Умение читать

Валерий Стрельцов
      
        Пишу эти строки под впечатлением от только что прочитанного романа Евгения Германовича Водолазкина «Лавр». Автор романа послал мне радостную весть о том, что я не одинок в своих исканиях, что я не одинок на своём Пути…  Правда, таких вестей последнее время  получаю всё больше и больше… Да и «Лавра» принёс мне в теплых руках близкий человек.  Похоже, что замысел этого эссе правильный, потому что многие знаменитые и выдающиеся захотели помочь мне, появляясь из небытия… По правилам нужно было бы их брать в соавторы этой работы… Но среди них  я буду выглядеть как Гулливер в стране великанов.
Недавно в  книгах жены, выселенных на дачу, раскопал пожелтевшую изданную в 1991 году брошюру Георгия Вагнера «Тысячелетние  корни». Книжечка вышла в издательстве «Советская Россия» тиражом 40 тыс.   экземпляров — последние залпы советской индустрии книгоиздательства...  Георгий Карлович, советский философ, искусствовед и историк искусства   укрепил мою душу сообщением на обложке: «Христианское понимание совести стало основой гуманизма...»  Г. Вагнер уже отошёл в мир иной, но и оттуда он постарался помочь в моих блужданиях: «...Лучшим выражением национального духа и, следовательно, духовности вообще является литература.» Русские писатели и поэты на этой ниве хорошо потрудились... Для продолжения разговора необходимо уточнить важные понятия, которые будут постоянно встречаться далее...
В этой работе, в работах философов, историков, филологов, да и просто людей, задумывающихся о смысле жизни часто используются понятия “физический человек», «тело», «душа», «дух», «духовность». Попытаюсь для определенности с помощью Р. Штайнера конкретизировать эти понятия.  Это очень важно для понимания сущности человека в отношениях с окружающим миром.  Он пишет, что в человеческом существе есть три стороны: тело, душа и дух, национальный дух. В своей основополагающей работе «Теософия» он пишет:  «Под телом здесь разумеется то, посредством чего для человека открываются предметы окружающего ему мира, как в вышеприведенном примере цветы лугов. Словом душа указывается на то, чем человек связывает вещи со своим собственным бытием, чем ощущает он от них удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, радость и боль. Под духом разумеется то, что открывается в человеке, когда, по выражению Гёте, он, как «богоподобное существо» взирает на вещи. В этом смысле человек состоит из тела, души и духа. Через свое тело человек на мгновение может привести себя в связь с вещами. Через свою душу он сохраняет в себе впечатления, производимые на него вещами, и через его дух открывается ему то, что сами вещи хранят в себе.» Пока на этом можно остановиться, надеюсь, этого хватит для собственных размышлений над дальнейшим изложением.  Здесь только, уже от себя, добавлю, что именно через работу духа творческих людей шло, и будет идти  формирование и накопление культурного слоя человечества. Герои романа Е. Водолазкина, да и сам писатель в этом тоже принимали и принимают участие, и благодаря им мы можем несколько прояснить для себя понятие национального духа и национального характера русского народа. Много в этом понятии иррационального и таинственного, но стоит потрудиться и взглянуть на него с позиции, которую нам предлагают Гёте и Штайнер, с трудной позиции «богоподобного существа»...
Понятие «национальный дух» - а этот Дух действительно существует у каждого народа - говорит о чём-то неведомом, иррациональном, витающем где-то высоко,  существующем в другом мире, но реально влияющем на каждый народ и  определяющим  своеобразие нации, выражающееся  в особенностях национального характера.  Находит своё выражение в самом народе и материализуется  в его религии и культуре.  Роман-исследование Е. Водолазкина дает нам возможность прочувствовать  глубину и сложность этого иррационального понятия. Трудная тема, но попробуем увидеть-разглядеть- понять национальные черты характера народа, представителями, которого мы являемся.
Георгий Вагнер в приведенной выше цитате еще и о духовности говорит… Духовность - это проявление духа в мире и человеке, определяет  сознательное и бессознательное  стремление человека к божественному - к познанию мира, находящегося за пределами наших пяти чувств, являющихся для нас воротами в материальный мир. Одно их главных проявлений духовности - вера в Бога, извечная потребность в помощи и поддержке Божественных сил, Божьей помощи в обычной жизни людей и в критических ситуациях, когда человек испытывает страх или бессилие - во время смертельной опасности, стихийных бедствий, эпидемий и  болезней… В ответ на такую потребность возникают религии, церкви, появляются священнослужители, монахи, старцы, знахари, юродивые и другие духовидцы, которым тем или иным способом удается установить связь  с Божественным миром.
Благодаря Водолазкину и Вагнеру мне в короткое время удалось собрать большую компанию единомышленников во главе с Августином Блаженным и Гёте…Выяснилось, какое большое количество филологов, лингвистов, литературоведов работало во времена СССР... Главный и самый знаменитый и титулованный - Герой социалистического труда, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Все занимались исследованием духовной жизни нашего народа в древние времена по оставленным им литературным памятникам.  Туда в этот мой узкий круг филологов и академик Александр Михайлович Панченко вошел - советский филолог, оставивший больше трёх сотен научных работ, деятель Пушкинского Дома, и профессор В.М. Василенко, советский историк искусства и поэт… Сразу недоумение появилось: почему после такого количества  известных ученых, научных учреждений и работ, посвященных исследованию национального духа до сих пор не определились с темой русского народа, черт и особенностей  национального характера и национальной идеей?… 
