Точка 205

Машин
Сегодня у меня и моих товарищей были совсем другие планы, но не зря говорят: «когда человек что-то планирует, Бог смеётся»… После обеда ближе к концу рабочего дня собирался угостить коллег по работе разными вкусностями, поскольку 19 июля бывает раз в году: день, когда я родился. С вечера по интернету заказал и оплатил с доставкой в офис всякую вкусную всячину. А с утра, как предполагалось, на пару-тройку часов выехал на месторождение. По просьбе наших экологов, планировавших биологическую рекультивацию (посев трав), нужно было проехать вдоль трубопровода 19 километров, зафиксировать фактическую площадь под посев и сосчитать её общий размер. Колёсный вездеход трэкол на шинах низкого давления ждал наготове недалеко от въезда на территорию месторождения. В нём собрались представитель подрядной организации Иса, наш эколог Виталий, специалист-супервайзер Расим, я и водитель трэкола - Иван. Все - по делу. Расим - куратор подрядчиков по трубопроводным делам, Виталий - наша охрана окружающей среды, Иса - тот, кто должен организовать работы по посеву трав, я - тот, кто должен зафиксировать на планах территорию грядущей деятельности по охране нашей северной флоры. Иван - чтобы всем нам добраться куда следует.
Пока мы добирались до трассы трубопровода по грунтовым промысловым дорогам, я поинтересовался у Вани насчёт наличия «шанцевого инструмента» и узнал, что такой комплект в машине имеется: большой лом, малый лом, лопаты, кувалды, вёдра и так далее. Имелся и стальной трос приличной длины, и лебёдка с креплением на фаркоп вездехода с передней стороны. С задней стороны лебёдки не было. Не зря интересовался: поверхность тундры - далеко не паркет танцевального зала, в крутом «Ламборджини» здесь делать нечего.
Наконец, не сразу, но нашли более-менее приемлемый съезд с дороги в тундру в районе трубопровода. Я фиксировал трек нашего передвижения и помечал в навигаторе наиболее характерные точки маршрута вдоль-трассового проезда для последующей обработки данных. Эколог наблюдал в окно за состоянием почвенного покрова и делал фотографии, Иван нас всех вёз, Рамис и Иса обсуждали подробности будущих работ, сравнивая намечаемое с фактической ситуацией. Доехали до начала трубы, всё обсудили и вернулись туда, откуда съезжали. На другой стороне дороги в сотне метров от неё поперёк нашего трубопровода, зарытого в землю, проходила эстакада другой трубы. По этой причине нужно было искать объезд. Опять езда по промысловым дорогам. Вроде нашли. Подъехали к своей трубе, а дальше ехать некуда: как раз возле неё дорогу размыло так, что образовался огромный каньон с обрывистыми краями без начала и конца в обе стороны от разрушенной дороги. Таковы последствия весеннего паводка, который в наших местах наступает в середине июня и сносит всё, что ни есть на его пути. Неподалёку стояло нечто похожее на ржавый экскаватор, но ни в нём, ни рядом никого не было. Пришлось снова возвращаться к поискам проезда.
Слава Богу, дул ветерок, и не было так душно и жарко, как позавчера, когда я ездил с Алексеем (другой эколог) на то же месторождение по другим маркшейдерским делам. Сегодня кровососы в кабине, конечно, тоже были, но не так много, как тогда, ни слепней, ни мошки почти не было видно. Тридцать - сорок комаров на всю кабину - это терпимо, привычная мелочь...
Подъезд к трубе всё-таки нашли, снова съехали по нему в тундру и продолжили движение по маршруту. Вскоре попалось липкая тёмно-ржавого цвета земля с редкими чахлыми травинками, похожая на чуть подсохшую слизь, по которой можно было проехать на спущенных колёсах, но только один раз и только в одну сторону. Обратно по своим же следам я бы не рискнул ехать: жижа, а не грунт.  Выбрались. Вскоре впереди замаячил полузатопленный гусеничный вездеход - «газушка». Вид у неё был, прямо скажем, отчаянный. Сколько она так простояла - никто не скажет. Вытащат. Зимой, когда всё промёрзнет, и станет июльская зыбь декабрьской твердью.
Однако, попытавшись переехать гиблое место параллельно «газушке» метрах в пятидесяти, мы тоже «сели в лужу». На наше счастье, Ивану удалось подцепить трос к опоре линии электропередачи и с помощью лебёдки вытянуть машину на более сухое место. Сухость эта - понятие относительное. Вся почва здесь на самом деле скорее нечто зыбкое, чем твёрдое, но, если держит тебя, то уже как бы хорошо. Между тем, читателю не следует забывать, что мы не просто едем в трэколе праздными пассажирами, а продолжаем свою работу, фиксируя наблюдаемую местность.
