ВерОника из Ирландии

Анна Алексеевна Золотовская
                (Вторая история на тему “Дорогие мои иностранцы”)   
      
Знакомство с ВерОникой началось с её путевых заморочек, точнее-непутёвых…

  Что-то случилось с рейсом из Дублина, и ей из Парижа в Санкт-Петербург пришлось лететь другим рейсом. Естественно, и билет из СПБ в Петрозаводск пришлось поменять. Словом, вместо утреннего приезда, как мне было извещено, она приезжала поздно вечером.

   И я решила её встречать.

- Как,- рассуждала я,- молоденькая девушка окажется ночью одна на чужом вокзале. А вдруг она… А вдруг её… и т.д. Моё беспокойство рисовало одно несчастье несчастнее другого.

    Дочь меня убеждала, что мои страхи смешны и наивны. Что в любом случае её встретит заказное такси. Но не зря говорится, “у страха глаза велики”. И поздно вечером я отправилась на вокзал на троллейбусе. Ехать недолго, минут 10-15.

     Я знала номер поезда и номер вагона. По прибытии поезда я уже стояла на перроне. Как выглядит эта девушка, я знала только по фото. А фото есть фото.

    Словом, почему-то такой девушки в этом вагоне не оказалось. Я ещё побегала какое-то время по перрону вдоль вагонов, но так и не встретила мою гостью.

      Расстроенная, я вернулась домой одна. Уже собралась звонить и трезвонить везде, как позвонили мне из отеля “Карелия” и сказали, что мою ВерОнику привез таксист в отель, что она уже устроилась в номере, а завтра утром они вызовут такси и отправят по моему адресу.

      Я успокоилась, хотя было неприятно сознавать, что по моей глупости девочке пришлось очень потратиться.

      Отель Карелия тогда был самым дорогим у нас. Это лет через 7-8 будет открыт с непосредственным участием моей дочери в качестве директора по персоналу отель мирового уровня Park Inn Radisson. И гостиница “Карелия” и другие в городе разом подешевеют.

     Утром я встала ни свет ни заря. Приготовила завтрак и стала ждать. Приехала она около 10 утра. Таксист проводил ее до дверей моей квартиры.

Я открыла двери моей квартиры и увидела перед собой невысокого роста худенькую девушку с длинными рыжеватыми волосами, обрамляющими смущенное лицо.  Она улыбалась мне какой-то виноватой улыбкой.

Мне она показалась несчастным, покинутым всеми ребенком.
Я скорее проводила ее в свою комнату и пошла на кухню накрывать стол.
Мысли мои были уже только о ней.

  -Господи! Что за нужда погнала эту девочку на другой край света. Ведь у нее есть свой дом, родители, которые ее, конечно, любят.  Зачем они отпустили ее в наши холодные, утопающие в снегах края с морозами и метелями, долгими сумерками зимой.

 Появление Вероники прервало мои грустные раздумья.  Переодетая, умытая и причесанная, она  уже  не выглядела  столь  жалкой. Улыбающееся личико с  большими  зелеными  любознательными  глазами  производило  впечатление  девушки  с  характером.

  Мы сели за стол.  Кушать она почти ничего не стала, сказала, что в отеле позавтракала.  Но от горячего чая с молоком не отказалась.

 Разговор у нас   первый получился не очень… Русский она знала плохо,  я  английский – еще  хуже.  И тем не менее, я поняла вчерашние ее приключения.

  Ее, действительно, как и говорила моя дочь, на вокзале уже  ждало вызванное  такси.  Больше того, таксист встретил ее  у  вагона  и сразу  повез  по  моему адресу.  А  я в  это  время носилась от вагона  к  вагону в поисках ее.
Но  когда  мой  домофон  не  отозвался  и домашний  телефон тоже молчал,  Вероника заволновалась.

 Хорошо, что таксист  сразу не  уехал  и  предложил  отвезти  ее в  гостиницу. Ну а дальше мне уже  все  было  известно.

