одно повреждено. Мухоловка злая отцапала.  Тяжеловато летать стало.
- Ну, прилетай, как выздоровеешь. Поговорим, - попрощалась Еся с мухой. – А я пойду к маме, побаюкаю ее, она ведь без меня ни за что не заснет.

С СОЛНЦЕМ ПОЗДОРОВАТЬСЯ

Рано утром засверкали молнии, загремел гром и вслед за ними хлынул ливень. Крупные капли дождя барабанили по крыше дачи так громко, будто кто-то спустил с горы бочку, заполненную камнями. Шум этот все же не разбудил Есю, она только повернулась на другой бок и зевнула. Сладок утренний сон, ах, как сладок!

Когда Еся проснулась,. огромная фиолетовая туча уплыла далеко. Мама сказала:
- Если хочешь выйти на улицу и посмотреть вон на того дятла, который долбит сосну, то надень резиновые сапожки. Трава еще не подсохла, промочишь ноги.

Еся вышла тихонько, и чтобы не напугать дятла, схоронилась за кустом сирени. Дятел все же насторожился, но не заметив опасности, вновь стал часто долбить сосну. Это про него дедушка как-то сказал, что дятел делает тысячу выстрелов в секунду. А папа сказал, что дятел ищет под корой жучков, которые едят дерево. Их так и называют: короеды. И добавил: «Дятел очень полезная птица, потому что он лечит деревья».

А сосны такие высокие, что, казалось, их вершины доставали облака. Когда дул ветер, они широко раскачивались из стороны в сторону, кланялись друг другу, словно здороваясь. Ветер застревал в зеленой кроне и, пытаясь выйти из нее, стонал и то ли сердился, то ли жаловался на кого-то.

 Одна сосна до того толстая, что папа с дедушкой не могли обхватить ее - не хватило рук. И десять таких девочек, как Еся, не обхватили бы ее. Сосна-гигант почти до самой кроны заросла диким виноградом; придет осень, покрасит листья винограда в багряный цвет, и сосна станет похожей на язык пламени огромного костра.
В другом углу двора выросла высокая, но тонкая сосна.  Еся очень беспокоилась за нее: налетит ветер, говорила дедушке, и сломает.
- А вот и не сломает, - успокоил дедушка. – Ты посмотри на ее крону, она наклонилась на вершину могучей сосны, та ее поддерживает. Поди спроси у могучей, кем она приходится тонкой, слабенькой? Я думаю, или сестрой, или мамой.

Еся подошла к могучей сосне и тихо, чтобы не слышали другие сосны, спросила:
- Эта тонкая сосна твоя дочка?
- Так и есть, дочка.
- Наверное, ты ее очень любишь, раз пустила ее крону в свою.
- Конечно, люблю. Хотя и не всегда она меня слушалась. Просила ее: не расти так быстро, налетит ураган – сломает. Где там – вымахала выше меня!
- А что же она так торопилась? – спросила Еся.
- В тени росла, среди больших сосен. Вот и спешила с солнцем поздороваться.
Вечером Еся спросила маму:
- А я быстро расту?
- Ну, что значит быстро, медленно?.. Нормально растешь, как и все.

Все-таки не надо торопиться, рассудила Еся. Я же не сосна, которая стоит на месте и не может выйти на солнышко. А я с солнышком в любой момент могу поздороваться.

ПАСЛИСЬ БАРАШКИ С ОВЕЧКАМИ В НЕБЕ

Однажды Еся решила погулять в парке. В нем росли сосны, ели, березы.
Сосны были высокие, выше всякого дома; одеты в темно-коричневые костюмы, которые в лучах солнышка становились огненно-рыжими.

Ели обросли зелеными ветвями и думали, что у них самый красивый в парке халат.
Но, конечно, самое красивое платье было у березы: белее первого снега.
Еся шла по тропинке. Девочкой она была умненькой, и, чтобы найти обратный путь и не заблудиться, примечала каждый кустик, каждый поворот.

Тропинка привела Есю на поляну. Здесь не было ни сосен, ни елей, ни берез. Одна трава - нежная, шелковистая. С травы еще не сошла роса; ее капельки блестели в лучах солнышка и очень похожи были на алмазные камешки.