Почувствовал, что учёные-филологи, вдруг открывшиеся мне,  решили помочь мне, набросав мне основные тезисы этой статьи. Филология многоплановая наука и поэтому трудно определима - это отмечал ещё Д.С. Лихачёв, но мне понравилось одно - умение читать. Оно самое  всеобъемлющее и конструктивное, дает направление чувствам , интеллекту и воле человека.  После этого мне показалось, что я тоже пытаюсь этому научиться... К филологам-строителям духовных мостов из прошлого в настоящее будущее после этих откровений, сделанных по прочтении романа Е. Водолазкина с большим пиететом стал относиться. Откровение невежды - нескромно и стыдно об этом говорить, но представители этой ветви науки очень выросли в моих глазах.  Душа воспаряет от таких открытий...  После этого можно было бы оду книге и «книжным трудникам» написать, но это уже сделал мой товарищ, поэт и публицист М.И. Лапшин…   
Это эссе - не рецензия и не отзыв: захотелось поделиться душевной радостью, так как эта работа внесла важный фрагмент в складывающуюся у меня картину прошлого России и русского  народа.  Роман «Лавр» неисторический  - так его определил сам автор на обложке - потому что учёные-историки не признают приоритета Духа  и его главенствующей роли в истории. Это очень близко и моему мироощущению: историческая правда скрывается в глубинах духовной жизни народа - там её надо и искать... Но чтобы её найти нужно   решить очень трудную задачу - отделить объективное от субъективного в истории, отделить начертанное Богом от совершенного по человеческому произволу. Такой подход многое проясняет в тысячелетней истории христианства на Руси, и позволяет увидеть, как его пришествие готовилось в древние языческие и христианские времена Римской империи …
Стремление через исторические факты, деяния и подвиги императоров, царей, вождей, полководцев, как это делала и делает официальная историография, проникнуть в суть происходивших событий и понять их причины невозможно.  Эти деяния и в древние времена, и в Средневековье, и в Новой время , кроме  душевных судорог, ничего не вызывают.   В романе Е.Г. Водолазкина, а он  не только писатель, но и литературовед, теперь, наверное, самый известный ученик Д.С. Лихачёва,  такие исторические фигуры практически отсутствуют, действие происходит  в народной среде, но тем не менее после его прочтения остаётся чувство глубокой исторической правды от событий, произошедших в русском Средневековье  . И эти события позволили мне еще больше проникнуться противоречивой и трагической судьбой русского народа, его менталитетом, понять. что принесло   русским людям христианство. В таком смысле это эссе продолжение и развитие темы очерка «Народ Христа».
Эти два слова не дают мне покоя уже много лет… Но я не одинок  в стремлении разгадать скрывающуюся за ними тайну. Великие умы, учителя человечества, философы, историки, поэты, писатели, художники писали и говорили об этой тайне, но она не перестает волновать умы русских людей и всех, кто пытается понять судьбу и место России в прошлом, настоящем и будущем.  В этих словах  скрываются также тайны духовной жизни нашего народа… Понять это сложно ещё и потому, что в советское время делались  попытки искажения духовной сущности русского народа,  перевоспитания русских людей и создания человека новой социалистической  формации.  В это время появились яркие образцы «новых людей»: шахтеры Стахановы, трактористки Ангелины, писатели Фадеевы - люди самоотверженно и жертвенно трудившиеся на благо социалистического государства, над созданием социалистической утопии… Много исковерканных человеческих судеб и даже жертв появилось в результате этих экспериментов…  И Д.С. Лихачёв к этому руку приложил и М. Горький и многие другие работники идеологического фронта...
Пожалуй, самое главное впечатление от «Лавра» Водолазкина - это картина народной жизни средневековой Руси, картина медленной и мучительной духовной эволюции нашего народа под влиянием Импульса Христа и постепенное прояснение  представления об особой религиозной одарённости русских, об условиях  её возникновения п формах проявления  в человеке... И помогли мне в этом псковские юродивые Устин,  Фома и Карп - невымышленные герои этого неисторического романа.
Были монахи, были монастырские старцы, старцы-отшельники, но наиболее сильно и своеобразно такого рода одарённость проявлялась у Божьих людей -  юродивых, которые выпадали из принятой в православии схемы исповедования веры, и жили в миру по своим не предусмотренным уставами иноков правилам. И эта естественно и самопроизвольно  возникавшая  форма святости наиболее ярко характеризует религиозный тип нашего народа.  В обыденном представлении юродивые - дурачки, но богословы говорят нам, что это не так, и А.М. Панченков в своей книге «О русской истории и культуре» один из разделов этой монографии посвящает юродивым на Руси. Там он поясняет, что юродство «самоизвольное мучениство», маска, скрывающая добродетель. В результате добровольно принимаемых мучений и страданий юродивые становились ясновидцами и  проводниками божественной благодати, откровений, истин для обычных людей-мирян, обличителями греховности их существования, не только рядовые люди им внимали, но и царствующие особы... Вспомните Бориса Годунова, Ивана Грозного, боярыню Морозову... Были и интеллигентные юродивые, врачеватели и писатели. Среди последних А.М. Панченков приводит пример всё время тихо плакавшего, но очень гладко говорившего юродивого Афанасия, одного из  деятелей старообрядчества времен протопопа Аввакума, который по необходимости стал  иноком взялся за перо и писал также гладко, как плакал и говорил … Хороший пример божественности истинных талантов. Также как и Аввакум закончил свою жизнь в горящем срубе… За свою верность древнему православию и свой писательский талант пострадал…

Начал сразу о том, что меня больше всего взволновало в книге, но лучше по порядку - по ходу возникших переживаний от прочитанного-узнанного-осмысленного…