  Этот день  был  выходным.  И она, довольная, что  все  ее  дорожные  волнения  закончились  и  что  больше   не  надо  куда-то  спешить,  спокойно сидела за столом,  подливая и прихлебывая  горячий чай с молоком.  Я тоже люблю чай с молоком, и это  небольшое  сходство  уже  немного  сблизило  нас. Потом она ушла в свою комнату  распаковывать  вещи,  а  я занялась  приготовлением  обеда.

  К обеду она не  вышла.  Я тихонько  приоткрыла  дверь и  увидела, что  она  спит. Будить  не  стала.  На  меня  опять нахлынула жалость: бедный измученный  ребенок.

 Вечером  мы  долго  сидели  за  ужином, пытаясь  разговаривать.  Но пока наше общение напоминало героев из  фильма В. Рогожкина  «Кукушка».

 Потом я пригласила ее в свою комнату, показала  свои  семейные  альбомы. Увидев пианино, попросила разрешения  поиграть. Получив согласие, она долго музицировала    что-то свое. Квартира наполнилась звуками музыки.  Стало легко и спокойно на душе.

И в последующие вечера она часто играла Бетховена, Шопена и ирландскую музыку.
Вероника проживала у меня с питанием: завтрак и ужин дома.  А обедала, как и все  студенты,  в  университетской  столовой.

 В  этот  вечер  мы обсудили, что  готовить  на  завтрак.  Получилось все  очень  просто:  каша- любая- обязательно,  чай  с  молоком,  а  остальное  - что  придется.  Фрукты и овощи – обязательно-  уже подсказала  я.

  На  другой день, когда  она  пришла  из  университета,  я обратила  внимание  на ее  одежду.  Коротенькое легкое голубое пальто, замшевые  коричневые,  явно не  зимние,  длинные  сапоги.  И без головного убора…  На дворе у нас лютый  февраль.  Мне опять стало ее  жалко:

  - Что  там  мать-то  ее  думала, собирая дочку  на  далекий  российский  север,- мысленно  негодовала  я.

  Я  тут  же  достала  из  шкафа  дочкин  пуховик  и  предложила  ей  примерить.  Он подошел  как нельзя лучше,  и  ей  тоже  понравился.  Позже она  купила  себе  такой  же.

 Осталось только  обуть ее  по  сезону.  Но зимние ботинки моей  дочки  ей  не  подошли.  При ее небольшом  росте ступня  ноги  оказалась  большой  (у  моей  дочери  размер  обуви  35).  В этот же день  она  купила  себе  удобную  зимнюю  обувь.

 Я  успокоилась.  Да и девочка совсем  стала  «своей».  Хотя ее иконное    бледно-розовое лицо, обрамленное  негустыми  рыжеватыми  волосами,  и  большие  зеленоватые  глаза  выдавали  ее  нездешность.

  Недели  через  две  ее  успехи  в  русском  языке  настолько  продвинулись,  что  мы  уже  свободно  беседовать  за  ужином.

 Я об Ирландии  почти ничего  не  знала.  И теперь с помощью  ее  рассказов  и  фото  я  узнала  много  о ее  прекрасном  крае  О  трагической  судьбе  ее  родины.  300 лет,  как  мы,  русские,  были  под  татаро-монгольским  игом,  так  они  были  под  владычеством  Англии.  Она откровенно говорила,  что  не  любит  все  английское,  даже  язык,  на  котором  ей  приходилось  говорить  и  учиться.

  Во время  наших  длинных  бесед  она  спела  мне  несколько  ирландских  песен.  Голос ее был несильный,  но  приятного  тембра.

 А когда  я  проговорилась,  что  мне  нравится  один  ирландский  танец, который  я  называю  ирландской  чечеткой,  она  понимающе  улыбнулась  и  тут  же  встала  в  нужную  позицию…  и виртуозно «отбарабанила эту  чечетку»
 С большой гордостью   Вероника рассказывала  о  своем  древнейшем  университете  в  Дублине,  где  она  учится  вот  уже  два  года,   изучая  языки  и  социологию.