Вдруг Еся увидела в траве какие-то красные ягоды! О, земляника! И такая крупная, сладкая! Еся собрала целую ладошку земляники и съела. Ничего вкуснее ей еще не доводилось есть.
Еся была не только умненькой девочкой, но и доброй, ласковой. Она подумала: «Когда пойду домой, наберу две ладошки земляники – маме и папе». – И тут вспомнила, что у нее есть еще и дедушка. И ему бы принести ягодки, но ведь третьей ладошки у нее нет. Как быть? «А, - догадалась Еся, - мама с папой с дедушкой поделятся».

За спиной Еси что-то зашуршало. Наверное, белочка, подумала она. Но это была сорока. Сорока села рядом и спросила: «Не хочешь ли ты познакомиться с лесными птичками? Они ждут тебя на краю поляны, на той вон березе».
- Ты же птица, - удивилась Еся, - а говоришь человечьим языком…
- Ничего удивительного, - сказала сорока, - я раньше была, как и ты, девочкой. Меня волшебница превратила в сороку за то, что я много болтала на уроках. Перестану много болтать, волшебница опять превратит меня в девочку. Но пока мне нравится быть сорокой.

Сорока подпрыгнула три раза и оказалась совсем рядом с Есей:
- Так хочешь встретится с птичками, или нет? Решай.
Еся пошла вслед за сорокой. Около березки собрались синички, скворцы, дрозды, дятлы и много других птиц, с которыми Еся не была знакома. Была тут и сова, она, показалось Есе, спала. Птички все разом защебетали, заговорили на своем языке.
- Что они говорят? – спросила Еся сороку. – Я ничего не понимаю.
- Они предлагают тебе взглянуть наверх, в небо. Видишь, там пасутся белые барашки и овечки? Птички соткали маленький коврик и хотят поднять тебя к ним.
- А это не опасно? – спросила Еся. – Я бы хотела полететь туда с мамой и папой.

Сова проснулась и сказала:
- Нет, с мамой и папой нельзя: они тяжелые, а коврик маленький. Он вас не выдержит, и вы упадете.

Еся подумала и согласилась: уж очень ей хотелось погулять с барашками и овечками. Птички взяли клювами коврик и понеслись в небо.
Увидели барашки и овечки Есю и заблеяли:
- Меня погладь!
- И меня!
- Со мной поиграй!
- Со мной!
- Посмотри, какие у меня красивые рожки!
- А у меня еще красивее!

Еся только успевала приласкать овечек и барашков – так их было много. Наконец, птички сказали:
- Пора возвращаться на землю. Мы устали.
На поляне Еся набрала две ладошки земляники и возвратилась домой.
- Где ты была? – спросила мама.
Еся улыбнулась:
- Я гуляла в небе с барашками и разговаривала с сорокой.
- Ах, ты моя выдумщица любимая, - засмеялась мама. – Давай помоем ручки, они у тебя красные от земляники. А папа сказал:
- Почему выдумщица?.. Я тоже, когда был маленький, гулял в небе с овечками. А однажды даже с телятами и жеребятами.

ЕСЯ ЛЕТИТ НА ЛУНУ

В квартире номер 3, в доме 7 по улице Московской случилось чудо. Здесь в небольшой комнатке жила девочка Еся. Она только что вернулась с теплого моря, соскучилась по своим игрушкам, особенно по собачкам и кисонькам. И игрушки соскучились: все хотели поиграть с ней.

Но близилась ночь, и Еся захотела спать, потому что в самолете устала.  Она приняла душ и улеглась в кроватку. Стала уже засыпать, как вдруг кто-то постучал в окно. «Кто это может быть в такой поздний час? – подумала Еся.  Она подошла к окну. На деревянной раме, зацепившись за нее коготками, сидела синичка. Еся прошептала:
- Что случилось с тобой, синичка? Ты потеряла свой дом?
- Меня послал к тебе мальчик, который живет на Луне, - тонким голосом сказала птаха.  - Он хочет с тобой познакомиться. Я думаю, ты ему понравилась.
Еся удивилась:
- Но как же мы сможем познакомиться? Я слышала, что на Луне нельзя жить, потому что на ней нет воздуха и нечем дышать. И там, говорят, очень холодно.
— Это тебя не должно беспокоить. У мальчика есть одежда, которая спасет тебя от холода. Такую одежду называют скафандрами. К тому же, он сам может прилететь к тебе на Землю.