Вскоре мы застряли второй раз. Крепко застряли. Находчивый Иван, кстати сметливый парень, в прошлом - геодезист-полевик, и на этот раз нашёл выход из ситуации: заметил возле трубопровода небольшую трубу термоскважины - устройства для наблюдения температуры грунта.  Он зацепил трос за её основание, и мы были спасены. Команда продолжила свой маршрут.
Мы прошли уже довольно продолжительный отрезок пути - 14 километров. Я отметил в навигаторе точку номер 205. И почти тут же наш вездеход провалился в жижу, что называется, по «самые не хочу». Гиблое место. Переток воды из одного озера в другое, внешне почти незаметный, а по факту - очень глубокий. Иван и Виталий попытались забить лом в почву на возвышенности противоположной нашему берегу. Однако, глубже 20 сантиметров лом в землю не забивался: вечная мерзлота. Проще говоря - сплошной лёд, чуть прикрытый мхом. А забивать лом позади машины смысла не было вообще, поскольку сзади у трэкола лебёдки на фаркопе не имелось. Оставалось только ждать помощи. Едва я успел отправить смс-кой координаты нашего местонахождения, как мой сотовый телефон окончательно разрядился, поскольку до этого мне сегодня пришло множество сообщений с поздравлениями в связи с моим днём рождения. Сам виноват, не надо было так невовремя родиться, наверное.
Хорошо, что у Виталия и Рамиса сотовые ещё работали. Нам сообщили, что в нашу сторону отправлен ещё один трэкол. Ждём. Время ожидания всегда длится неимоверно. Иван ещё несколько раз порывался всё-таки забить лом в вечную мерзлоту. Бесполезно. Только машина просела в жижу ещё глубже. Вокруг, чуть поодаль, целые заросли пушницы, растения, исторгающего в окружающее пространство неимоверное количество светлых пушистых волокон, от которых при солнечном свете воздух местами словно дрожит и переливается новогодними блёстками. Залетая в кабину, этот растительный пух тут облипает на нашей спецодежде.
Иса угощает всех едой, тем, что взял на всякий случай перекусить в дорогу. Больше никто ничего не взял. Мне достаётся кусочек сыра с чёрным хлебом. Вот тебе и «торт на день рождения». Вот тебе и «точка 205». Вспоминаю, как сам несколько лет назад в заснеженном вьюжном начале февраля спешил в таком же вездеходе на выручку нашим парням-маркшейдерам, застрявшим  с другим трэколом на изыскательской трассе в исполинском сугробе. Всякое в жизни случается…
Долгожданный вездеход первым заметил глазастый Виталий. Машина, переваливаясь с боку на бок, словно в раздумьях, осторожно приближалась к нам. Дважды в течение часа нам казалось, что наша подмога, отчаявшись добраться до нас, поворачивает обратно.  Эти мгновения, наверное, были самые тяжкими для всей команды. И вдруг, мы все, не сговариваясь, решили идти навстречу нашему «спасателю». Что если это придаст ему дополнительной уверенности в том, что нас нужно отсюда вытащить, раз уж мы сами к нему идём по тундре? Пошли. Перебрались через окаянный трубопровод, обнаружили перед собой две полузаросшие траншеи с жижей на дне. Перебрались. И тут на нас одновременно со всех сторон грянула такая масса летучих грызущих насекомых, какую я лично прежде сроду не встречал! Кровососущая воздушная мелочь разом покрыла собой всё, что было нашей поверхностью - и кожу, и одежду. Странно? Ещё бы. Буквально рядом, в сотне метров, дул ветер и было терпимо. А здесь - стоячий воздух, затхлый от тёплой влаги: сущий рай для миллиардов и триллионов мелких летучих вампиров. Сил и смысла отмахиваться не было. Последние сотни метров навстречу сомневающемуся вездеходу шли, не помню как. Добрались. Забрались в машину, но и там не было никакого спасения от гнуса, висящего в воздухе.
Наше присутствие, по-видимому, взбодрило пожилого водителя вездехода-спасателя. Вскоре мы доехали до нашего трэкола. После нескольких неудачных попыток нашу машину всё-таки удалость выгрести из жижи назад. И мы отправились в обратный путь по следам нашего «спасателя», который успел сообщить, что место, в котором мы застряли, местным вездеходчикам давно известно, поскольку здесь регулярно застревают все подряд на протяжении десятков лет. По его словам, нет ни одного вездеходчика, который бы не сидел в этой трясине вместе со своей машиной хотя бы раз, а многие - и не по одному разу. А некоторые - постоянно. Что ж. Верю ему безоговорочно…   
Полночь. Мой день рождения только что закончился. Надолго запомню его.  Я ничего не успел. Я везде опоздал. И всё-таки, никогда ещё я не проводил свой день рождения так необыкновенно. Спасибо тебе, «точка 205».