Кострома

Башинская Татьяна
Памятник Ленину в Костроме

- Снимите меня отсюда, люди, не проходите мимо, вон там кран стоит, пригоните его сюда, хватит издеваться над вождем пролетариата!
Примерно так говорит эта достопримечательность Костромы языком тела.
Все дело в том, что огромную розовую пирамиду постамента долго и старательно возводили до революции для памятника царю, и вот незадача, парадигма власти сменилась. Раньше же главнюк - это царь, фигура малоговорящая, статичная и ритуальная, она есть и хорошо, как солнышко на небе. А идея новой власти - вождизм, что-то вроде шамана, фигура резко взаимодействующая с социумом, лучше приводящая его социум  в изумление, лучше шоком, электрошоком, чтобы народ велся постоянно.
Вот и получился памятник архитектурно находящийся в антитезеисах: статичный величественный постамент и бедный столпник аля Франциск, просвещающий верхушки елок насчет победы святого пролетариата.

Кострома деревянная.

  Зачем вообще ехать в Кострому, кстати, некоторое недоумение выскакивало по этому вопросу и в разговорах с местными жителями. Мне всегда так досадно, что красоту нужно объяснять, что нужно людям пальцем показывать куда любоваться, удивляться куда.
Разве вы не видите, что эти серые дровишки куда как более редкие и хрупкие, чем картины Айвазовского, которых он понаписал несчетно, и все охраняются восхищением пропиаренности...
  Наши невзрачные избушки ужасно интересны технически, они копилка огромной бездонной умелости, истории строительства при избытке леса, и как бы вроде топорами люди и сейчас строят, но концепция изменилась, никто больше не затесывает плахи топором, никто не расщепляет бревна клинышком, а чтобы реставрировать Кижи, мастеров искали по всей России, нашли, конечно. Двух.
  У нас все церкви разные, да еще какие разные, а в скандинавиях противно смотреть, одинаковые совсем. Это же у нас круто!
  В Костроме в городе есть много сереньких деревянненьких обычных с виду домишек, но удивительных, а чтобы доказать, что они ценные не хватает ума не только мне.
  А есть в Костроме музей деревянного зодчества или как он там называется, туда не ходит никакой транспорт кроме ног и такси.(таксист насмешил, цитата: Поскольку дпсники нашим водителям за такую езду просто головы отрывают, многие наши водители ездят без голов) У музея этого зодчества на выселках  даже скамеечек у входа нет, и даже автомат с бутылками воды работает только по рабочим часам, все сурово и злобно, чтобы колорит что ли передать национальный?
  А знаете ли вы, что шатровые церкви Никон обругал, и их пару веков строили редко и как бы из под полы?
  В костромском деревяннозодческом сборище есть несколько древних домов с печками по черному и они не такие как типичные новгородские дома у Юрьева монастыря, они сильно похожи на реконструкцию в Старой Руссе или в Норвегии, (там у них есть фантазии по поводу отсутсвующей истории в деревне Викингов). Я говорю про гигантские высокие пространства над сенями, над коридорами между частями дома, это крытый двор, сени, лестницы, горницы, очень много места и ничем не занято, в высоту метров семь над сенями, а чердака нет, сразу крыша соломенная, это все для дыма. В доме как бы есть внутри внизу чистый дом с печкой без трубы, над печкой продух с крышкой, и все дымное теплое уходит в сени и под крышей стоит, греет то что ниже, внутри, где как прогорит чистенько ну и запахи выгорают все. Это же экономно как. Ну я пыталась там с кем поговорить о механике процесса, но понимания не случилось.
  Самые поразительные избушки на курьих ножках, ну ясен пень, что амбары. Мышки и мишки не пройдут, а знаете ли вы, что отличные вынюхиватели всего съедобного мишки, не поднимают голову и не чуют ничего выше трех с половиной метров, потому лабазы всегда вешают выше на деревьях и вдали от жилья? Потому эти избушки на курьих ножках в точности повторяют и захоронения многих  северных народов и не очень северных, типа мокши и манжурцев, так что Фром насчет бабы яги всеж был прав, она мертвец в домовине, ну у северных кроме мишки была причина так хоронить еще вечная мерзлота, очевидно ж.
Еще есть в этом музее пара бабыежных постооек, это мельница, она без крыльев, что обидно, вот тут очень обидно было. У нее еще должен был быть здоровенный хвост из бревна и крылечко, за громадное бревно ее разворачивают на ветер, крыльцо-лесенка подвесное. А вот в Эстонии на островах этих деревянных мельниц как грязи, и некоторые используются, и есть в центре острова Сааремаа, самого большого, изумительный музей Пять ангелов, там все конструкции мельниц с объяснениями волшебства, с деревянными шестеренками, везде можно полазить и даже покрутить. Это же наши конструкции, мельницы эти русские, но у нас только обломки, а там...Обидно.
  Чтобы прочувствоваться пришлось посидеть на полу деревянной церковки, она особенная, и там светло даже в каком-то мистическом смысле.
Чувствую, не смогла ничего высказать,жаль бестоковая, но почему все повторяют, что Кижи без гвоздей, но гвозди и скобы там  везде, как раз гонт гвоздями и прибивается, ну эти фигурные чешуйки на луковках, дело совеошенно не в безгвоздности, а во многих мелочах, например, крышу клали на плетенку из бересты, и многими способами. ..ой все.не могу.