И только произнесла синичка эти слова, как Еся увидела, что мальчик   приближается к окну. У него не было крыльев, но он летел быстрее любой птицы. Он стоял на краю большого железного диска, встречный ветер играл его волосами каштанового цвета, красный плащ развевался в стороны. Он держал в руках белую розу и улыбался.

- Здравствуй, Еся, - сказал мальчик, когда оказался перед окном. – Меня зовут Маленьким принцем, я очень хочу поиграть с тобой. Но теперь, - вздохнул он, - ночь, и тебе, наверное, надо спать.
- А ты прилетай днем, - сказала Еся. – Мы с тобой построим железную дорогу и покатаемся в вагончиках. А еще, знаешь, что мне хочется?
- Что? – спросил Маленький принц.
- Я читала в книжке о путешествии улитки по океанам. Улитка совсем маленькая и поэтому ходит медленно, а побывать в разных краях, ах, как желала. И она попросила огромного кита взять ее на хвост. Так они плавали по морям-океанам, и улитка посмотрела весь мир.

- Я тебе покажу и Луну, и звезды. Что пожелаешь, - пообещал мальчик. – Только ты дружи со мной.
Еся надела скафандр, и они полетели на Луну!  Луна становилась все больше и больше, а звезды все ярче и ярче. «О, - перешептывались звезды, - Маленький принц, наконец, подружился с красивой девочкой, и теперь ему не будет так одиноко». И солнышко широко улыбалось и хлопало в ладоши: «Поздравляю тебя, малыш! Здравствуй, Еся!»

…Утром Еся проснулась и вспомнила о своем приключении.
- Как интересно, - радовалась мама. Папа торопился на работу и попросил Есю рассказать эту историю вечером, когда вернется домой. А дедушка сказал:
- В следующий раз, когда прилетит Маленький принц, попроси его и меня взять с вами. Так хочется побывать на Луне!

СПАСЕНИЕ БЕЛОЙ БАБОЧКИ

Паук жил в углу забора между двумя досками рядом с кустами смородины и крыжовника. Там он ткал паутину.

Ах, каким же изобретательным был этот ткач! Никто не мог сравняться с ним в мастерстве. Паутина напоминала тонкую-тонкую вуаль, подобно той, которую носят самые красивые девочки. Под вуалью девочки прятали свои лица, чтобы их ненароком не разглядел страшный Бармалей, не превратил в куклы и не забрал в цирк-балаган.
Светлячки, бабочки, а особенно мухи (и даже кусачие осы!) не любили и боялись паука. Боялись не его самого, а паутину, которую он плел. Стоило в нее попасть, как ноги и крылья увязали в ней, и они никак не могли выбраться. Мухи, букашки кричали, звали на помощь, но паутина все сильнее и сильнее опутывала их.

Однажды Еся оказалась рядом с кустом красной смородины - хотела сорвать ягоду. И вдруг заметила в паутине белую бабочку. Бабочка, пытаясь выбраться, изо всех сил махала крыльями, но все глубже и глубже увязала в паутине. «Спасите меня! – плакала она. – Я хочу к маме!»
 
Есе стало жалко бабочку, она успокаивала ее: «Потерпи, милая, сейчас я тебе помогу». Она знала, что бабочку лучше пальцами не брать; ведь на ее крылышках пыльца, и, если нечаянно стереть ее, бабочка разучится летать.

Поэтому Еся нашла тонкую-тонкую сухую палочку и принялась ею рвать под бабочкой паутину. Это нужно было сделать, чтобы освободить ножки бабочки.
Но тут откуда-то сверху, на канате, спустился паук и во весь голос завопил: «Кто посмел разорвать самую прекрасную паутинку и украсть мою добычу!? Трепещите и бегите прочь! Иначе всех запутаю, а потом съем!»