  Кстати, мне интересно было узнать и  то,  что  почти  весь  фильм  о  Гарри  Поттере  снимался в  Ирландии,  а  сцены  где  жили  и учились  юные  герои  фильма,  снимались  в  здании  ее  родного  университета.

  Наши встречи за ужином  на кухне  становились  уже  традицией.  Все, что я готовила на  ужин,  ей  все  нравилось.  При ее худенькой  фигурке  я  удивлялась  ее  отменному  аппетиту.  Ей так  же,  как  и мне,  нравились  рыбные  блюда, селедочка…  Наша карельская  кухня  тоже  пришлась ей  по  душе.  Иногда  она говорила,  что  ее  мама тоже  это  блюдо  готовит.

 А когда  хорошо  покушаешь,  то   и    беседуется  хорошо.

 Постепенно студенческие дела  и  развлечения  тоже  увлекли  ее.  И она часто стала предупреждать меня,  что  на  ужин  она  не  придет.  Я была  рада,  что  у   нее  здесь  появились  друзья.

 Иногда она просила разрешения  прийти  с   друзьями  к  нам.  Я, конечно разрешала, но только без  ночных  посиделок…  Дома ночью мы спим.
  Почему-то ее друзьями  в  большинстве  стали  азиатские  студенты.  Однажды она пришла с китайцами.

 Их было трое:  мальчик  и  две девочки.  Все они были  в  одинаковых  красных  футболках  и, как  мне казалось,  все  на  одно  лицо.  Я предложила   им проходить,  но  они  почему-то  нерешительно  топтались  у  дверей.

  Но когда  Вероника  прошла  вперед  и  открыла  дверь  туалета,  то  они  скоренько  туда  посеменили.   И после уже  довольные,  они весело  мне  поулыбались.  Поблагодарили и пошли в  комнату  Вероники.  Я пригласила всех  на  кухню  к  чаю.  Заварила зеленый китайский чай.  Китайцы – большие знатоки  чая,  но  у  нас  в  России  они  уже  привыкли  пить  то,  что  именуется  чаем.  У меня  они  тоже  охотно  выпили  по  чашке,  но  не  притронулись  ни  к  чему  сладкому,  что  я  выложила  на  стол  к  чаю.  Для них чай  - это  чай.  А все  остальное  еда.

Моя  дочь  очень  хорошо  отзывалась  о  китайских  студентах.  Они  были  неприхотливы  в  быту,  жили,  в  отличии  от  европейцев,  в  общежитии.  Она  отмечала  такие  качества  как  приветливость  и  общительность.  Они  были  старательны  в  учебе,  аккуратны  в  быту.

  У меня  до  сих  пор  хранится  их  коллективная  открытка  на день  рождения.  Рядом с  автографом  по-китайски  написано  русское  имя,  которым  они  звались  среди  русских.  К нам  они  приходили  редко.

  А  вот  подруга  из  Малайзии  стала  частой  гостьей  в  нашей  квартире.  Такая  «крепко  скроенная»,  как  говорили  в  старину  на  Руси,  темнокожая  и  кудрявая  девица.  Рядом с  моей  худенькой ВерОникой  она  выглядела  этаким  гренадером.  Эта внушительная  подруга  сопровождала  ее  везде.  Когда она  приходила,  я  в  шутку  говорила  Веронике:

 - Ну   вот прибыл  твой  телохранитель.
 
Да,  такая  уж  точно  не даст  себя  в  обиду,  да  и  подругу  защитит.
Когда  я  с ВерОникой  шла  по улице,  то  замечала,  как  молодые  люди  заглядывались  на  нее.  Ну  а  если  рядом  была  наша  малайзийка,  то  - уж  извините  -  все  взоры  только  на  нее.  Она к  такому  вниманию  относилась  равнодушно,  то  есть  -  никак  не относилась.  По - моему, она  и не  замечала  никого  вокруг.  «Плыла»  себе,  как  корабль,  разрезая  воды  пустынного  океана.

