11. 6. Создание стиля

Виктор Тарасенко
11.5.5. Призыв
Призыв – это приглашение в конце проповеди, и он должен быть связан с основной идеей проповеди. Это своеобразный ответ слушателя на проповедь.
Его следует делать доверительным тоном, увещевая слушателей принять Слово Божие – как руководство в жизни.
Призыв – это призвание к действию, к изменению состояния. Нельзя полностью составить слова призыва, нужно наметить основные слова, и положиться на Духа Святого.
После того, как Билли Грэмм призывает в конце проповеди принять Христа, он ясно объясняет людям то, что им предстоит сделать на их первом шагу веры к спасению. После этого он отходит от кафедры и склоняет голову в безмолвной молитве. Он сделал всё что мог, чтобы разъяснить им Евангелие, и теперь ему остаётся лишь предстать в молитве пред Господом и ждать, что Дух Святой завершит чудесную работу в их душах. (16 ст.88)
Эффективность вашего обращения должна основываться на самой проповеди.
Проповедник – это глашатай Божий, предлагающий Божью благодать и приглашающий людей принять её. Подч1ркивая срочность принятия решения, вы тем самым делаете хороший переход к призыву. Однако, вместо того, чтобы много говорить во время призыва людям о Боге, было бы гораздо лучше и мудрее говорить в сосредоточенном молитве Богу о людях. Льюис Сперри Чейфер из Даллаской семинарии был убеждён, что надо говорить Богу о людях больше, чем мы говорим людям о Боге. В качестве варианта этой идеи, можно молиться о потерянном человеке из расчёта: один час на каждую минуту, которую мы предполагаем говорить о Христе.
«Молитва – это сила столь же реальная, как и земное притяжение» - Алексис Кэррэл.
Вам дано право проповедовать, ваши знания могут их впечатлить, ваша речь – волновать, а ваш призыв вызывать ответ, но спасает людей только Дух Святой. Ваша личность, знания, речь и призыв, могут быть помехой в Его деле, если вы не дадите Ему полный контроль над собой. Он сможет собрать через вашу проповедь большой урожай душ, чем вам казалось возможным.
То, что мы проповедуем, не есть наше, но Иисуса Христа как Господа. Это подобно тому, как сказал Бог: «Дайте свету осветить темноту, и он осветит в наших сердцах так же, как свет знания славы Божией в лице Иисуса Христа. Но мы носим это сокровище в глиняных сосудах, показывающих нам, что эта трансцендентная (неземная) сила принадлежит Богу, но не нам.» - Бэквудд. (53 ст.218)


11.6. СОЗДАНИЕ СТИЛЯ

После того, как закончено составление схемы проповеди, разработан её план и написан конспект (черновик), проповеднику следует поработать над стилем.
Стиль является манерой, а не предметом проповеди, он включает в себя заглавие, введение, главную часть, заключение и манеру изложения.
«Красноречивость есть искусство о всякой вещи говорить красно, и тем преклонять других к своему об этом мнению» - М.В. Ломоносов.
Проповедь сама по себе - это обращение в сложной ситуации. Почему она сложна? Потому, что слушатели – индивидуумы, и могут иметь различную мотивацию прихода в церковь.
У них у каждого, свои запросы и ожидания. Они отличаются друг от друга по социальному положению, интеллекту, доходам, здоровью и т.д.
Существует и определённый психологический барьер между тем, кто провозглашает, и тем, кто слушает. Задача проповедника состоит в том, чтобы сделать из разнородной массы слушателей – единое собрание – аудиторию едино мыслящих, следующих за мыслью проповедника.
Проповедь – это устное сообщение, поэтому и удержание внимания слушателей, во многом зависит от стиля изложения. Лучший стиль – это живой русский язык обычного устного общения.