Было у Паука восемь ножек. Спереди две маленьких и две длинных, а сзади четыре, все поменьше. Пожелает Паук, ножки сложит, станут они вроде крючков. А то распрямит, ощупывает ими все вокруг. Тельце у Паука похоже на кляксу в тетрадке неаккуратного мальчика-первоклассника.

Еся не испугалась угроз паука.
- Скажи мне, - спросила Еся, - зачем тебе восемь ног? У меня две – и хватает.
- А они не просто ножки, а еще и антенны. Я ими чувствую, что делается в беседке, во всем саду. Они мне говорят, дождик ли пойдет или сухо будет.
- Все равно, ты, паук, нехорошее насекомое, - сказала Еся. – Я думала, ты плетешь паутину, чтобы порадовать всех, показать, какой ты мастер, а ты ее придумал, чтобы ловить безобидных бабочек. Вот что останется от твоей паутины!!!

И Еся порвала паутину. Бабочка освободилась и, улетая, крикнула:
- Спасибо тебе, Еся! Я всем расскажу, какая ты добрая. Самые красивые бабочки прилетят к тебе, и мы все вместе поиграем в прятки. Мы будем прятаться, а ты нас искать.

ПОЧЕМУ РОДНИКИ ОБИДЕЛИСЬ

На краю зеленого парка выросла толстая-претолстая береза. А недалеко от нее - соседки, молодые березки с зелеными кудрями. Еся попросила молодых березок спросить у большой березы, сколько лет она живет. Ведь Еся не умеет говорить на березовом языке. Они и спросили:
- Бабушка Береза, сколько тебе лет?

Береза пошелестела листьями (так она считала годы), и отвечала скрипучим голосом:
- Наверное, сто лет. А может, и больше. Видите, вон там ручей течет? А я помню, когда была еще маленькой, на его месте речка бежала. Она хоть и не глубокая была, но вода в ней студеная, чистая; рыбки игрались, лягушки по вечерам концерты устраивали. Жил тут рядом мальчик, на дудочке играл, да так задушевно, что птицы замолкали – его слушали.
- Бабушка Береза, а куда же речка подевалась? – поинтересовались молодые березки.
- Как куда?.. Вы разве не знаете, откуда в речке вода берется? Из родников подземных. Пробивает один родник землю, другой, третий, вот вам и речка. Видно, засорились родники, речка и обмелела. Но так ли не так, я не знаю. У меня нет ног, чтобы сходить туда и самой посмотреть, что случилось.  А вот к вам пришла девочка, у нее ножки есть, пусть сходит узнает.
 
Пошла Еся к тому месту, откуда ручей течет. А там все голо, только три березы остались. Чахлые, с облезшей корой.
- Скажите, березы, - обратилась к ним Еся, - тут ли родники из земли били?
Еся, пока березки разговаривали с бабушкой Березой, выучила их язык.
- Тут, тут, - сказала одна. – Только давно это было.
- А что же они теперь в земле спрятались?
- А ты не схоронилась бы?! Погляди, что люди наделали: пустые бутылки раскиданы, банки консервные, бумага, пакеты, тряпки. А там вон колеса от машин, обгорелые палки. Все истоптали так, что трава и та не растет. Вот родники и обиделись. А раньше вокруг черемуха цвела, соловьи песни пели.

- А бабушка Береза говорила, будто рядом с вами мальчик жил, на дудочке играл. Не знаете ли, где он теперь?
- Помним – жил. Он сюда к дедушке с бабушкой приезжал на лето. Они с дедушкой ухаживали за родниками: лопаткой расчищали дно, песку туда приносили, посадили кусты рябины и калины красной. Родники их сильно любили, водой холодной в жаркие дни поили. Мальчик еще говорил: «Дедушка, наша вода вкуснее любого мороженого». Но давно уже мальчика мы не видели, наверное, в город насовсем уехал.

Так грустно стало Есе от слов берез! Прощаясь, она сказала:
- Пока я еще маленькая, а как подрасту, обязательно приду к родникам и освобожу их из-под земли.

