Сто. Художественное евангелие от Луки

Иван Степанов
147.ЕВ.07

Художественное евангелие от Луки.
Самая мощная художественная школа.

Зимнее утро Енота было вполне обычным. Вылез из-под одеяла, сварил кофе, затопил печку. Жить стало теплее, жить стало веселее. Ночью даже вода в доме не замёрзла! Надо было хорошо натопить печку, а потом уже идти в Душистые Мишки с печеньками учится у мишек рисованию, пока они ещё не передумали. Только стал Енот собирать котомочку с печеньками, как в дверь постучали. Даже скорее, слегка постучали, а потом сразу и ввалились, не дожидаясь ответа.
 
-Мишка, - подумал Енот.
-Привет, Енот, - заорал весёлый мишка!
- Здравствуй, Лука, -вежливо поздоровался Просто Енот.
-И тебе не хворать! –Продолжал орать весёлый медведь.

Радость от того, что он ввалился к Просто Еноту неожиданно в дом, прямо с улицы, с мороза, прямо с  лапами в снегу, переполняла Луку. Во время вчерашнего визита Енота в Душистые Мишки Лука сразу почти ушёл в ресторан «Душистый Енот» и не общался особо, просто поздоровался и всё. Зато когда была художественная дискуссия в Библиотеке между Потапом и Есеном, то с большим интересом за ней наблюдал. Снег на лапах Луки от тепла в доме  таял, образовывались лужи. Лужи в доме Просто Енот не любил, на его морде лица это было написано, вернее легко читалось, так как Лука это прочёл глазами.

-Я тут, вот, - смутился Лука, глядя на лужи около своих лап. –Бежал на лыжах быстро, торопился к тебе, что бы не шёл ты на холод зря… Снег прилип сам, я же горячий!
-Ничего, высохнешь. – Сменил гнев на милость Енот. – А лужи я сейчас подотру. Заходи, сейчас чай пить будем  с печеньками и мёдиками. Всё расскажешь, объяснишь, почему мне не надо идти в Душистые Мишки на учёбу.
-А чё тут рассказывать? Лапы у всех отбиты, лежат и лечатся почти все. И как учить тебя смогут, если лапы отбиты? У меня лапы крепкие, сам тебя учить буду! Всему научу.
-Да где же лапы все отбили, когда успели? –Удивился таким новостям Просто Енот. – Напал кто на Душистые Мишки? В мороз?  Лапы отбить  это надо постараться, особенно медведям!
-Друг об дружку сильно отбили. – Скромно пояснил мишка. – Дискуссии многочисленные после твоего ухода вчера были. Много чего выясняли, про жизнь и искусство.
-Все живы?- Вежливо поинтересовался Енот. – Что выяснили?
-Живы-то все, а вот ходячих мишек мало осталось, в основном Шишкины сейчас ходить могут. Вот в чём сейчас вся правда, вот что выяснили! Но караулить некому почти,  далеко не ходят сейчас караульщики. Так что учить тебя я буду.

Постепенно выяснилось, что вчера Лука поспорил с Потапом и Есеном о настоящем предназначении искусства. С точки зрения Луки, пятна и линии вообще не имели художественного смысла. Художественный смысл имело только состояние души! Причём не всякое состояние души признавал Лука художественно верным, а только радостное состояние. Про радость никто из мишек не спорил, это мнение разделяли все, а вот за пятна и линии выступили многие. Первых сильно побил в зале для дискуссий, что уж тут скрывать, Потапа и Есена. Кто побил? Лука побил! Да и что их бить-то было, дело на пять минут!

Многие сторонники  различных художественных школ  в среде медведей считали, что это не честно. Мол, Потап и  Есен дрались между собой до этого и сильно устали. Этих сторонников побил тоже быстро, делов –то семь мишек отмутузить подряд! Кто побил? Лука побил! Тут всем-всем сторонникам линий и пятен стало очень обидно, тем более они же были Куинджи, одних Куинджи Лука набил! А Лука был из Шишкиных, а Шишкиных в списочных мишках на эту зиму было гораздо меньше, чем Куинджи. Короче, все пошли на улицу, стенка на стенку! Шишкины против Куинджи. А Луку и уже лежачих Потапа, Есена и ещё семь битых Лукой медведей назначили судить, определять, кто победил. Решили вести бои без правил, так было приятнее.  Тем более, что  мишек банкиров и библиотекарей не было почти, те горой стояли за бои по правилам и в дискуссионном зале Библиотеки. Банкирам по инструкции нельзя было оставлять Медвежий Банк, а библиотекари  вообще все спали этой зимой.