11.6.1. Элементы эффективного стиля

1. Ясность.
«Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но ещё яснее, когда он сам владеет мыслью» - В.Г. Белинский.
Евангелизационная проповедь должна давать возможно более ясное изложение Библейских истин; всё изложенное в ней должно вращаться вокруг двух основных осей: коренной испорченности человека и спасающей благодати, явленной в Иисусе Христе.
Есть несколько путей, ведущих к ясному изложению:
- Через тему и цель проповеди;
- Через знание нужд слушателей;
- Чрез язык, выбор нужных слов и фраз, употребление простых русских, а не иностранных слов;
- Через избрание конкретных слов;
- Через примеры и сравнения;
- Употребление разговорного языка

2. Интерес.
Создание интереса у слушателей – это вовлечение их в те чувствования, которые хочет выразить проповедник, это способность проповедника проникнуть до глубины души человека, волнующих его вопросов, это такое состояние, когда человек задаёт себе вопрос: «Как он знает, что случилось в моей жизни за неделю?»
Очень важно для создания интереса проповеди поставить проблему из жизни человека и связать её с темой проповеди.
Проповедь – это изложение сегодняшней духовной нужды, а не красочный рассказ того, что было и случалось в эпоху патриархов без всякой связи с сегодняшним днём.
Интерес может быть вызван свежим подходом, т.е. новым подходом к уже известной истине слушателям. (3 ст.60)

3. Метафора.
Метафора незаменима в проповеднической деятельности. Так в Библии «учительские места» выделены средствами зачина и концовки. Метафорическим в них средством является переход в «Учительское настоящее время», что даёт перенос в «особую зону смысла», к которой, как к реальности привязывается ситуация верующего человека. (43 ст.85) Кто-то насчитал 164 метафоры в первых трёх Евангелиях.

4. Парабола.
Достаточно заметить, что Иисус Христос постоянно поучал народ таким образом в Своих притчах.

5. Аллегория.
Расширенная или продолженная метафора.

6. Олицетворение и апострофа.
Апострофа – есть прямое обращение к неодушевлённым предметам. В персонификации человеческие черты придаются не только неодушевлённым предметам, но часто и животным.
«Мудрость вопиет на улицах!» «Возликовали утренние звёзды!»

7. Метонимия и синекдоха.
Метонимия образована из греческих слов: «мета» -изменение и «онома» - имя – изменение имени. Существует несколько метонимий.
- Метонимия причины, в которой причина подставляется вместо следствия: «Завеса, которая открывается в Иисусе Христе». Здесь слово Христос замещает Новый Завет.
- Метонимия следствия, в которой следствие подставляется вместо причины. «Брось свой хлеб в воды; ибо ты найдёшь его через много дней».
- Метонимия предмета, в которой называется предмет, в то время как речь идёт о каком-то свойстве предмета; эти свойства подразумеваются, но называется предмет. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем» - это означает любовь, привязанность.

Синекдоха происходит от греческого слова, означающего «сообща принимать». Например: «Ибо мы сочли этого человека вредным инициатором мятежей среди всех евреев во всём мире». Во всём мире – это слишком много, но синекдоха приемлемая в этом случае литературная фигура.

8. Заучивание наизусть Писания.
Это, как ничто другое, улучшит стиль вашей проповеди. (15 ст.129)
Но чтобы выучить, нужно уметь это делать. Есть определённая система запоминания: Впечатление – Повторение – Ассоциация.
Вы можете запомнить почти бесконечное количество материала, если будете достаточно часто повторять его.
Повторяйте сведения, которые вы хотите запомнить. Пользуйтесь ими. Употребляйте новое зля вас слово в разговоре. Профессор Эбингхауз установил, что студенты запоминают столько же слов в результате 38-ми повторений, произведённых в т
течении 3-х дней, сколько в результате 68-ми повторений в течении одного дня. (19 ст.59)

