Ты не блатуй меня

Ян Подорожный
Фото из Интернета.

            В далёкие восьмидесятые в который уж раз я приехал в Москву. Вызвали в качестве спортивного арбитра.  Проводилась очередная Спартакиада народов СССР. Спартакиады были подобием Олимпийских игр. Разыгрывались личные и командные виды спорта. И теннис тоже. Не большой теннис, как кто-то называет сейчас. А - теннис.

          Детали подзабылись  Бег времени неумолим, подробности унесены в прошлое. Но кое-что временами всплывает в памяти. И согревает душу каким-то теплом от соприкосновения с молодостью, с былыми надеждами на будущее.

          В Киев я возвращался вечерним поездом. Свободного времени навалом, девать некуда. И тут мне сделали предложение, отказаться от которого не было ни сил, ни желаний. Один из руководителей всесоюзного судейского аппарата, в частности, курировавший Украину, позвал меня в гости.

         Не буду приводить его фамилию. Назову Борисом Альбертовичем. Б.А. Фронтовик, чуть было не попавший под расстрел во время войны. Что-то ему приписали. Вроде поддержал в конфликте с начальством солдат. Но сумел доказать невиновность. И вышел по возрасту в отставку в звании полковника. С иконостасом наград. Боевых, отмечу.

       Однажды наш судейско-тренерский  коллектив  принимал совместную сауну. И я поразился, взглянув на ноги Б.А. Они были в каких-то буграх и рытвинах. Оказывается, он служил в сапёрных войсках. И где-то ошибся с миной или гранатой. И следы на всю оставшуюся жизнь. При этом абсолютная скромность. Настоящие фронтовики бахвалиться не любили. Это нынче болтунов с "наградами"развелось...

         «Ян, - обратился он ко мне, - зачем вам бродить с сумкой по Москве? Приезжайте к нам на Трёхпрудный переулок, пообедаем, пообщаемся. Кстати, супруга Б.А., Зинаида Григорьевна Блюмкина, тоже была из теннисной когорты. Судья Всесоюзной категории за компанию с нами.

        Мне и до этого приходилось бывать по этому адресу. Между прочим, их соседкой сверху была легендарная певица Изабелла Юрьева. И они любили песню. О чём в дальнейшем упомяну.

       Мы, говоря высоким штилем, отобедали, чем Бог послал. Возникла небольшая пауза. Я размышлял об отъезде и прибытии домой. Всё-таки, две недели соревнований - приличнейшая нагрузка. А ведь назавтра я уже должен быть на своей работе. Крутить баранку.

         Неожиданно Б.А. вышел в другую комнату и тотчас же возвратился с...гитарой в руках. Я заметно «сменился с лица». Меньше всего в планы входило «нарушение тишины посредством громкого пения песен вслух», как фиксировалось в каком-то милицейском протоколе.

        Но ведь и гостеприимных хозяев негоже обижать. Отмечу, что оба они были «до неприличия» интеллигентными людьми, театралами, посетителями выставок и концертов, книголюбами. На этом фоне я ощущал себя диковатым провинциалом. Что, в сущности,  и было на самом деле.

        Однако, при всём при том, мы тоже не лыком шиты. Подстроив инструмент, взяв несколько разминочных аккордов и откашлявшись, я начал исполнять сверхсерьёзнейшую песенку на стихи не менее серьёзного поэта.

       Лица слушателей слегка вытянулись. Б.А. разлил ещё по рюмке, мы чокнулись и опрокинули. Кровь забурлила по слегка остывшим  венам. Хозяин и хозяйка осмотрели меня.

        «Не насилуйте себя, - произнёс Б.А. с чувством. Дайте душе выход. И нашим душам тоже».

        Ещё не совсем уразумев, куда и какой выход нужен душам хозяев и моей, я запел популярный шлягер всех времён и бывших советских народов. «На Дерибасовской открылася пивная». Лица слушателей моментально просветлели. За компанию я тоже озарился внутренним светом. «Процесс пошёл»,- как метко  подметил когда-то М.С Горбачёв.

      Около часа я пел исключительно блатные, воровские, уркаганьи песенки. «Ты не блатуй меня, паскуда, на мокруху», «Соседка Рая», «Все друзья мои свалили» , «По тундре», "За что сломали, суки, мине ногу", и пр., и пр.

       Резюме. Полностью исчерпав свой репертуар, я засобирался покидать тёплый дом . И вспомнились слова Б.А., сказанные на прощание. «Всё же интересны ваши судьи, Ян. Такой репертуар в запасе! И что? Все поют подобным образом? И Володя Савченко, и Юра Карцев, и Даня Тросман?"
А что я должен был ответить?  «Поют не все. Но слушают внимательно. Как и вы с Зиной"».

      Светлая память и благодарность ушедшим и ныне здравствующим за уроки жизни. Спасибо, друзья и коллеги!

Ян Подорожный.        18.07.18.   Любек.