НА РЫБАЛКЕ

Вечером перед выходными днями папа приехал с работы и спросил Есю:
- Хочешь завтра поехать на рыбалку? Озеро уже покрылось льдом, просверлим лунки и станем ловить окуней и щук.
Мама сказала:
- Я тоже поеду с вами. Мне страсть как хочется поймать огромную щуку.

На берегу озера, куда они собрались, был домик с баней, в котором жил дедушка. Папа накануне позвонил ему и попросил хорошо их протопить. «А то я сам не догадался бы», - проворчал дедушка. Но на самом деле он очень обрадовался тому, что приедет Еся.

И вот Еся с папой и мамой на озере! Лед еще тонкий; он даже слегка прогибался под папой – папа же вон какой большой! Мама беспокоилась: а вдруг провалится? Папа показывал на рыболовов: «Видишь, никто не провалился».

Еся набрала с собой камешки и бросала их по льду. Камешки мчались по скользкому льду и звенели словно серебряные колокольчики.
 
Папа пробурил вблизи друг от друга три лунки, расчехлил удочки-«подергушки» и показал Есе, как ловить рыбу. Ловили они ее в фанерной будке на салазках. В ней был малюсенький столик, три стульчика и даже печка. В одной из стенок будки просверлена дырка, куда опускали пойманную рыбу.
 
Первым поймал окуня папа, потом Еся, потом мама. Окунь так клевал, что уже через час они поймали тридцать штук. «Славная уха получится! – радовался папа. – Вот только чистить окуня от чешуи я не люблю». «Ничего, Еся тебе поможет, - заверила мама. – А не пора ли нам выйти из будки и покататься на льду?»

Они вышли и… О, такого не может быть никогда! Ни одного окуня около будки не было. Ни одного! Папа с мамой растерянно глядели по сторонам: куда подевался улов?

Но тут с вершин сосен на берегу каркнула ворона, за ней вся стая… «Ах, вы воровки! – крикнул им папа. – Мало того, что стащили нашу рыбу, так еще и смеются над нами».

…Но без ухи Еся с папой и мамой не остались. Дедушка еще прежде поймал много окуней и даже одну щуку. И чистить не надо, потому что он их уже почистил.
А ворон Еся, папа, мама и дедушка простили. «Им тоже хочется есть, - сказал дедушка. – А ловить рыбу из-под льда они не умеют».

ЖУК СБЕЖАЛ…

Дедушка встретил Есю на даче, у калитки. Она приехала с папой и мамой на эту дачу впервые. И сказал дедушка с грустью:
- Приношу извинения тебе, Еся. Вчера вечером поймал жука, поместил его в коробочку, чтобы тебе показать, а он сбежал.

- Да ты, наверное, дидинька, плохо закрыл коробочку, вот он и сбежал, - огорчилась Еся. – А жук-то красивый?

- Я за всю свою жизнь не видел такого красавца. На спине броня, как у танка! Фиолетового цвета с зелеными пятнашками. Усы длинные, лапки коричневые. Но самое главное, знаешь что?
- Не знаю. Что?
- А то, что у него под броней …крылья! Оказывается, он умеет не только ходить, но и летать.

- Ох, дидинька, что же ты наделал, - еще больше расстроилась Еся. – Замочек или хотя бы защелку сделал для коробочки, тогда не сбежал бы.
- А мне чудится, Еся, не сам по себе он сбежал. Как же он изнутри откроет коробочку?  Помогли ему…
- Кто же ему мог помочь? – удивилась Еся.

И дедушка поведал Есе такую историю.
- Ночью, когда я уже заснул, послышались тихие голоса. Как раз оттуда, где оставил коробочку с жуком. Будто кто-то таится, перешептывается. Один лишь говорил погромче. И все повторял: «Свободу жуку-Броненосцу, свободу жуку-Броненосцу!» А я не поверил, что это наяву, подумал, снится. А выходит, не снилось… Наверное, Еся, собрались разные букашки, козявки, муравьишки, поднатужились - и открыли коробочку.

Еся помолчала-помолчала, а потом сказала дедушке:
- Ну, и хорошо, что спасли. В следующий раз, дидинька, не запирай жуков в коробочку. Они там могут умереть от страха и тоски.