Воскресения храм на Дебре.

(Нижняя Дебря это прибрежная улица в Костроме, верхней нету, смешило очень что дебря оказалась женского рода, лохматая такая буреломь.)

  Этот храм ошеломил, его как будто пятилетний ребятенок из яркого пластилина слепил. Мы уселись и блаженствовали рядом с ним, просто сидели и улыбались, вот и фоток маловато вышло, а жаль.
  С правой стороны расписанный треугольничками бок, так делают в буддийских храмах олин в один, те же цвета, так же имитируют кубики, это странно. И хорошо. Я обыскалась в интернете, почему он такой? Почему такой веселый, непосредственный, кривоватая лепка, и стены ни одного ровного угла! и вишневый сумашедший цвет, все же шатровые церкви белые или кирпичные, кроме той что на Красной площади, которая Василия Блаженного или Покрова во рву. Эта в Костроме тоже считается шатровой, хотя самое шатровое в ней елки рядом, но это просто так получилось, что-то строили, что-то убирали.
 Есть масса архитектурных к ней статей, но там просто описания с головоломными названиями, и нигде нет вот почему такой яркий фокус, откуда такие индийские краски, такое вдруг не соответствие названному "русскому барокко", которое не барокко вовсе по определению, а это сказочное чудо вовсе иное, и очень душевное.Там итальянцы отметились.
  Внутри крытого крыльца темно и только на фотках мы разглядели эту удивительную напряженную палитру с оранжевым и вдруг! точным цветом Веронезе, это цвет моря на солнце, откуда здесь, почему?как...
..загадка преемственности сродства душ еще и многих реставраторов, чистых детских душ.

  Я не написала про Пожарную часть, которая центр лучевой застройки, это смешно и понятно что так просто вышло, и про уставную гаупвахту, это типовая постройка от 19 века, на Сенной в Санкт-Петербурге точно такая же, и про возвышенно классический архитектурный ансамбль Торговые ряды, Торговые ряды пустые длинные, весь центр это бесконечные галереи торговых рядов, и они ничем не заняты, это странно и меланхолично...

Кострома углы круглые

  Кострома тихая умиротворяющая, есть в ней что-то свое особенное, например скругленные углы зданий, это выглядит необыкновенно галантно. Вот предствьте себе почти все углы на перекрестках круглые, некоторые с колоннами, некоторые с балкончиками, а представьте еще, какие там внутри дома получились угловые эркеры и как зимними вечерами там люди смотрят на проезжающие машины и грустят или пьют чай. Кострома славная, есть в ней не просто уют тихого городка, а что-то настоящее. Благородство?