Хорошая драка получилась, весёлая! Шишкины сразу Куинджи стали дрынами  охаживать. Быстро очень приземлили. А потом лапами ещё добавили, но и Куинджи лапы без дела не оставили.   Ходячих мало осталось очень. Полночи потом мишек лечили, снегом синяки и шишки ликвидировали.  Кто лечил? Лука лечил! А когда всех в тепло затащили, то мишкам и вовсе плохо сделалось. Если бы не мёдики с чаем, то выли бы в голос, а так орущим, стонущим и рычащим мишкам мёдики не давали. Тихие все стали, но страдают сильно.

-А за что дрались то? – Выяснял любопытствующий Енот. –За что приняли страдания?
-За правду дрались! – Конкретно и просто объяснил Лука, прямо и примитивно.
-В чём правда, мишутка? –Не сдавался Просто Енот.
-Понимаешь, главное  - рисовать! Рисовать в состоянии радости от окружающего мира! Это – искусство, всё остальное отражение больного сознания. И рисовать надо просто, как умеешь, без всяких школ! Посмотри на рисунки медвежат, вроде бы каляки-маляки, но как искренне!
-Ты, Лука, за примитивное искусство? – Осмелился задать вопрос, глядя прямо в лоб медведю, Енот.
-Можно и так, пусть «Примитивизм»! Но я всё же предпочитаю термины «Простизм» или «Наивизм»! Вот ты, Просто Енот, даже в имени твоём есть указание, что ты наш, родной, простой и наивный. В морду лица твою глянешь, сразу наивностью за версту пахнёт! Правильно говорят, будь проще,  и к тебе потянутся! И не важно, какую ты фамилию носишь, Шишкин или Куинджи, важно как ты живёшь и что ты творишь в своей жизни. Кстати, за Куинджи дралось много наших «наивистов» или «наивов». Дрались-то за честь фамилии, а не за художественные идеалы. По идеалам мы, примитивисты, давно всех победили!
-Поясни, растолкуй!
-Вот, Малевич, например, примитивист. Что хочет, то и рисует. Хочет - летающих человечков, хочет - чёрный квадрат. И всё это крайне примитивно, по-нашему. Хотя и человек вроде, но примитивный и доступный любому медвежонку. Главное в художнике – это уметь красочки смешивать, цвет передавать, пятна и линии вторичны, цвет рулит. Куинджи, Архипка, не линиями и пятнами прославился, а тем, как красочки мешал. И ты Енот учись у меня, слушай и запоминай.
-Хорошо, раз вопрос об учёбе, то, что мне надо сначала сделать, что потом? – перешёл к конкретике Енот.
-Сначала определись, что хочешь нарисовать, это главное.  Что будет тебе радостно  рисовать сейчас? Определи, что просто радостно, а что вызывает восторг! Рисуй восторг, мешай краски в этом состоянии.
-А если, пока трудно определить степень радости то, что делать?
-Я всегда рисую себя. А когда нарисую, то мне сразу смешно становится и радостно, когда вижу, какая рожа у меня получилась, это -  просто космос! Но сам себе иногда надоедаешь, вокруг смотришь. А если увидишь что хорошее, то можно и это  нарисовать!
-Про рисование своей морды лица - это очень верно! Но как её изобразить?
-Все знают, что ты, Енот, очень умный! Синдикат братьев-мишуток сильно умами славится, а ты его глава. Но, тупой ты, просто дурак, у особо умных часто так бывает! С фотоаппаратом ходишь везде,  всё фотографируешь, так хоть раз себя сфотай! Потом обведи на чистой бумаге линии, какие хочешь и как хочешь со своей фотографии. Хочешь через стекло, хочешь прямо с экрана компьютера, экран-то светится. И всё, потом мешай краски и рисуй свою хитрую рожу! Я, простой мишка рыбак, и то догадался об этом уже давно. Зачем надо там линии всякие самому придумывать? Всё очень просто и примитивно. Объяснил я тебе? Главное – правильно краски мешать уметь. Ну, ещё можно сразу на двух мониторах работать. На один смотришь, на другом рисуешь, если сразу пятнами хочешь. Все в этой жизни просто и примитивно!

Просто Енот был поражён гениальностью Луки. Ведь действительно, какая разница, пятна или линии?! Краски надо уметь смешивать правильно! Видеть различные краски в мире, пятнами или линиями, учат любого малыша. Сознание видит пятна, разум соединяет пятна линиями. Дерево меняет краски и вид, оно разное летом и зимой, осенью и весной. Оно разное каждый день, меняется от дуновения ветра или идущего дождя, но передать эти изменения способны только постоянно меняющиеся краски. Краски, которыми написан мир, постоянно смешиваются по-разному. Художник просто останавливает мгновение, а краски он смешивает исходя из собственного видения мира. И поэтому-то радостное состояние является важным и определяющим в  его творчестве.

