Немного о детях и эмоциях

Карпова Татьяна
    
    Нам, людям, дан великий дар Творцом - испытывать огромный спектр эмоций и чувств. Наслаждаться ими, проживать, изучать. Они разные - ведь именно разнообразие позволяет нашей Земле быть такой прекрасной.

    Чем хуже земляной червяк белого лебедя? Чем лебедь лучше червяка? И тот и другой создан для чего-то. Один - дарить красоту, возможность любоваться его грацией, благородством. Второй - очищать нашу землю, помогать почве поддерживать свою структуру.

    Так и эмоции - они для чего-то. И только наше не понимание их предназначения делит их на "хорошие" и "плохие". Плач грудного голодного ребенка не вызывает у нас возмущения, потому что он не может пока по-другому выразить свое желание. Но ведь в этом плаче есть и гнев, и возмущение, и нетерпение, и обида.

     Плач подросшего заболевшего ребенка тоже воспринимается нами терпимо. А в нем также проявлены эмоции: те же обида, боль, страх. А вот плач ребенка, которого наказали за то, что он громко смеялся, кричал или топал (словом, вел себя не так, как нам удобно) - зачастую вызывает раздражение и злость взрослых.

    Почему? Ведь ребенок учится познавать мир. Он топает, стучит, кричит не потому, что он плох или капризен. А потому, что ему важно - самому, на своем опыте узнать что-то новое:  как звучат предметы, если их бить друг о друга, от чего зависит громкость звука? Что будет, если топнуть ногой по воде или по земле?

   Он - исследователь. Только потрогав, лизнув, услышав, разобрав, он может понять именно то, что хочет понять ОН! САМ! Ему не интересно и не особо важно то, что мы ему СКАЖЕМ про это! Ломая игрушку - он не вредит, он изучает ее. Разорвав книгу - он слушает! Он еще и - САМ - получает ОПЫТ: что можно, а что нельзя исправить.

    Это не значит, что взрослые должны разрешать ломать и крушить все подряд. Просто нужно давать ребенку такую ВОЗМОЖНОСТЬ: ИССЛЕДОВАТЬ МИР!. Старые журналы, недорогие игрушки, которых не жаль, и т.д. Нужно разрешать детям  кричать, и злиться, и даже проявлять агрессию и ненависть. Без наказания за это. В любви к нему. (во-время и "грамотно" полученный опыт не выйдет потом за рамки "недозволенного").

    Дети - маленькие дети - очень мудры. Если мы не "перепрограммируем" их, они сами могут осознать, через свой опыт, - как комфортно управлять эмоциями. Нужно разрешать детям совершать их собственные маленькие ошибки, не наказывая. Тогда их опыт будет мудреть. Тогда не будет страхов совершить ошибку. Тогда человек не будет пытаться спрятать от других свои эмоции, забивая свое тело токсинами, обидами, копя злость и агрессию.

    Не позволяя детям самовыражаться, в том числе выражать "плохие" эмоции, мы подвергаем их моральному насилию. Мы перекрываем их непосредственность. Эмоции накапливаются, не находя выхода, напряжение растет, не получая возможности освободиться. Эмоции токсичны, поэтому начинается процесс "отравления" - души, тела. Так появляются "желчные" люди. Тело страдает, напряжение растет... Конец предсказуем - болезнь, наркотики, преступления и т.д.

    Дети, которым запрещали исследовать жизнь и пробовать ее на вкус, теряют в конце концов интерес к исследованию. А потом мы спрашиваем их: "Почему ты все время проводишь в компьютере? Почему ты такой пассивный?" - Да просто потому, что мы САМИ запрещали детям проявлять активность и любопытство. Потому что нам, простите, лень лишний раз уделить время своему ребенку. Время, внимание, любовь, терпение опять же..

     Потому что зачастую мы не готовы к тому, чтобы ребенок появился в нашей семье (да-да!)...

    Детям можно и нужно изучать не только "хорошее", но и "плохое". В тех дозах и проявлениях "плохого", которое им доступно - оно не будет опасно ни для них, ни для мира. Главное, чтобы взрослые были рядом, чтобы ребенок не причинил себе вреда. Не проявленные в детстве "плохие" эмоции будут копиться и все равно проявятся, но это уже может иметь очень печальные последствия.

   А ведь "плохие" эмоции не так плохи, если уметь ими пользоваться. В них, как и в позитивных, заложен большой энергетический потенциал. Злость или ярость, например, может защитить нас или окружающих людей от опасности или угрозы. И так далее.

   Ничто не создано Творцом просто так. На земле нужно и важно все, что проявлено и проявляется - и "хорошее", и "плохое". Умение и знание, как экологично и своевременно выражать негативные чувства и эмоции, скорее всего, могут положить конец преступности и насилию на нашей планете... Нужно только ОЧЕНЬ этого захотеть. И учиться.

Май 2016. Новосибирск