о конфликтах, открытых ладонях, душевном равновеси

Ирина Семакина
1. Конфликт.
Конфликт — это хорошо или плохо?
Во-первых, что понимать под словом «конфликт»? Я понимаю под этим словом образ подобный сцепке вагонов с локомотивом. Локомотив подвели ближе, ещё ближе... Состав дернулся, качнулся... значитт присоединили.
Конфликт — это подобная сцепка. От умения владеть этим процессом зависит каким будет конфликт: острым, вялотекущим, укрепляющим или разрушающим.
Больше всего меня удивляет, когда люди говорят:
Не трогайте его/её. Он/она обидится/обиделась.
И человеку готовы «горы золотые» преподнести, только чтобы он «помиловал» и не обижался. Это же обыкновеенное манипулирование!
ЩАС как ОБИЖУСЬ!!!
Ой, всё-всё, только не обижайся, всё сделаем как скажешь!
(маленькая, но выразительная деталь: помните исторический эпизод, когда Иван 4,  он же Иван Грозный, уехал из города, потому что обиделся? Так вот, мой брат говорил об этом, что бояре могли бы и не посылать за царём, а народ мог совершить переворот, революцию устроить — где это видано, что царь сам оставляет трон и уходит?)

Меня интересовала какая тактика у работников сервиса в этом случае. Им приходится контактировать с разными людьми и с великими обижульками тоже. Если им во всём потакать (а клиент всегда прав), то и разориться можно.
Оказываетс всё просто. Администратор с такими «обижульками» и манипуляторами держит своюпозицию тактично и мягко.
МЯГКО и ТАКТИЧНО, но ДЕРЖИТ СВОЮ позицию. Остаётся, так сказать «вагоном» при сцеплении, а не превращается в «шпалу» и не укладывается под колёса.
С детьми действует та же система:
Я на тебя обиделся! - не помню, что я такого натворила, - отвернулся, надулся, руки сложил...
Подождём, - думаю, потом мягко перевожу разговор. Показываю, что не смотря на то, что я такая «бяка» в глазах ребёнка, но всё равно люблю его, и он тает. Забыл, что обиделся. Да и что там... пустяк какой-то... Потом через время скажет: Обижаться? А как это?

Обида — это отказ от взаимодействия, отказ от «сцепки». Люди, которые обижаются, отказываются от общения с человеком или с людьми, замыкаются в себе. Этот человек отказывается от открытого конфликта, предпочитает накручивать себя и молчать. Другой человек боиться обиженного и «обижать» и тоже избегает «сцепки», боиться конфликта.
Конфликт — это не всегда буря эмоций, ругань, обвинения, упреки. Это может быть открытый разговор, обсуждение спорных вопросов. Всё зависит от людей, которые умеют владеть собой, своими эмоциями, или не умеют. А самое главное — каков итог конфликта: удалось найти взаимопонимание? Сблизиться? Найти общий язык? Не потерять связь?
Боязнь конфликта может ставить преграды. Мешает признать свою ошибкуу, слабость, вину.
Если я скажу, что это я разбила любимую тарелку, наверное будет вспышка негодования.  Лучше промолчу.
Если признаюсь, что по моейй вине неправильно сделан отчет, будуут проблемы в отношениях. Лучше не провоццировать. Промолчу. И т. д.
Задача состоит не в том, чтобы не попадат в конфликты, а чтобы решать его и выходить из него с укрепленными связями. Не надо бояться конфликтов. Надо принимать и учиться мягкой «сцепке». Это укрепляет отношения.

2. "Раскрытые ладони"
Отношения с Иисусом строятся на основании открытых ладоней.

забегая вперёд скажу, что мне по душе пришлась мысль, которую озвучил вчера на разборе наш служитель:
Крещение не гарантирует, что после него человек перестаёт грешить. Крещение это то, что человек обещает прислушиваться к голосу совести.
- Обещаешь прислушиваться к голосу совести?
- Обещаю!
- Крестим тебя!

Что значит "раскрытые ладони""?
Представьте, что вы пришли к своему знакомому поговорить. Он просит вас перед беседой положить руки на стол ладонями вверх. В расслабленной позе это не вызывает дискомфорта. И вот вы с ним разговариваете спокойно, непринужденно. Вдруг, он задаёт вопрос, который вы не хотели бы обсуждать. Спокойная поза переходит в напряженную. Следующий вопрос затрагивает то, что стыдно вскрывать, хочется спрятать от всех... Ладони непроизвольно повернуться тыльной стороной вверх. Это произойдет даже на бессознательном уровне. Жест - "скрыть информацию".


Это не история из книг по психологии, это просто наблюдение за собой и своими реакциями:
Вот я хочу сказать что-то о человеке, чтобы он не слышал.
А вот делаю что-то, чтобы никто не видел.
А если уж взять мысли! Нет-нет, хорошо, что эти мысли никто не узнает!

Вот такие "тайники", накапливаясь, рождают в душе страх, что кто-то узнает об этом, недоверие, что у другого человека тоже может быть ворох тайников против тебя и, в конечном счете, дискомфорт в душе, неудовлетворенность, давление, стыд...

Мы, конечно, говорим, что Бог всё знает и всё видит, но отчет себе в этом не всегда отдаём.


Да и Бог не вытаскивает нашего Адама из-за кустов и не кричит:
- Ага!! Я всёёё знаю, что ты там наделал!!!
Он ждёт, что мы сами придём и расскажем о своих постыдных делах и словах.

Человек боится этой встречи, боится этого столкновения, этого конфликта. Но, если он идёт на контакт, то Бог его прощает.

