Вера, разум и знание

Валерий Камаев
Я неоднократно подчёркивал, что для меня значит вера в Бога. Об этом можно прочитать в моих книгах «Зеркала» или «Лестница времени». Сейчас мне бы хотелось остановиться на вере в знание и разум, которую, как я думаю, исповедуют атеисты.

Вера в их представлении — это бесконечное расширение разума, опирающегося на знание, которое, в свою очередь, смотрит в вечность. Так например, думали К. Маркс в свои ранние годы, Юм, который, по его собственному признанию, был атеистом, и, конечно, Вольтер, утверждавший, что Бога нет, а есть лишь вечность и время. В дальнейшем атеистическое мировоззрение обогатилось пониманием роли открытия, подтвержденного практикой. Эту новую триаду оформил Ч. Дарвин, что в старости не помешало ему сказать: «Может быть, я и ошибался».

Итак, триада атеизма гласит: время, вечность, открытия. С открытиями в наше время плохо, «мозговики» из России уезжают, фундаментальных исследований нет, потому что государство не выделяет достаточно денег. Остались время и вечность, которые, правда, знаний не несут, но представление о них, как ни странно, меняется. Для примера возьмём работу физиков К. Новосёлова и А. Гейма, которые за открытие нового материала графена в 2014 году получили Нобелевскую премию. Графен отличается большей подвижностью носителей зарядов, что позволяет считать его более перспективным материалом в производстве электронных устройств для работы с информацией (в том числе компьютеров).

По признанию самого Гейма это открытие пришло к нему во сне, а существует мнение, что время может воздействовать на человека с помощью сна или гипноза. Сны, я полагаю, являются проводниками вечности, поэтому нечего удивляться, что открытие произошло тогда, когда его ждали. Но человечество по сию пору важным открытием не воспользовалось, ему, видимо, это не нужно.

Атеист имеет право думать так, как он думает, ибо один верит в существование Бога, а другой верит в Его отсутствие. Как то, так и другое не доказано.  Всё покрывает время, когда-нибудь оно рассудит нас.

Март 2015 года.