Подруга

Михаил Шаргородский
Поскольку все, что я пишу, так или иначе, связано со мной, с моей жизнью, то и круг героев моих работ достаточно узок и они, зачастую, становятся узнаваемыми, потому что, где-то я о них уже упоминал.
Когда я, после завода, начал службу в промышленности, мне довелось сначала познакомиться, а затем и подружиться с человеком, который работал на одном из заводов, которые я курировал. (Царство ему небесное. Уже 30 лет, как он ушел от нас)
Со временем, я стал бывать у них дома. Дружба стала семейной.  Я уже упоминал в одной из миниатюр, что мать моего друга была совершенно удивительным человеком.
Оставшись в 25 лет вдовой, она сумела cохранить, воспитать и дать высшее образование двум своим сыновьям.
Она была деловой женщиной, и первые уроки вхождения в этот мир, я получил от нее.
Мы с ней очень подружились, и до конца своих дней,  эта немолодая уже женщина, не имевшая образования, стала моим учителем и наставником.
Все, кто нас близко знал, говорили, что дружба с ней, у нас даже превосходит дружбу с ее сыном.
Однажды, когда я зашел к ним в гости, младшая дочь моего друга, огненно рыжий ребенок , остановилась напротив меня, и очень долго, молча, рассматривала. Изучив гостя, она вдруг двинулась к нему, и стала у него между колен.
Когда это увидела ее мать, она была поражена. Дочка не только к чужим, но и к некоторым  своим, подходила очень неохотно.
Моя новая знакомая знала уйму стихов, и по моей просьбе стала читать все, что знала.
Пообщались мы с ней довольно долго, и расстались очень дружески.
Ни один из нас не мог тогда предположить, что эта встреча с ребенком, несмотря на разницу в возрасте, почти в 30 лет, перерастет в особую близкую дружбу, которая длится уже более полувека, и прошла, без ущерба для себя, через целый ряд жизненных перипетий.
Моя героиня росла очень боевым и самостоятельным ребенком. У них в доме жила старенькая няня, взятая в свое время для ухода за старшим сыном, и так и оставшаяся у них.
Подразумевалось, поскольку старший уже вырос, няня будет присматривать за младшей. Но, не тут-то было. Няня в глазах Лены (так зовут мою героиню) не была авторитетом. Она командовала ею, как хотела.
Однажды, когда она особо рассорилась с няней, то схватила столовый нож и стала  угрожать ей.
Когда пришли родители, то няня, встретив их, немедленно стала жаловаться на малолетнюю бандитку.
А она без тени сомнения в своей правоте, сообщила родителям, что няня говорит неправду.
"Она Вам сказала, что я хотела отрезать ей руку, а я хотела отрезать всего лишь палец"
Такова была ее позиция.
Единственный авторитет, который она признавала, был ее отец. Она с младенчества настолько привыкла к тесному и дружескому общению с отцом, что ей больше никто не был нужен, даже, когда подросла, не испытывала сколь нибудь острой потребности в подругах.
Когда ей исполнилось 8, она поразила мою мать, пришедшую к ним в гости. Поскольку никого из взрослых дома не было, она стала, как могла, занимать гостью, и справилась с этим достаточно успешно.
Лет в 11-12 она, в какой-то мере располнела, и стала слегка пухленьким ребенком.
Я точно не помню побудительных причин, возможно в школе кто-то подшутил, но однажды она заявила своим родителям, что переходит на жесткую ограничительную диету.
Причем оговорила, что просит ее не дергать какими либо уговорами, потому что это все равно бесполезно, После этого все мы считали, что она стала попросту голодать.
В доме все с ума сходили. Если ее кто-то пробовал уговорить, она могла перестать общаться с этим человеком.
Примерно за полгода она достигла своей цели, сформировав идеальную фигуру.
Этот стиль жизни она продолжила на много лет вперед, всегда оставаясь привлекательной и не имеющей ни грамма лишнего веса.
Должен сказать, что я всегда восхищался тем, что еще ребенок, по сути дела, смог проявить такую силу воли и терпение, которые большинству, даже взрослых, оказываются не под силу.
Объективности ради следует отметить, что, вобрав в себя мудрость и юмор своего дома, помноженные на природную привлекательность и "выкованную" своими силами гениальную фигуру, она представляла собой весьма завидную невесту.