Я  уже  писала,  что  азиатские  студенты  в  большинстве  своем  придумывали  себе  русское  имя.  Так  вот эта  гренадерша  решила  себя  именовать  Светой.  Света…  Мне же  казалось,  что это  имя  меньше  всего  сочеталось  с  ее  внешностью.  Я просто  избегала  так  называть  ее,  а  настоящее  имя  ее  никак  не  согласовалось  с  моей  дикцией.  И  как-то  в  нашем  домашнем  речевом  обиходе  она  просто  звалась  «наша  малайзийская  подруга».

   Однажды мы с  ней  вдвоем  были  на  кухне.   Она замечательно говорила на  русском,  почти  без  акцента.  Тогда она рассказала мне  о  своей  стране.  Показала  мне  фото    своего  города  Куала  лумпур,  роскошный  дом  своих  родителей.  Видимо,   это  были  очень  обеспеченные  люди.  Отец  ее  был  какой-то  «большой  шишкой»  в управлении  страны.
 
К ВерОнике она относилась  с  обожанием.  Готова все  для  нее  сделать  и  просто  носить  ее  на  руках.

Однажды,  это  было  в  Женский  день  8  марта,  мы  решили  с  Вероникой  устроить  праздничный  завтрак.  Я  испекла  пирог  с  морошкой.  Очень  лакомый  пирог!  Наши северяне  это  знают  отлично.

Вероника,  проснувшись  и  увидев  мои  хлопоты,  мигом  куда-то  исчезла. Когда  я  уже  накрыла  стол  в  большой  комнате,  появилась  она.  С  букетом  тюльпанов!  А  на  стол  -  конфеты  и  бутылку  -  нет,  не  шампанского  и  не  легкого  вина  -  а  бутылку  виски JAMESON.  У меня  глаза  на  лоб  полезли,  а ей  хоть  бы  что… Достала  сама  рюмки…  И только  стала  разливать  -  звонок  в дверь.  Слава  Богу!  Это пришли дочка с мужем.  С поздравлениями!  И  мы  в этот  день  весело  отметили  праздник.   Без малайзийской подруги.

  Вскоре после нашего  праздника  Вероника  сказала, что  к ней  приедет  ее  друг.  Он тоже из  Ирландии,  но  сейчас  по  делам  прилетел  в  Москву  и  хочет  ее    повидать.  Но где  его  лучше  устроить    Я  сразу  догадалась,  что  ей  не  хочется  его  никуда устраивать,  а  хочется,  чтобы  эти  два  дня  и  ночь  он  тоже  был  бы  в  нашей  квартире..

Я  ответила,  что  пусть  она  сама  решает.  Ведь  у  нас  нет  третьей  комнаты,  и  ему  придется  жить  только  в  ее  комнате,  вместе  с  ней.  Она, по-моему,  только этого  и  ждала  от  меня.  Весь день она  ходила  в    приподнятом  настроении.  Сходила сама в  магазин,  закупила  много  всяких  вкусных  продуктов.

Встретила она его утром  фирменным  поездом,  ласточка  тогда  еще  не  ходила.
Мальчик тоже  был  невысок  ростом,  молод;  хотя  по  всему  видно,  что  ему  за  25.  Он тоже  был  рыжеват  и  улыбчив.  Имя  его  было  Шон.  Мне  он сразу  понравился.  Шон привез  мне  шикарную  коробку  конфет.

  Как-то  скоро  они  ушли  и  вернулись  только  под  утро.  Оказывается, вчера  они  успели  побывать  в  Кижах.

 А утром,  немного  отдохнув,  все  были  уже  на  ногах.  Шон крутился у  меня  на  кухне,  предлагая  свою  помощь  в  приготовлении  завтрака.