-Я хотел бы нарисовать тюльпаны, у меня получится? – Поинтересовался ученик Луки  Енот. – Как правильно их рисовать?
-Не знаю я, как правильно рисовать тюльпаны, не знаю, как  научиться тебе.  Если будешь много практиковаться, и тюльпаны тебя сильно радуют, то, рано или поздно, ты нарисуешь прекрасные тюльпаны.  Они тебе будут благодарны за это. Ведь фотографировать их ты уже научился, и все на Медвежьих Землях знают, что за это тюльпаны тебе благодарны. А труд, преодолевание трудностей, в любом деле нужны. Опыт, тренировки  - как без этого?! Главное, всё это делать с радостью и удовольствием.
-Ты придумал новый стиль рисования, Лука. Его можно назвать «технонаив» или «техноприма», или «технопросто», или «простотехно», или ещё как-то. Как тебе нравится?
-Называй так, как тебе нравится, это ты придумал такой стиль, – ответил вдруг ставший серьёзным Лука. – Мне мишек лечить надо идти, страдают там бедные без меня, одинокие. Тебя я научил всему, что знаю сам. Примитивна моя школа, но, если ты к ней присоединишься, то, может быть, и посложнее станет. Ты хоть и Просто Енот, но совсем не простой. А может, ещё проще будет.

Енот вытащил все свои запасённые коробки с печеньками, достал большие сани, нагрузил их ими. Мишка Лука был здоровый, если в сани впряжётся, то дотащит их до Душистых Мишек. А всем известно, что печеньки с мёдиками и маслом здорово лечат мишек от побоев. Масла у Енота тоже много было, кошки притаскивали из Милых Мурок масло регулярно, сливки-то замерзали зимой, портились, а для масла мороз полезный. Коробки с маслом Енот тоже всё сгрузил на сани для мишек, из-за его глупых вопросов все и пострадали ведь. Надо лечить.

Попрощались, Енот вошёл в тёплый дом. Вдруг в его дверь что-то стукнуло. Он вышел из дому на порог. Мишка  Лука тянул сани со  своим добром и радостно улыбался, светило ярко солнышко, а у двери валялся один ящик с печеньками. Просто Енот понял, что его скинул мишка, и сильно удивился.

-Зачем, это же всё вам? –Удивился Енот.- Зачем скинул ящик мне обратно?
-Обычай такой, если везёшь грузовик печенек, или там целые сани мимо Енотовых Выселок, то скинь ящик-другой еноту, поделись, удача будет. Чтобы доехать легко и радостно до места назначения важно с Енотом делиться всем.  А то баловать на дорогах могут зимой. Все знают про это! И Лука знает!
-Удачи тебе, Лука!
-Удачи тебе, Енот!

Почему-то от скинутого ящика с печеньками у дверей Дома Енота стало радостно на душе. Молодец Лука, умеет не только сам радоваться, но и других радовать! Почему-то остро захотелось попробовать печенек с медиком. Поставил чай, достал мёдики и печеньки. И тут в дверь мягко поскребли лапой. Енот открыл дверь, на пороге стояли Принц и Кэнди. У каждой кошачьей личности были с собой санки, но в дом они затащили только один ящик с маслом. Санки были пусты. Сели пить чай, с морозу чай хорош! Сидели чинно и важно.

-Лука там мишек лечит. – Сказала кошка Кэнди. – Мы ему почти всё масло отдали, мишкам  масло сейчас нужнее, мы в Милых Мурках ещё наберём потом.
-Как там Афродита поживает? – Вежливо поинтересовался Енот. – Как погостили ?
-Афродита опять беременна, ещё будут братья и сёстры. –Сообщил  кот Принц. – Кошачьему роду нет переводу! Поживают хорошо, много спят.
-А  меня Лука рисовать учил! – Похвастался Енот.

Но членов семьи Просто Енота кошачьего рода-племени мало интересовали художественные изыски. Их интересовала тёплая печка. Очень уж их тепло от печки радовало. И они, поев, сразу же легли спать. А Енот помыл посуду, навёл в доме порядок и приступил к созданию личного художественного стиля технонаив. Если  придумал сам, то и делай сам! Таков был суровый, но справедливый закон на Медвежьих Землях, закон нигде не написанный, но всеми соблюдаемый. А может, не закон это, а образ жизни?!