230 Счастливый человек 23-25 апреля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

230. Счастливый человек. 23-25 апреля 1973 года.

Сводка погоды: Балтийск. среда 25 апреля 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 3.9°C тепла, средняя: плюс 5.5°C тепла, макс.: плюс 6.8°C тепла, 0.1 мм осадков, морось.

В понедельник 23 апреля 1973 года на Балтийск налетел шквалистый дождь, как привет из седой Балтики. БПК "Свирепый" ненадолго вышел в море, чтобы произвести повторные необходимые измерения скорости хода, успокоения качки, геомагнитных и навигационных параметров определения местонахождения (по береговым ориентирам и пеленгам). Все показатели навигационных РЛС и приборов оказались теми же, что были получены в ходе ходовых испытаний - корабль был готов к выходу в море-океан.

Примечательно, что командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров "отобрал" меня на время у замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина, чтобы я помог рулевым "штурманцам" с измерениями. С удовольствием и азартом "вспомнил былое" и занимался вместе с командиром отделения рулевых Анатолием Телешевым и молодым рулевым привычной работой. Правда все вычисления делал Геннадий Фёдорович, а я "тупо" при этом присутствовал, потому что уже начал всё забывать, медлить с ответной реакцией, стыдно "тупить". "Надо заниматься!" - вместе с ударами сердца билась мне в покрасневшие виски справедливая мысль...

Сегодня мы все, весь экипаж БПК "Свирепый", получили деньги - наше денежное содержание, "зарплату", вознаграждение за учебно-боевой сборпоход и несостоявшийся заход в иностранный порт-базу - Росток-Варнемюнде (ГДР). Все были сдержанно довольны, особенно офицеры и мичманы, потому что неожиданно мы получили относительно "большие" деньги (больше, чем обычно). Все сразу же озаботились, как потратить эти "огромные" суммы.

Мой друг, годок и боевой товарищ Вячеслав Евдокимов собирался в отпуск на родину в Ленинград. Он лихорадочно брал у всех деньги "взаймы", потому что хотел своей маме и любимой девушке привезти из Калининграда дорогие янтарные украшения. Занял и я Славке "пятёрку" (больше "трёшки" он ни у кого не брал, так как потом надо было отдавать). Я мог бы дать другу больше денег, потому что не курил, не ходил в увольнение "по девочкам" и не пил в укромных уголках вино, водку и пиво, но я ожидал, что скоро и мне тоже ехать домой во второй отпуск, так что денежки будут нужны.

Вечером я записал в дневник-ежедневник итог сегодняшнего дня:
23 апреля 1973 пн
Произвели измерения. Показатели те же. Надо заниматься. Получил деньги. Завтра едет Евдокимыч в отпуск домой. Скоро и мне. Писем нет. Были в море.

Во вторник 24 апреля 1973 года рано утром многочисленные друзья-годки Славки Евдокимова проводили его с корабля домой в 10-дневный отпуск. Он долго махал нам бескозыркой, мы в ответ тоже дружно махали ему в напутствие, а потом он скорым шагом помчался к КПП ВМБ Балтийск, чтобы успеть на дизель-поезд до Калининграда, затем на скорый поезд в Ленинград. В последние часы перед уходом в отпуск Славка то и дело читал голосом и с выражением лица Бармалея: "Как я рад, как я рад, что поеду в Ленинград!".

Славке Евдокимову повезло, потому что не было дождя, но "на улице" (так в базе мы называли диабазовую мостовую нашего причала №63, у которого стоял БПК "Свирепый") всё же было прохладно: во вторник 24 апреля 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 5.0°C тепла, средняя: плюс 6.5°C тепла, макс.: плюс 9.9°C тепла, без осадков.

Уехал Славка в Ленинград, стало грустно, к тому же замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин огорошил меня новостью: я в отпуск не еду... Близится праздник Первомая, надо серьёзно готовиться, потому что будет инспекционная проверка, смотр экипажа, наглядной агитации, контрольное политзанятие, проверка состояния комсомольской и культурно-досуговой работы, короче, всего того, что требуется при подготовке корабля и экипажа корабля перед выходом на БС (боевую службу).

Вечером я снова записал в своём дневнике-ежедневнике (личном вахтенном журнале):
24 апреля 1973 вт (вторник)
Писем нет. Сегодня произошло то, чего я боялся. В отпуск не еду! Нужен здесь. Жалко. Впереди много работы. Ну, что же, подождём.

Комплексная инспекционная проверка флагманских специалистов 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ выявила какие-то недостатки в организации службы в БЧ-5 и РТС, поэтому в среду 25 апреля 1973 года БПК "Свирепый" выполнил тренировочный выход в море, при этом в офицерской кают-компании отмечали какое-то, вероятно, важное и значительное событие. Я после отъезда Славки Евдокимова в отпуск в Ленинград был не в настроении, никуда из ленкаюты не выходил и страдал от отсутствия писем, особенно, от Вали Архиповой. Небось она тоже "очень рада, что мы все из Ленинграда"...