  И  только  мы  устроились  за  столом  -  звонок  в дверь.  И  на  пороге -  наша  любимая  малайзийская  подруга…

 -  Явилась   -  не запылилась,- проворчала  я  вслух.  Пришлось потесниться  за  столом.  Наша семейная  идиллия  мигом  улетучилась.

 Вероника  и  Шон  скоро  встали  из-за  стола  и пошли  к  себе  в  комнату.  И подруга  тоже  было  направилась  следом,  но  я  ее  остановила.

  - Света,-  кажется, впервые  этим именем  я  обратилась  к  ней, -  посиди  со  мной,  выпей  еще  чаю.  Расскажи мне  про  Малайзию.

Она,  по – моему,  поняла  меня.  Мы молча посидели за  чаем.  Кажется, моя подруга  была  чем-то  недовольна.  Обижена…   Но я ей безжалостно сказала:
 - Ты сегодня  иди  к  другим  подругам.  Шон уедет сегодня вечером.  Пусть Шон   и Вероника  побудут  вместе.  Они давние друзья и любят  друг  друга.  А  ты  завтра  в  университете  встретишься  с  Вероникой.

 И она,  нехотя  попрощавшись,  ушла.

Вскоре  она  совсем  покинула  наш  город.  Вернулась  к  себе  на  родину.  Думаю,  главная  задача  у  нее  решена:  она  неплохо  знала  русский  язык,  и наверняка  эти  знания  найдут  применения  в  ее  стране.  Для  меня  в  далекой  и  экзотической  Малайзии.

Близилось время  и  расставания  с  Вероникой.  За четыре  месяца  она  хорошо  владела  устной  речью,  да  и  с  письменной  прогресс  был  налицо:  уходя  куда-то  без  меня,  она  всегда  оставляла  мне  записки,  куда  ушла  и   когда  вернется.

  Вообще, я отметила  большие  способности  в  языках  всех,  кто  у  меня  проживал.  Как правило, они знали  несколько  языков  Английский -  запросто, который  считали  самым  легким  и  неинтересным.

  А вот о русском языке  отзывались  только  в  превосходной  степени.  И конечно, все хотели читать  русскую  классику  в  подлинниках.

   Расставались мы с  ВерОникой  как  близкие  и  родные  люди.

В этом рассказе я  почти  не  отвлекалась,  как  обычно  часто  делаю,   уходя  «не в  ту  степь».   А сейчас душа просит сделать  здесь  одно   лирическое  отступление  на  тему  «Встречи  и  расставания».

  Они сопровождали  меня  всю  жизнь.  В 16  лет  я  уехала  из  родительского  дома,  в  котором  остались  моя  уже  немолодая  мама  и  младшая  сестра.
А  потом  долгие  годы  -  череда  встреч  и  расставаний  с  одинокой  мамой.  Так  как  скоро  и Александра  уехала  учиться  в  Петрозаводск.

 Мои  расставания  повторились  и  с  моей  дочерью.  Впервые  в  10  лет  она  уехала  на  гастроли  в  Финляндию,  а  потом  еще  10  лет (все  школьные  и  студенческие  годы)  она   с  ансамблем  ездила  по  Европе.

Так  сложилась  жизнь, что и  по  работе  ей  пришлось  бывать  за границей.  Не забуду, как  она  уже  одна   летела  в  Стамбул  на  семинар…  Или из  Уфы  в Вену…  А я только молилась, когда  она  садилась  на  очередной  самолет.
  А что делать… Такая теперь жизнь.  Другие совсем люди. Со знанием языков они ощущают себя человеком мира,  а  не  только  одной  страны.

Побывав в  24  странах  мира,  моя дочь  чувствует  себя  за  границей , как  рыба  в воде.  Я это поняла, когда  побывала  с ней в  поездках.

 И не зная этого,  мне  сложнее  было  бы  понять    моих  дорогих  иностранцев.

 Продолжение  в  следующей  истории.