Только два чувства имеют значение для речи: во-первых слух, и во-вторых зрение. Увиденные и услышанные слова сосредотачиваются в мозгу, при помощи механизма, описанного профессором Баллэ.
Оратор должен научиться слушать себя даже в обыкновенном разговоре. Прежде всего, чтобы добиться успеха, оратор должен оставить зрительные приёмы и стремиться к слухо двигательным. Читать себе вслух, стараться запоминать кое-что из этих чтений, и повторять их с приблизительной точностью, прибегая лишь к слуховой памяти. Не следует ничего писать, не попытавшись раньше сочинить вслух. Нужно научиться произносить свою мысль – от этого зависит успех.
Нужно стремиться к тому, чтобы слова будущей речи произносились в мозгу столь же совершенным образом, как и перед публикой. Довольствоваться при обдумывании «приблизительностью» - плохой метод.
Составляйте заметки, только обдумавши речь. Заметки весьма полезны в том отношении, что они обеспечивают переходы. Истинным оратором может быть лишь тот, кто пишет свои речи.
Публичная речь может иметь лишь одну логическую цель: заставить ум слушателя схватить мысль оратора, и то схватить её на лету.
Старайтесь в ваших речах соблюдать простоту, и не употребляйте ни одного слова, ни одного выражения, которое не входило бы в обыденную речь. Всякое ораторское произведение должно сводиться к одному качеству, достаточно трудно осуществимому для того, чтобы можно было стремиться к другим – ясности.
Используйте в своей речи импровизацию. «Импровизация» - заключает в себе то, что во время речи, слова не являются непроизвольными, продолжительная работа мысли облегчит непосредственное созревания выражения» - Виктор Гюго.
Приучайтесь каждое утро, хотя бы в продолжении 10-ти минут импровизировать на какую-нибудь тему. (2 ст.40)

11.6.2. Использование грамматических фигур в речи.

Грамматические фигуры состоят в употреблении известных слов и речей с переменой которых исчезает и сама фигура. Давайте коротко рассмотрим некоторые из них:
1. Алграмма – перестановка букв в известном слове или выражении, дающее другое слово или другой смысл.
2. Бессоюзие – опущение союзов в словах и предложениях. В сей фигуре речь течёт быстро, неудержимо.
3. Многосоюзие – частое повторение союза «И». Эта фигура остепеняет быстрый ход речи, при выражении ощущений и понятий, и принуждает ум останавливаться на нём долее.
4. Усугубление – то есть, повторение одного и того же слова или двух-трёх, либо в начале предложения, либо в конце, либо там и там. Эта фигура способствует к утверждению г
лавной мысли в уме читателя или слушателя.
5. Единозначение в словах и в выражениях – соединяет несколько речений, сходных, или близких в понятии так, что последующими всегда усиливаются предыдущие.
6. Возвращение – начинает другое предложение тем словом, которым предыдущее закончилось, с прибавлением к нему большей силы.
7. Оборот – повторяет одни и те же слова в другом порядке.
8. Наклонение – употребляет известное коренное слово в различных грамматических его измерениях.
9. Окружение – повторение одного и того же слова в начале и конце краткого, но полного периода.
10. Перемещение – переставление слова в предложении, что даёт другую сильнейшую и часто противную мысль.
11. Изобилование – прибавление известных слов для большой силы и выразительности.
12. Умолчание – недоговаривание малозначимых слов, весьма понятных для слушателя.
13. Соответствование – расположение слов в двух или нескольких предложениях, одного другому, отвечающих либо подобными звуками, либо подобными окончаниями.

11.6.3. Использование ораторских фигур в речи.