Вечером в моём личном вахтенном журнале-дневнике появилась запись:
25 апреля 1973 ср
Были в море. Простой тренировочный выход. Невольно жду письма. Пора кончать эту меланхолию. Вчера уехал Евдокимов в отпуск. Смотрел фильм «Счастливый человек» - Во!

Художественный фильм "Счастливый человек" (1970) всем морякам БПК "Свирепый" понравился - это был модный в ту пору фильм на "производственную тему" о молодом рабочем на стройке Крайнего Севера, о закалке его характера, о молодой удали, геройстве, любви, судьбе. Фильм был интересный и его ещё долго обсуждали, делились впечатлениями, спорили. По доброй традиции вечером в ленкаюту опять собрались годки и к ним приближённые друзья, чтобы "погутарить". Угостить мне их было нечем, кроме солёной вяленой воблы, которую нам давали "в моря", как средство от "морской болезни", зато наговорились мы "всласть".

- Мне кажется, - начал я общий разговор, - что этот фильм ("Счастливый человек") вовсе не о любви. Конечно, любовь почти через весь фильм проходит, но главное, мне кажется, не в этом...
- Когда кажется - креститься надо! - перебили меня годки почти хором. - Фильм не зря назвали "Счастливый человек". Это фильм о счастье, о жизни, о счастливой жизни, которой все хотят, вот нам для примера и показывают.
- Да, - подал голос один из, обычно, молчаливых присутствующих годков. - Димка (герой фильма - автор) - это парень счастливый, сразу видно, потому что у него всё как-то играючи, легко и свободно получается.
- А почему? - "невинно" спросил я. - Может это нам специально такого показывают героя?
- Не... - протянул "молчаливый годок". - У меня старший брат такой же - серьёзный и весёлый одновременно, любит жизнь и жить хорошо, со всеми ровно общается, говорит просто, без "понтов". Он умеет классно дарить подарки, причём вроде бы мелочь, а приятно. Его девки любят...
- Ты как-то о нём говоришь, как будто о чём-то сожалеешь?
- Да... Он также, как этот Димка в фильме порушил любовь своей бывшей подруги. Не мог смириться, что она ему "изменила" с другим... Дурак. Он потом опять на Север укатил, а девчонка ему поверила..., рассталась с парнем, а ей просто уже замуж надо было выходить, детей рожать, - возраст...
- Так часто бывает, - поддержал друга другой годок. - У нас в деревне таких "верхолётов" из города мужики били сурово, потом собирали и прогоняли, чтобы девок не портили и мозги им всякой шушерой не забивали.

- Когда парень с девушкой любят друг друга по-настоящему, - робко сказал один из приглашённых на "посиделки" молодых матросов, - то они ни на кого другого смотреть не должны. Решились - поженились, и всё! Эти Ольга с Никитой (герои фильма - автор) даже дату свадьбы назначили, значит, любили всерьёз друг друга, а третий, как говорится, лишний, пусть даже когда-то и лучший друг!
- Да! - твёрдо сказал я, вспомнив о "годковском законе", который хранился в моём рисовальном альбоме в глубокой и тесной шхере за переборкой корабельной библиотеки БПК "Свирепывй". - На флоте есть давняя традиция в любовных делах: "Третий лишний. Третий должен уйти". Помните, как в песне поётся?

Ну, а случись, что друг влюблен,
А я на его пути,
Уйду с дороги, таков закон:
Третий должен уйти.

Я взял гитару и с удовольствием спел песню о друге Олега Анофриева из кинофильма "Путь к причалу":

Если радость на всех одна,
На всех и беда одна.
Море встает за волной волна,
А за спиной спина.
Здесь у самой кромки бортов
Друга прикроет друг.
Друг всегда уступить готов
Место в шлюпке и круг.
Друг всегда уступить готов
Место в шлюпке и круг.

Друга не надо просить ни о чём,
С ним не страшна беда.
Друг мой, третье моё плечо,
Будет со мной всегда.
Ну, а случится, что он влюблён,
А я на его пути...
Уйду с дороги, таков закон,
Третий должен уйти.
Уйду с дороги, таков закон,
Третий должен уйти.

