Михаил Врубель. Демон летящий

Алина Алексеева-Маркезин
         Михаил Врубель.Демон летящий. 1899
Холст, масло. 138,5 ; 430,5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург(Картина не закончена)

            Демонов художник Михаил Врубель рисовал везде: на обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаги… То демон стоял, в тоске заломив за голову руки, то сидел, то парил высоко в небе, распустив волшебные крылья, то, изломанный, лежал на скалах Кавказа.

          Были карандашные рисунки, были эскизы картин, были картины. Сколько — никто не знал, потому как, чаще всего, они уничтожались художником. Демоническая тема преследовала художника на протяжении почти всей его творческой жизни. Когда эта тема только появилась, и родные, и друзья художники были удивлены, пытались понять и предостеречь.

           Но Михаил Александрович так складно рассказывал о том, что «демон» — это не черт и не сатана, а душа. Отец художника вполне был удовлетворён таким ответом:«Миша… говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный,… но всего этого в его Демоне ещё далеко нет».

          Отец умер и не узнал, как образ демона оформился, окреп, прославил и погубил его сына, но так и остался неуловимым и непокоренным.
«ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ » — незаконченная картина Михаила Врубеля. Написана в 1899 году и является частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон».«

          Врубель вернулся к демонической теме через восемь лет после работы над картиной «Демон и Тамара». Работа над картиной не закончена по неизвестной причине.

«…И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял…»
М.Ю. Лермонтов »

           На картине изображён демон, летящий над Кавказом. На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река (предположительно — Терек).

        Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом. Картина выполнена в мрачных коричневых тонах, в абстрактном стиле. Многие детали отсутствуют или прорисованы плохо, отчего замысел автора ясен не до конца.

          Для художника демон - символ противостояния всему, непокорности и отважной защиты своих убеждений, вопреки всем авторитетам. Свобода - главное для мастера в его герое. Коричневые тона - отсылка к оперению орла.

Причины по которым автор оставил работу незаконченной, остались неизвестными. Возможно, мастер не нашел достаточно глубокой идеи для полотна, или посчитал сам сюжет достаточно упрощенным. Известно, что через год художник вернется к образу падшего ангела.