Фигуры ораторские состоят в особенной форме или обороте мысли. Вот некоторые из них:
1. Сообщение – предложение чего-либо на решение совести слушателя.
2. Сомнение – притворное, но тем не менее приятное недоумение.
3. Поправление – нарочито прерывание речи, чтобы известную мысль заменить другой – лучшею.
4. Предубеждение – вопросы и ответы на них.
5. Прехождение – вычисление многих доводов или свидетельств, показывает вид, как будто желаешь коснуться вещи слегка мимоходом, а между тем, высказываешь более, нежели нужно.
6. Вопрошение – задавание неких вопросов с тем, чтобы показать твёрдую уверенность в истине своих слов и невозможности противоположного, в другой стороны возбудить внимание, привести к замешательству или выразить страсть.
7. Уступление – признание справедливости сомнения по данному вопросу, с тем, чтобы этим обессилить разномыслящего.
8. Напряжение – подбор многих кратких и сильных мыслей об одном предмете в постепенном наращении оных.
9. Умедление – наклонять мысли и речь в одну сторону, тогда как действие переходит неожиданно в другую.
10. Восхождение -  схватывание самых мелких черт действий и предметов, которых хочет изобразить яркими красками, выгодными или невыгодными.
11. Отступление – удаление от предлагаемого предмета к побочному, поясняющему, однако и укрощающему главный.
12. Остроумие – тонкая и занимательная мысль с явным противоречием.
13. Противоположение – приятное изумление живостью и неожиданным контрастом.
14. Звукоподражание – то есть, выражение физических движений соответственным подбором складов.
15. Эпитеты- прилагательные для украшения и живости речи. Лучшие эпитеты – переносные.
16. Метонимия – переименование, подмена сходных предметов один – другим, причины вместо следствия, орудие вместо вещи, хозяина вместо собственности и т.д.
17. Метафора - перенос подобия, одушевлённого на неодушевлённое.
18. Сравнение – Образ и предмет показываются разными, но в известном пункте сходными. (11 ст.42)
Каждый проповедник имеет свой стиль, и ему необходимо его улучшать в течении всей жизни. Улучшение стиля достигается:
- Чтением классиков, прозаиков и поэтов;
- Изучением людей, их привычек и наклонностей;
- Изучением словообразований и т.д.;
- Путём критического выбрасывания из ваших проповедей стёртых фраз и навязших на зубах выражений (3, стю68).
Книги! Вот в чём секрет! Тот, кто обогащает и расширяет свой запас слов, должен постоянно изучать сокровища мировой литературы. Вот как по этому поводу писал Томас Джефферсон» «Я отказался от газет в обмен на Тацита и Фукиида, Нбютона и Евкида, и чувствую себя намного более счастливым».
Конечно, для проповедника первой книгой, с помощью которой он может улучшить свой стиль является Библия, однако, он не должен пренебрегать и другими источниками.
Улучшайте свой слог. Каждый день о нас судят по нашей речи. Наши слова показывают нашу интеллигентность, они говорят проницательному слушателю о том обществе, в котором мы вращаемся; они указывают на наш уровень образования и культуры. О нас судят на основании того:
- что мы делаем;
- как мы выглядим;
- что мы говорим;
- как мы говорим.
Как видно из этого, оценка личности во многом зависит от нашей речи. От того, как мы будем говорить, во многом зависит успех или неуспех нашего общения со слушателями (возникнет или нет «та самая коммуникация», к которой должен и стремиться каждый проповедник).

11.6.4. Опасность изучения риторики.

Всё вышеизложенное следует знать каждому оратору, но в деле проповедования нужно тщательно и осторожно подходить к использованию технических средств речи.
Внимание должно быть призвано к факту, что добавление риторических методов не всегда выгодно. Павел просто боится, что с «убедительными словами» могут также прийьти неискренность и гордость сеятеля, которые будут на самом деле пусты.
В церквях порою была тенденция избирать проповедника с дистанцией между ним и слушателями, делая его оратором и мастером созывать, вместо того, чтобы свидетельствовать и вместе поклоняться.
Проповедь имеет тенденцию стать заявлением одобрения скорее, чем сообщением для верующих верить и действовать. Наибольший комплимент проповеди есть не тот, когда говорят – это гомилитическая проповедь, но тот, когда проповедь, движет души по направлению -  в Царство Бога и Его праведности.
Проповеднику не нужны, во-первых, технические приёмы, но «истина выводящая наверх поведение и характер».
Проповедник имеет свой голос и тон, и должен следовать своим эмоциям и чувствам выражений, его проповедь должна быть вытекающей частью его собственного мышления. Уважайте свою собственную индивидуальность, не пытайтесь подражать кому-либо. Будьте сами собой, и не подражайте рабски кому бы ни было. (62 ст.10)