- Этот "друг" Ольги тоже "хорош"! - вдруг заявил один из старшин. - Ладно в армии служил... Обязанность... Она его ждала. А потом он укатил вместе со всеми на Север, на стройку, потому что вся рота поехала. Это что - оправдание перед девчонкой? Она что? Ждать должна, когда он соизволит вернуться? А когда он вернётся? А жить когда? Жить-то всем "хотца" не потом, а сейчас!
- Да, девок тоже понять можно, - сказал один из годков и тревожно оглядел выражения лиц собравшихся. - "Девичий век" короткий. Им замуж надо побыстрее, чтобы вовремя деток рожать, дом обустраивать, семью заводить. Это нам, бобылям, служить, а им-то, главное, дом, семья, дети.
- А я своей, - сказал "молчаливый годок", - ещё когда призывался сказал: "Не жди. Полюбишь кого - выходи замуж. Не терзайся. Переживём. За три года флотской службы всё может быть. Может быть я в море сгину...
- А она что? - тут же полюбопытствовали моряки.
- А она сказал: "Тяпун тебе на язык, дурачина! Я тебя ждать буду сколько хошь!
- Ждёт?
- Нет. Замуж выходит на "Красную Горку".
- Туда ей и дорога! - сказали хором "посидельцы" традиционную фразу для таких случаев. - Наше матросское дело - не рожать, всунул, вынул и бежать!

Все участники посиделок в ленкаюте у Суворова ещё долго весело и смущённо гоготали над этой немудрёной и грубоватой мужской шуткой, шутили, вспоминали анекдоты по этой "щекотливой" теме, случиа из жизни, байки.

- Да.., любовь! - продолжил тему разговора "молчаливый годок". - Он (Дима, герой фильма - автор) ей говорит: "Я тебя звал к себе!", а Ольга ему отвечает: "А я не слышала!". Чего же они друг другу не писали, если так друг друга любили?
- Да.., фильм так себе. - согласился кто-то из годков. - И свадьба расстроилась, и судьба нарушилась... Зачем всё это?
- А может быть они поженятся? (они - это герои фильма Ольга и Дима - автор). Они в парке объяснились. Ольга свадьбу отменила. Дима понравился её папе больше, чем Никита. Причём, обратите внимание, день свадьбы был назначен на день их встречи, как они договорились - через каждые пять лет.
- Да, всё верно, только Димка то ушёл от Ольги после из разговора в парке, оставил её одну. Плакать. Наказал, что ли?

Я несколько удивился тому, что мои друзья, моряки БПК "Свирепый", так глубоко и проникновенно смотрели этот фильм ("Счастливый человек").

- И вообще! - вдруг "взорвался" один из молодых матросов. - Этот Дима какой-то несерьёзный! Герой, конечно, но вечно со своей улыбочкой и "шуточками".
- Его Никита просит, как друга, уйди, а он "сапожищами на белую простыню". "Сапог", он и есть "сапог" - в словах "молодого" просквозила давняя традиционная неприязнь всех "флотских" ко всем сухопутным военнослужащим...
- Сам "напортачил", судьбу девке и хорошему парню испортил и свалил, как дверью хлопнул! Ни себе, ни людям! Гад! - разгорячились моряки, хотя сами только что хвалились и травили байки о том, как они "матросили" с девчонками в отпусках и увольнениях.

У меня этот фильм тоже оставил двойственное впечатление: с одной стороны - отличный фильм, на оценку "Во!", а с другой - действительно, вроде бы все нормальные, простые, рабочие люди, герои по-своему, а чего-то главного в главном герое недостаёт... Человечности, что ли? Порядочности? Да и геройствовал он как-то показушно, на людях, хотя и герой, конечно...

Ребята со мной согласились и мы ещё некоторое время молча посидели почти до самого отбоя и разошлись как-то очень по-дружески, по-доброму, с крепкими понимающими рукопожатиями, по-братски. Не знаю, кто был в этом фильме "счастливым человеком", но сейчас, в ночь с 25-го на 26-е апреля 1973 года я был по-настоящему счастливым человеком, потому что эти разнохарактерные ребята, с разными сроками срочной службы, а значит, с разными статусными положениями в экипаже, были едины и общались друг с другом и со мной откровенно, чисто, без "камня за пазухой", без годковского чванства и фанфаронства, по-человечески, - как и положено настоящим флотским братишкам. С этим ощущением флотского счастья я уснул и спал крепко-крепко, без обычных тяжких или сексуальных сновидений.

Может быть действительно, счастье, - это когда тебя понимают? "И принимают таким, какой ты есть!", - добавил из глубокого сна чей-то до боли знакомый женский внутренний голос из моей памяти. Кто это был? Мама? Валя Архипова? Фея красоты и страсти? Не знаю...

Фотоиллюстрация: ВМБ Балтийск. БПК "Свирепый". 25 апреля 1973 года. Кадр из художественного фильма "Счастливый человек" (1970). Никита (Виталий Коняев) - жених Оли, друг Димы, начальник на стройке и Оля (Эльвира Осипова) - невеста Никиты, работает в аптеке, бывшая подружка Димы. Дима - рабочий на стройке Крайнего Севера, герой фильма, "вершитель судеб" Никиты и Оли. Этот фильм очень помог мне "наладить контакт" с моряками БПК "Свирепый".