Когда она оканчивала институт, или чуть позднее, она обратила внимание на парня, который учился в институте вместе с ее братом, и бывал у них в доме.   Симпатия, очевидно была обоюдная, и вскорости встал вопрос об их соединении.
Поскольку у них были довольно традиционные семьи, вначале встретились их родители. Не знаю что, но что-то между ними не склеилось, и они разошлись, не приняв положительного решения. Вот тут-то Лена и взяла меня в свои наперсники.   
Ей парень нравился и она хотела за него выйти замуж. Он разделял эту позицию, но перешагнуть волю родителей они не хотели. Стал вопрос, как повлиять на старших.
Каждый из них понемногу  давил на своих родителей. Но этого было недостаточно.
В этот период, почти каждый день после занятий, Лена забегала ко мне, брала меня за руку и уводила в кабинет, где мы с ней подолгу, как родные подруги, совещались, обдумывая очередной шаг.
В таком духе наши встречи продлились  довольно долго.
Я однозначно стал на сторону своей юной подружки, не думая о том, что старшие члены семьи могут быть недовольны  той позицией, которую я занял в этом вопросе.
Мы перебирали множество вариантов. И какие-то нужные вопросы решали.
В конечном итоге мы пришли к выводу, что этого недостаточно, и нужна повторная встреча родителей.
Но как ее организовать, когда никто из них не готов сделать первый шаг? Учитывая, что в обеих семьях роль женщин была весьма высока, мы решили начать с них. 
Бабушка Лены работала в  одном  из  магазинов. На работу шла к 9 часам утра. Под каким-то, придуманном нами предлогом, мать парня оказалась в это  время там же.
Она не знала, что бабушка там работает. Женщины обрадовались "случайной" встрече, и по душам поговорили.
Обе согласились, что нужна новая встреча.
Такая встреча состоялась. Стороны, будучи, в определенной мере, подготовленными своими детьми, обо всем довольно быстро договорились.
Больше всего в то время меня поражало, как целеустремленно и настойчиво моя подруга шла к намеченной цели. Эти качества у нее сохранились на всю жизнь.
Лена вышла замуж за того кого хотела. Вскорости родила сына. Но жизнь у молодых, которая начиналась с такой любви, и преодолела столько препятствий, не склеилась.  Лена, привычная к демократизму в своей семье, натолкнулась на дремучую мещанскую мораль, наиболее ярким носителем которой, являлась свекровь.
Муж, в какой-то мере маменькин сынок, не смог уберечь молодую жену от ситуации, в которой она просто задыхалась. В это время Лену постигло огромное горе.
Неожиданно скончался Главный человек ее жизни, ее отец.
Трудно передать, как она пережила это горе.  Положение усугублялось тем, что Лена  выросла, как папина дочка, и не была приучена к надлежащим взаимоотношениям с матерью.
Примерно тогда же, у бабушки случился инсульт, и она не могла быть для Лены опорой. Она немного замкнулась и, практически в одиночку, пыталась справиться с постигшей ее бедой.
В этой ситуации она решила не возвращаться к мужу. Во всяком случае, пока хоть немного не зарубцуется ее страшная рана.
Побыв какое-то время в отчем доме, несмотря на сложные  отношения с матерью, она поняла, что снова  окунуться в ту ситуацию выше ее сил.
От горя и переживаний  она стала очень слаба и ее выражение: "Я там попросту сдохну"  выглядело весьма правдоподобно.
Прошел  какой-то период. 
Ребенка же надо кормить. Лена вышла на работу.  Не знаю, сколько времени прошло, но однажды,  придя  к  нам, Лена рассказала, что где-то на работе встретила человека, который обратил на нее внимание, и она не исключает, что их дружеские отношения могут получить серьезное развитие.
Внимательно присмотревшись к ней, я, как-то неожиданно для себя, увидел, что она почти восстановила свою былую привлекательность. Поэтому мне стало очевидным, что ее прогноз на возможное развитие событий вполне реален.
Вместе с радостью за нее, этот прогноз меня сильно  встревожил. Она ведь чья-то жена, и построение новых отношений, без развязки старых, очень отрицательно воспринимается обществом.
Мы решили, что она позвонит мужу, попросив его приехать по какому-то делу. Так и сделали.
Она вышла, и сев в машину, сказала мужу, что "наш брак фактически  не состоялся и уже утратил смысл. Я освобождаю тебя от супружеских уз, и себя тоже считаю свободной. Разойдемся, как нормальные люди, без сцен и упреков"
Он молча согласился. Вся процедура разговора заняла не более 5 минут.