И иногда происходит так, что после встречи с Богом, человек опять что-то нехорошее делает и "лезет в кусты", чтобы скрыть это.
Это проигрышная тактика. С Богом отношения "открытые ладони" - открыт голосу совести, - самая правильная тактика.

Мы учимся писать. И если сделал ошибку или две, или много, не надо вырывать лист из тетради, комкать его и съедать... Это всё вредно осложнеениями.

Ошибка? Ладони открыты. Стыдно? да, стыдно. Но пусть Бог знает о ней от меня. Со временем отношения "открытые ладони" станут моей привычкой и будет не так тяжело удержать их в таком открытом положении.

Нравятся вам ябеды?
Мне нет. стараюсь искоренять их из своей жизни. а как?
Открыто и честно вести себя с тем человеком, кому ябеда может донести на меня. Пусть лучше о моих мыслях и промахах он узнает от меня, чем от ябеды.

В духовном смысле тоже есть ябеда. Пока я прячу в кустах свои провинности, этот ябеда заходит с тыла и открывает их перед Богом.
Иногда ябеда достаточно терпелив. Он ждет, чтобы провинностей накопилось много. Ждет до самой встречи с Богом, когда её уже будет не избежать и вот тогда-то кустик мой сорвет и всё покажет...

Бог будет судить. А почему? Потому что у меня была возможность самой открыть, ноя этого не сделала. Может боялась конфликта, может не строила отношения честно "раскрывая ладони"...
Раскрывай ладони.
Мы восхищаемся Иосифом: и с отцом открытые отношения, и сон рассказал (хотя зачем собственно? всё равно посмеялись), и от жены Потифаровой ушёл, оставив её ни с чем... И как ему это удалось?

Просто это отношения - "раскрытые ладони": я ничего не скрываю.

Хотя это не очень "умно". Ведь скрывая информацию от отца, можно расчитывать на шашлычок с братьями. Да и зачем рассказывать сон? Ведь прекрасно известна реакция ближних: будут высмеивать, негодовать, презирать.
А с женой Потифара можно прекрасно устроиться: иметь блага египетского двора, жить припеваючи, иметь защиту в её лице... но,  тогда придется кое-что ретушировать и фотошопить в своей биографии. Другими словами: скрывать ладони.
А Иосиф смог оставить ладони открытыми перед Богом. Прятать нечего.

Из жизни самый яркий пример "открытых ладоней".
Жили мы в деревне. Знаете, как в деревне живут...двери почти никогда не закрывают, и соседи входят без стука. А если парадная и закрыта дверь, так со двора могут зайти :) Такая вот простота.


И вот. Сижу дома в комнате, слышу, что мама с соседом разговаривает. Сосед пьющий человек, запущенный, жалкий такой. Мама ему чуть не со слезами на улице громко выговаривает:
- Прости, Володя! Прости, прошу тебя! У нас с крыльца коляска пропала, так я на тебя подумала, что это ты её взял. А вчера пошла и нашла её, она на задворках была. Прости, Володя, мысли мои!
Сосед утешал её как мог.

Вопрос: Зачем ничего неподозревающему человеку рассказывать о своих мыслях?
Ответ: А зачем Иосифу надо было рассказывать свой сон? Чтобы держать "ладони открытыми"

3. О душевном равновесии и самооценке

Если пройден этап конфликта и есть связь с Богом, если отношения укрепляются посредством "раскрытых ладоней", то далее следует процесс нахождения состояния душевного равновесия и правильной оценки себя как творения.

Есть в Библии такие стихи, которые говорят о мире - душевном покое.
Иисус спал на корме. Крик учеников: Или Тебе дела нет, что мы погибаем.
Плод Духа - мир.
Иисус говорит: мир Мой даю вам.

Этот мир преходящий или постоянно пребывающий?
Печально, но в жизни он преходящ. А в правильном состоянии он - постоянно пребывающий.
Этот мир - это и есть точка душевного равновесия.
Теперь что бы ни случилось: не стало овец в загоне, виноград не дал плода - человек спокоен и уверен.
Абсурд? В нашей жизни это же совсем не так. Из колеи может выбить какая-то пробка на дороге, несвоевременный звонок, испорченное настроение, головная боль...
Нет равновесия.

Как Иосифу удавалось не предаваться депрессии после предательства братьев, после клеветы жены Потифара?
Спросите откуда я знаю, что он не хандрил по этому поводу?
Да вы только почитайте про него! В тюрьме помогает страждущим. Это может делать только тот человек, который сам имеет надежду и будущность.
У Иосифа было найдено это равновесие:
Бог всегда за меня, а значит ничто в мире не может сделать мне зло.
Вернее это несчастье, которое постигает, это не стихийное бедствие, оно "управляемое" несчастье.

Теперь про самооценку.
Люди должны иметь достоинство. Иначе они будут внушать чувство жалкой тряпки, о которую можно вытирать ноги.
Другими словами каждый человек должен знать себе цену и цена эта весьма высока.


Но Библия нас учит иначе. В глазах Бога мы - люди служим друг другу чем можем и сверх того. То есть добровольно унижаем свою статусность, чтобы жить не своими нуждами, а служа другим.
То есть...добровольно даём вытирать о себя ноги?

Дело в том, что доказывать в мире свою бесценность нет смысла. Здесь нет таких ценителей. Поэтому мы просто камешки и в простоте живём, добровольно отказываясь от надлежащих почестей.
А вот, когда придёт время и мы попадём на стол настоящего Ценителя, тогда Он и даст оценку достойную.
Итак, мы не оцениваем сами себя, так как эта цена неимоверна высока, чтобы измерить её земными мерками.