Через не очень продолжительный  отрезок пути, Лена вышла за нового знакомого  замуж.
Он оказался очень положительным человеком.  Обоюдными усилиями они создали идеальную семью, в которой Лена была не только женой и матерью, но и активной советчицей и помощницей своего мужа.
У них было немало сложностей с квартирными делами, но, в конце концов, все решилось наилучшим образом.
Ему почти сразу удалось завоевать  симпатии всей нашей семьи. И что главное, это его взаимоотношения с пасынком.
Он стал для него отцом. И воспитал, как мужчину,  в духе человечности, любви к труду, общению с людьми и неприхотливого в быту. Он хорошо образован и трудится в области политологии.
Родной отец этого молодого человека живет в Америке. Бизнесмен. Много раз приглашал сына переехать к нему. У него уровень жизни выше. Доступны самые престижные учебные заведения.
Сын поехал, побыл немного и скоро вернулся. Он убедился, что здесь его дом и его родители. 
Лена родила еще дочку. Дети в полной мере рассматривают друг друга, как родные и близкие люди.
В тот период Лене  было очень нелегко.
Помимо всего прочего, уважая мужа,  надо было дом переводить на грузинский манер. Они молодцы! Эта трансформация прошла практически безболезненно. Однако,
трудностей в начальный период было немало. В семье двое крошечных детей, жилье "у черта на куличках", работа, дом и все прочее.
Надо было не жаловаться, все успевать, и при этом еще хорошо выглядеть.
Она справилась. Они с мужем во всем помогали и поддерживали друг друга. Я был рад, что  Лене, несмотря на трудности этого времени, удалось сохранить чувство юмора и светлое отношение к миру и к людям.
Нас с Леной, помимо пройденного пути и полного доверия  друг к другу, связывает общность пониманий и поведения в этой жизни.
Когда у меня умерла  жена, я был очень плох. Поскольку я жил один, мы решили, что она каждый день в 9 часов утра будет звонить мне, чтобы убедиться, что все в порядке. Даже если она была больна, все равно звонила.
Уже лет пять она правит все те книги, что я пишу, и пытается немного скрасить жизнь далеко уже немолодого человека.
Должен честно признать, что отношения наши носят взаимно пиитетный характер.
Каждый из нас убежден, что мы, подобно шоу Максима Галкина, "Лучше всех"
Долгие годы общения приучили нас бережно относиться друг к другу.
С годами мы привыкли, что нам уже давно не требуются комплименты. Здесь все само собой разумеется,  по умолчанию.
Несмотря на нашу разницу в возрасте, которая, кстати говоря, нам ни в чем не мешает, Лена смогла больше и лучше других поддержать меня после кончины жены.
Думается, что наши взаимоотношения вряд ли продержались бы столько лет на таком уровне, если бы каждый из нас не берег и не лелеял бы их.
У меня есть и другие знакомые, которых я знаю десятилетия. Но таких отношений, как
с Леной, нет ни с кем. Они уникальны.
Я убежден, что Лене, быть такой, как она есть, во многом помог ее муж, спасибо ему!
Поскольку у нас общество предельно политизировано, у каждого человека сейчас есть свои взгляды на общество, и проводимую в нем политику.
Я знаю, что у Лены, как представительницы более молодого поколения, есть свои политические взгляды, отличные от  моих консервативных понятий.
Но она, щадя меня, никогда не высказывает их в моем присутствии, за что я ей весьма признателен, как и за то чувство такта, проявляемое ею, во всем, что касается меня.
Меня страшно огорчает, что Лена уже стала поговаривать о пенсии, хотя в моих глазах, она по-прежнему привлекательная женщина, которую я по-дружески, всю жизнь люблю.
Думая о наших взаимоотношениях, я прихожу к твердому убеждению, что Лена дочь своего отца, носительница его духа, взглядов и убеждений.
А ведь он был моим самым близким другом, и, пожалуй, единственным человеком, с которым у меня в полной мере совпадала жизненная позиция, и ее трансформация в  образ жизни.
Лена унаследовала дух своего отца, и, наверное, бабушки тоже, поэтому, дорогая моя Подруга, ты для меня в трех лицах, подобно Троице. А она священна! В этом наш главный секрет. И спасибо судьбе, что она распорядилась именно так!